Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Тема урока: Формирование навыков самопрезентации в рамках психологического сопровождения профильного обучения (10–11-е классы) - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Тема урока: Формирование навыков самопрезентации в рамках психологического сопровождения профильного обучения (10–11-е классы)


Автор(ы): Горобец Ольга Александровна, методист-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи:
  1. Формирование умений и навыков установления контактов.
  2. Развитие навыков аргументации, невербальных методов общения. (Обретение собственного речевого стиля).
  3. Обучение навыкам делового общения, технике ведения переговоров, постановке вопросов.
  4. Развитие способности управлять мимикой, жестами, движениями. (Языку телодвижений).
  5. Обучить навыкам самопрезентации.
Вводная часть
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас 15 занятие по курсу “Психология управления”
Тема: Психология деловых отношений. Практическое занятие: Формирование навыков самопрезентации.
Цель нашего сегодняшнего занятия: Обучится навыкам самопрезентации.
Ребята давайте вспомним, что было на прошлом занятие.
Какая была тема занятия?
Что вы узнали о техники делового общения?
А от чего зависит успешность делового общения?
На 13 занятии мы с вами оценивали себя по диагностики “Самооценка личности”, то есть мы оценивали себя по 4 блокам: деятельность, поведение, чувство, межличностные отношения.
Результаты Вы видите на таблицы по всему Вашему классу.
Сегодня же мы с вами оценим себя по блоку самооценки “Насколько вы самокритичны”. Диагностику мы проведем на компьютере, результат вы получите сразу, его вы запишите в тетрадь.
Основная часть
Упражнение "А вот и Я"
Цель: моделирование некоторых элементов собеседования при поступлении в учебное заведение и, таким образом, повышение уровня готовности учащихся к подобным собеседованиям.
Ребята садятся в круг. Количество участников – 13человек. Игровая процедура проходит по следующим этапам:
1. Участникам игры объясняется ее общий смысл – проверить и, по возможности, хоть не немало повысить свою готовность к прохождению собеседования при поступлении в учебные заведения. Само название игры как бы говорит, вот я пришел, посмотрите, подхожу ли я для вашего заведения... По условию игры предполагается, что итоги собеседования являются решающим фактором поступления на учебу.
2. Каждый участник на отдельном листочке выписывает 5 – 7 самых главных правил поведения для поступающего и 5-7 главных правил проведения беседы для члена приемной комиссии, которые позволили бы ему не ошибиться при выборе претендента. (Целесообразность включения в игру роли руководителя (члена Приемной комиссии) объясняется тем, что претендент, поступающий в учебное заведение должен понимать позицию руководителей заведения, а также лучше осознавать, чего от них ожидают при собеседовании. Все это повышает, шансы претендента произвести хорошее впечатление и быть зачисленным). На это отводится примерно 5 – 7 минут.
3. Все садятся в круг. Предлагается двум игрокам-добровольцам выполнить первое игровое задание: в течение 7-10 минут разыграть сценку собеседования. Сразу же уточняется, кто будет играть претендента на вакантное место, а кто руководителя заведения.
4. После этого обязательно следует уточнить, что это за заведение (конкретный вуз, и т.п.), а также, какая именно вакансия предлагается для претендента, т.е. о чем пойдет речь. Желательно, чтобы заведение и вакантное место в нем были достаточно престижными и, но в то же время реалистичными для поступления. Уточняет это игрок, изображающий руководителя.
5. Другой игрок – претендент – сразу же уточняет, какими основными характеристиками и качествами обладает его герои, например, его возраст, образование, пол, жизненный опыт и т.п.
6. Во время проигрывания остальные участники внимательно наблюдают за действиями руководителя и претендента, отмечая для себя, насколько их действия соответствуют выписанным на их листочках правилам поведения для руководителя и претендента.
7. После первого проигрывания всем (включая главных игроков) дается задание: по 5-балльной шкале оценить успешность действий отдельно для претендента и для руководителя.
8. Первое слово предоставляется главным игрокам. Сначала они по очереди называют свои оценки (и самооценки), а потом кратко комментируют их, не забыв соотнести свои оценки с выписанными ранее правилами поведения для руководителя и для претендента. После этого кратко высказываются и остальные участники. Время на завершения первого обсуждения 5 – 7 минут. При наличии большего времени можно даже быстро подсчитать, сколько баллов набрали руководитель и претендент по оценкам остальных игроков.
9. Перед тем, как начинается общая игра, зачитывается для общего развития основные правила для человека, желающего произвести хорошее впечатление и для руководителя, который не хочет ошибиться в своем выборе.
К примеру, чтобы понравиться другим людям можно ориентироваться на следующие известные правила, выделенные Д. Карнеги:
1 – искренне интересуйтесь другими людьми;
2 – улыбайтесь;
3 – помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;
4 – будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе;
5 – говорите о том, что интересует Вашего собеседника;
6 – внушайте Вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
Для руководителей можно порекомендовать следующее :
1 – не поддаваться первому впечатлению от внешности претендента (важнее для работы и учебы все-таки деловые качества).
