Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального становления школьников - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального становления школьников


Автор(ы): Пирогова Наталия Александровна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Уже не первый год МОУ СОШ №1 предоставляет учащимся 10-11-х классов возможность получения дополнительного образования в рамках профильного обучения. Сегодняшние выпускники имеют активную жизненную позицию и чёткое представление о том, что их ждет в будущем. На этом и основана приоритетная работа школы. Благодаря сотрудничеству с ведущими ВУЗами страны, такими как Северный государственный медицинский университет и Балтийский государственный технический университет “Военмех”, педагогический коллектив школы проводит интенсивную подготовку учащихся к поступлению в эти учебные заведения по специально разработанной для школы вузовской программе. В настоящий момент в школе работает три профильных направления, по которым осуществляется довузовская подготовка: медико-биологическое, физико-математическое, социально-гуманитарное.
Психологическое сопровождение в предпрофильном и профильном обучении имеет большое значение. Для того чтобы выбор профиля обучения был осознанным, продуманным, ученикам необходима информация о собственных психологических особенностях, склонностях, качествах, которые необходимо корректировать и т.д. В свою очередь, администрации школы и педагогам, ведущим предпрофильное и профильное обучение, необходима информация о запросах учеников, их интересах, потребностях, способностях, чтобы вносить коррективы в программы обучения, вводить новые курсы, учитывать психологические особенности учеников, способствовать психологическому и личностному развитию.
Поэтому основными задачами данного направления работы являются:
  1. Сбор психодиагностической информации и составление сравнительной базы данных по годам.
  2. Профориентационное просвещение учащихся, индивидуальное профконсультирование, помощь в профессиональном и личностном самоопределении, индивидуальная психодиагностика.
  3. Получение информации о профессиональных и учебных предпочтениях, интересах, склонностях учащихся, с целью распределения детей по профильным классам.
В результате мониторинговых исследований, проведенных среди учащихся, их родителей и педагогического коллектива, выявлены необходимые предпосылки профилизации образования.
Важным моментом при выборе профиля является мониторинг интеллектуального развития учащихся. Методика “Эрудит” используется мною с 2006 г. в 9-х классах. Всего за истекший период времени было обследовано 157 учащихся нашей школы. Психолог не ставит цель определение уровня развития интеллекта учащихся, а отвечает на запрос школы: в каких учебных дисциплинах ученики наиболее успешны. Поэтому при качественном анализе теста акцент делается на анализ успешности по основным предметам школьной программы: общественные, гуманитарные, естественные науки, физика-математика.
Одной психологической диагностики недостаточно для принятия решения о зачислении в профильный класс: необходимо учитывать объективные успехи в освоении профилирующих предметов и мотивацию, то есть желание самого учащегося. Как правило, низкой успеваемости по предмету сопутствует слабый интерес к нему. Но хорошие оценки не всегда означают интерес к предмету – одной из распространенных ошибок в выборе профессии является “перенос” интереса к яркому, талантливому учителю на его предмет. При комплектовании профильных классов собираются, анализируются и обобщаются не только результаты диагностики, но и сведения, полученные в ходе личных наблюдений, бесед с учителями и родителями
Набор в профильные классы осуществляется без конкурса, поэтому ученики имеют разные учебные возможности, но благодаря высокой мотивации “слабые” ученики показывают неплохие результаты к концу 11-го класса и поступают в ВУЗы на бюджетные места.
Психологическое сопровождение учащихся профильных классов заключается в исследовании эмоционального состояния в начале обучения, в проведении развивающей работы с учащимися, в психологическом просвещении родителей и педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы, а также в мониторинговых мероприятиях, которые позволяют наблюдать динамику интересов и склонностей учащихся.
Организация профильного обучения потребовала от администрации школы и педагогов корректировку учебного плана школы. При составлении учебного плана были учтены особенности профилизации, а также введение для учащихся дополнительных курсов, в том числе и психологических: “Основы психологии”, “Основы конструктивного обучения”. В ходе проведения курсов школьники активно работают с методиками, проводятся игровые профессиональные пробы, игры, получают новые знания, развиваются рефлексивные умения. Потребность в определении своих интересов, способностей и направленности личности у учащихся достаточно велика.
В рамках предпрофильной подготовки, ведётся психологом школы элективный курс по выбору “Человек и профессия”, который позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
  • помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
  • подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
  • расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типа...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.17 | Просмотров: 2082

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340