Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Тема урока: Формирование навыков самопрезентации в рамках психологического сопровождения профильного обучения (10–11-е классы)
Автор(ы): Горобец Ольга Александровна, методист-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи: - Формирование умений и навыков установления контактов.
- Развитие навыков аргументации, невербальных методов общения. (Обретение собственного речевого стиля).
- Обучение навыкам делового общения, технике ведения переговоров, постановке вопросов.
- Развитие способности управлять мимикой, жестами, движениями. (Языку телодвижений).
- Обучить навыкам самопрезентации.
Вводная часть Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас 15 занятие по курсу “Психология управления” Тема: Психология деловых отношений. Практическое занятие: Формирование навыков самопрезентации. Цель нашего сегодняшнего занятия: Обучится навыкам самопрезентации. Ребята давайте вспомним, что было на прошлом занятие. Какая была тема занятия? Что вы узнали о техники делового общения? А от чего зависит успешность делового общения? На 13 занятии мы с вами оценивали себя по диагностики “Самооценка личности”, то есть мы оценивали себя по 4 блокам: деятельность, поведение, чувство, межличностные отношения. Результаты Вы видите на таблицы по всему Вашему классу. Сегодня же мы с вами оценим себя по блоку самооценки “Насколько вы самокритичны”. Диагностику мы проведем на компьютере, результат вы получите сразу, его вы запишите в тетрадь. Основная часть Упражнение "А вот и Я" Цель: моделирование некоторых элементов собеседования при поступлении в учебное заведение и, таким образом, повышение уровня готовности учащихся к подобным собеседованиям. Ребята садятся в круг. Количество участников – 13человек. Игровая процедура проходит по следующим этапам: 1. Участникам игры объясняется ее общий смысл – проверить и, по возможности, хоть не немало повысить свою готовность к прохождению собеседования при поступлении в учебные заведения. Само название игры как бы говорит, вот я пришел, посмотрите, подхожу ли я для вашего заведения... По условию игры предполагается, что итоги собеседования являются решающим фактором поступления на учебу. 2. Каждый участник на отдельном листочке выписывает 5 – 7 самых главных правил поведения для поступающего и 5-7 главных правил проведения беседы для члена приемной комиссии, которые позволили бы ему не ошибиться при выборе претендента. (Целесообразность включения в игру роли руководителя (члена Приемной комиссии) объясняется тем, что претендент, поступающий в учебное заведение должен понимать позицию руководителей заведения, а также лучше осознавать, чего от них ожидают при собеседовании. Все это повышает, шансы претендента произвести хорошее впечатление и быть зачисленным). На это отводится примерно 5 – 7 минут. 3. Все садятся в круг. Предлагается двум игрокам-добровольцам выполнить первое игровое задание: в течение 7-10 минут разыграть сценку собеседования. Сразу же уточняется, кто будет играть претендента на вакантное место, а кто руководителя заведения. 4. После этого обязательно следует уточнить, что это за заведение (конкретный вуз, и т.п.), а также, какая именно вакансия предлагается для претендента, т.е. о чем пойдет речь. Желательно, чтобы заведение и вакантное место в нем были достаточно престижными и, но в то же время реалистичными для поступления. Уточняет это игрок, изображающий руководителя. 5. Другой игрок – претендент – сразу же уточняет, какими основными характеристиками и качествами обладает его герои, например, его возраст, образование, пол, жизненный опыт и т.п. 6. Во время проигрывания остальные участники внимательно наблюдают за действиями руководителя и претендента, отмечая для себя, насколько их действия соответствуют выписанным на их листочках правилам поведения для руководителя и претендента. 7. После первого проигрывания всем (включая главных игроков) дается задание: по 5-балльной шкале оценить успешность действий отдельно для претендента и для руководителя. 8. Первое слово предоставляется главным игрокам. Сначала они по очереди называют свои оценки (и самооценки), а потом кратко комментируют их, не забыв соотнести свои оценки с выписанными ранее правилами поведения для руководителя и для претендента. После этого кратко высказываются и остальные участники. Время на завершения первого обсуждения 5 – 7 минут. При наличии большего времени можно даже быстро подсчитать, сколько баллов набрали руководитель и претендент по оценкам остальных игроков. 9. Перед тем, как начинается общая игра, зачитывается для общего развития основные правила для человека, желающего произвести хорошее впечатление и для руководителя, который не хочет ошибиться в своем выборе. К примеру, чтобы понравиться другим людям можно ориентироваться на следующие известные правила, выделенные Д. Карнеги: 1 – искренне интересуйтесь другими людьми; 2 – улыбайтесь; 3 – помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке; 4 – будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе; 5 – говорите о том, что интересует Вашего собеседника; 6 – внушайте Вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне. Для руководителей можно порекомендовать следующее : 1 – не поддаваться первому впечатлению от внешности претендента (важнее для работы и учебы все-таки деловые качества). 