2 – не переоценивать “красноречие” претендента, которое далеко не всегда свидетельствует об организаторских способностях;
3 – не переоценивать различные дипломы "с отличием” (они достаточно могли быть “купленными” или полученными без особого труда);
4 – при первой встрече следует поменьше говорить самому руководителю (рассказывать об организации, учебном заведении) и больше слушать претендента;
.5 – даже если претендент поначалу и не произвел впечатления, не следует ему отказывать сразу; можно вежливо предложить ему позвонить через два-три дня секретарю;
6 – руководитель должен хорошо сам понимать, какой же работник ему нужен (хотя бы примерно представлять, какими качествами и характеристиками он должен обладать, чтобы выполнять конкретную работу или обучаться по конкретной специальности).
10. После этого предлагается выйти следующему добровольцу на более сложную и интересную роль – претендента, беседующего с целой Приемной комиссией.
11. Доброволец сам определяет, в какое заведение и на какую вакансию (специальность) он собирается оформиться, а также кратко называет основные характеристики своего “героя”.
12. Роль руководителей, а точнее - членов Приемной комиссии играют все остальные участники, они делятся на две команды, т.е. беседовать с претендентом будет не одна, а сразу две Приемные комиссии на конкурсной основе... Каждая комиссия располагается за отдельным столом.
13. Смысл дальнейшего задания заключается в том, что члены комиссий по очереди задают претенденту различные вопросы, а он сразу же на них отвечает. Примерно через 5 – 7 минут таких вопросов-ответов члены комиссий должны на листочках по 5-балльной шкале оценить, насколько готов претендент к зачислению в их учебное заведение. После этого в каждой команде (в каждой комиссии) проводится небольшое обсуждение и быстро подсчитывается средний балл готовности претендента (по баллам, проставленным в листочках).
14. Проводится итоговое обсуждение. Если у Приемных комиссий разные мнения, то организуется небольшая дискуссия, как между командами-комиссиями, так и между отдельными игроками. Общим итогом игры могут стать совместно разработанные и уточненные правила поведения для претендента и для руководителя (члена Приемной комиссии).
Возможны и другие варианты проведения данного игрового упражнения. К примеру, после разыгрывания ситуации собеседования в паре, всем предлагается также разделиться на пары и воспроизвести эту ситуацию (или же самим определить, в какое заведение, на какую вакансию, и какой по своим качествам человек собирается поступать). В других случаях можно заранее выбрать из числа играющих (а может даже, и из числа приглашенных специалистов) специальное жюри, которое и будет проставлять основные баллы и говорить свое решающее слово. Можно также после первого проигрывания в паре всем разделиться на команды, выбрать в каждой команде своего добровольца-претендента и разыграть его беседу с членами Приемных комиссий (в каждой из команд) и т.д. и т.п.
Главное для упражнений такого типа – постараться меньше фантазировать и быть ближе к реальности. Для этого требуется лучше представлять, какие сложности ожидают претендентов при поступлении в те или иные учебные заведения, а также при оформлении в государственные организации и частные фирмы.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия:
- Что нового вы узнали на занятии?
- Что понравилось?
- Что нет?
- Что вызвало затруднения?
Заключительное упражнение: Декларация моей самоценности “Я - это Я”.
На развитие этих умений, а так же на получение соответствующих знаний, которые призваны, с одной стороны, способствовать развитию определенных умений и навыков в дальнейшей самостоятельной деятельности выпускника, а с другой стороны, призваны помогать выпускнику в анализе конкретных ситуаций и составлении программы собственных действий, и направлено содержание данного тренинга.
Список литературы:
  1. Ю Тюшева “Выбор профессии”, Питер. - 2006 г.
  2. Михайлова Е.В. “Обучение самопрезентации”/ учебное пособие гос.ун-т- высшая школа экономики, 2-е изд. М.: изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
  3. Каткова Е.И. Психологический практикум “Эффективные технологии трудоустройства”: учебно-методическое пособие – Комсомольск-на-Амуре, изд. “Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет”. 2007 г.
  4. Каткова Е.И., Ситяева С.М. “Эффективные технологии трудоустройства”: учебно-методическое пособие – Комсомольск-на-Амуре, изд. “Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет”. 2007 г.
  5. http: || azps. ru.| training|
  6. “А вот и я” Источник: упражнение из “А-Я Психология”.
Введение. Актуальность темы для учащихся школ.
Каждый учащийся учебного заведения сталкивается с проблемой поступления в учебное заведение, трудоустройства, знает, что решение ее во многом определяет дальнейшую судьбу. А ведь поиск образовательных учреждений, работы - это по-настоящему экстремальная ситуация, заставляющая переживать целую гамму чувств, от разочарования до надежды, от печали до радости, от глубокого отчаяния до блистательного ощущения победы. Ситуация поиска работы, учебного заведения отнесена психологами к разряду стрессовой, входящей в первую десятку по эффективности воздействия на личность наряду с разводом и смертью близкого человека. Это в большей степени касается тех, кто ищет ее впервые, а одним из основных стрессовых факторов является...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1998

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340