2 – не переоценивать “красноречие” претендента, которое далеко не всегда свидетельствует об организаторских способностях; 3 – не переоценивать различные дипломы "с отличием” (они достаточно могли быть “купленными” или полученными без особого труда); 4 – при первой встрече следует поменьше говорить самому руководителю (рассказывать об организации, учебном заведении) и больше слушать претендента; .5 – даже если претендент поначалу и не произвел впечатления, не следует ему отказывать сразу; можно вежливо предложить ему позвонить через два-три дня секретарю; 6 – руководитель должен хорошо сам понимать, какой же работник ему нужен (хотя бы примерно представлять, какими качествами и характеристиками он должен обладать, чтобы выполнять конкретную работу или обучаться по конкретной специальности). 10. После этого предлагается выйти следующему добровольцу на более сложную и интересную роль – претендента, беседующего с целой Приемной комиссией. 11. Доброволец сам определяет, в какое заведение и на какую вакансию (специальность) он собирается оформиться, а также кратко называет основные характеристики своего “героя”. 12. Роль руководителей, а точнее - членов Приемной комиссии играют все остальные участники, они делятся на две команды, т.е. беседовать с претендентом будет не одна, а сразу две Приемные комиссии на конкурсной основе... Каждая комиссия располагается за отдельным столом. 13. Смысл дальнейшего задания заключается в том, что члены комиссий по очереди задают претенденту различные вопросы, а он сразу же на них отвечает. Примерно через 5 – 7 минут таких вопросов-ответов члены комиссий должны на листочках по 5-балльной шкале оценить, насколько готов претендент к зачислению в их учебное заведение. После этого в каждой команде (в каждой комиссии) проводится небольшое обсуждение и быстро подсчитывается средний балл готовности претендента (по баллам, проставленным в листочках). 14. Проводится итоговое обсуждение. Если у Приемных комиссий разные мнения, то организуется небольшая дискуссия, как между командами-комиссиями, так и между отдельными игроками. Общим итогом игры могут стать совместно разработанные и уточненные правила поведения для претендента и для руководителя (члена Приемной комиссии). Возможны и другие варианты проведения данного игрового упражнения. К примеру, после разыгрывания ситуации собеседования в паре, всем предлагается также разделиться на пары и воспроизвести эту ситуацию (или же самим определить, в какое заведение, на какую вакансию, и какой по своим качествам человек собирается поступать). В других случаях можно заранее выбрать из числа играющих (а может даже, и из числа приглашенных специалистов) специальное жюри, которое и будет проставлять основные баллы и говорить свое решающее слово. Можно также после первого проигрывания в паре всем разделиться на команды, выбрать в каждой команде своего добровольца-претендента и разыграть его беседу с членами Приемных комиссий (в каждой из команд) и т.д. и т.п. Главное для упражнений такого типа – постараться меньше фантазировать и быть ближе к реальности. Для этого требуется лучше представлять, какие сложности ожидают претендентов при поступлении в те или иные учебные заведения, а также при оформлении в государственные организации и частные фирмы. Заключительная часть Подведение итогов занятия: - Что нового вы узнали на занятии? - Что понравилось? - Что нет? - Что вызвало затруднения? Заключительное упражнение: Декларация моей самоценности “Я - это Я”. На развитие этих умений, а так же на получение соответствующих знаний, которые призваны, с одной стороны, способствовать развитию определенных умений и навыков в дальнейшей самостоятельной деятельности выпускника, а с другой стороны, призваны помогать выпускнику в анализе конкретных ситуаций и составлении программы собственных действий, и направлено содержание данного тренинга. Список литературы: - Ю Тюшева “Выбор профессии”, Питер. - 2006 г.
- Михайлова Е.В. “Обучение самопрезентации”/ учебное пособие гос.ун-т- высшая школа экономики, 2-е изд. М.: изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
- Каткова Е.И. Психологический практикум “Эффективные технологии трудоустройства”: учебно-методическое пособие – Комсомольск-на-Амуре, изд. “Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет”. 2007 г.
- Каткова Е.И., Ситяева С.М. “Эффективные технологии трудоустройства”: учебно-методическое пособие – Комсомольск-на-Амуре, изд. “Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет”. 2007 г.
- http: || azps. ru.| training|
- “А вот и я” Источник: упражнение из “А-Я Психология”.
Введение. Актуальность темы для учащихся школ. Каждый учащийся учебного заведения сталкивается с проблемой поступления в учебное заведение, трудоустройства, знает, что решение ее во многом определяет дальнейшую судьбу. А ведь поиск образовательных учреждений, работы - это по-настоящему экстремальная ситуация, заставляющая переживать целую гамму чувств, от разочарования до надежды, от печали до радости, от глубокого отчаяния до блистательного ощущения победы. Ситуация поиска работы, учебного заведения отнесена психологами к разряду стрессовой, входящей в первую десятку по эффективности воздействия на личность наряду с разводом и смертью близкого человека. Это в большей степени касается тех, кто ищет ее впервые, а одним из основных стрессовых факторов является...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1998
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|