Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Литературно-музыкальная композиция Люди! Покуда сердца стучатся, помните!.. (внеклассное мероприятие)
Автор(ы): Макеева Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
«Люди! Покуда сердца стучатся, помните!...» Ведущий № 1: Звучат колокола Потомки! Вы слышите звуки набата? То памяти нашей голос живой Сквозь время рвется. Год сорок пятый! Рождался в суровых боях под Москвой! Лютая стужа, сугробы по пояс И молчаливая поступь солдат, Отлитая в пули сыновья совесть, И в сердце присяга: « Ни шагу назад!» Ряды ополченья у стен Мавзолея, Военный парад и последний приказ! Смотрите, потомки! Сейчас, в наше время Вновь оживет о героях рассказ. Звучат колокола, постепенно затихают и сменяются мелодией вальса Исполняют под музыку Ведущий № 2: Пришел июнь – румянец года, Обилие света и тепла, И зацвела вокруг природа Палитрой красок ожила. Ведущий № 1: И тополиный пух метелью Следы дорог запорошил, И хор кузнечиков свирелью Поля и рощи огласил. Ведущий № 2: Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось… (С. Щипачев) Звучит вальс; юноши и девушки ходят по сцене Юноша: Какое сегодня чудесное утро, какое голубое небо! Да, вот и пролетело детство золотое. Прощай, школа, учителя! Что нас ждет впереди?! Девушка: Саша, о чем ты мечтаешь? Юноша: Я… Я хочу поступить в институт, а потом…, наверное, буду врачом. А ты? Девушка: А я хочу быть учителем. А еще я хочу, чтобы этот мир был таким же светлым и солнечным, как сегодня! Средь звуков вальса слышится гул самолетов, все приостанавливаются Юноша: Почудилось… Гул усиливается, музыка останавливается Девушка: Что случилось, скажи мне, ветер? Что за боль у тебя в глазах? Разве солнце не так же светит, Или вянут травы в садах? Юноша: Почему люди все на рассвете Вдруг застыли, раскрыв глаза? Девушка и юноша (вместе): Что случилось, скажи нам, ветер? Неужели это – война?! Звучат разрывы бомб Ведущий № 1: Мирно страна проснулась В этот июньский день, Только что развернулась В скверах ее сирень. Радуясь солнцу и миру, Утро встречала Москва. Вдруг разнеслись по эфиру Памятные слова… Ведущий № 2: Год 1941. 22 июня… от Советского Информбюро: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города». Звучит песня «Священная война»; муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача Читают на фоне музыки Юноша: Не быть рабыней отчизне, И нам рабами не быть! За счастье свободной жизни Не жалко голов сложить!
Отсюда наше бесстрашье Начало свое берет. Священна ненависть наша, Расплаты близок черед!
Нет краше, страна родная, Счастье - тебе служить. Идем мы, смерть презирая, Не умирать, а жить! Звучит песня «Эх, дороги»; муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина Все уходят, на сцене остаются только ведущие Ведущий № 1: Война – жесточе нету слова, Война – печальней нету слова, Война – святее нету слова. В тоске и славе этих лет, И на устах у нас иного Еще не может быть и нет. (А. Твардовский) Ведущий № 2: Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду На все, на все четыре года. Четыре долгих года, 1418 дней,34000 часов шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. «Россия должна быть ликвидирована» - объявил Гитлер 1 августа 1940 года. Брест первым принял на себя удар фашистской армии. Три с половиной тысячи человек против целой вражеской дивизии, усиленной танками, самолетами, артиллерией. 28 дней длилась героическая оборона Брестской крепости, почти все ее защитники пали смертью храбрых. Оборона крепости – это поистине подвиг воинов-патриотов. Я крепость (6 раз) Я бьюсь Я не сдамся врагу. А смерть – это просто нелепость,
Её я принять не могу. Я – Брест. Я стою обожженный. Я бьюсь за солдатскую честь. И нету здесь, нету сраженных, Здесь только убитые есть.
Мой дом окружен и отрезан. Мне трудно. Опять и опять. И если не хватит железа – Я буду камнями стрелять.
Сквозь смертную эту свирепость, Сквозь гиблую бурю огня. Я крепость! (3 раза) Потомок, ты слышишь меня?
Ведущий № 1: И с болью, и с памятью вместе. В солдата Победы глядишь, Победу он выстрадал в Бресте, Ему до земли поклонись. Звучит песня «Поклонимся великим тем годам»; сл. М. Львова 30 сентября 1941 года началось наступление на Москву. Все встали на оборону. В том числе и девушки. Появляются две девушки, звучит вальс 1ая: Качается рожь несжатая. Шагают бойцы по ней. Шагаем и мы – девчата, Похожие на парней. 2ая: Я пришла из школы В блиндажи сырые. От Прекрасной Дамы – В «мать» и «перемать». Потому что имя Ближе, чем Россия, Не могла сыскать. (Ю. Друнина) Усаживаются на краю сцены, укутавшись в шинель Инсценируют стихотворение Ю. Друниной «Зинка» Звучит песня Б. Окуджавы « Мы за ценой не постоим » Фашистами было взято в плен много советских людей, захвачено 1242 танка и 5412 орудий. Но благодаря сопротивлению окруженных частей было выиграно время для организации обороны Москвы, в которой к 4 декабря 1941 года «завязла» немецкая группа армии «Центр», а 5-6 декабря уже последовало мощное советское контрнаступление. Враг, бросая танки и автомашины, отошел от Москвы на 100-250 км. Звучит песня « Моя Москва»; муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского, С. Агаряна Москва, Москва, священная держава, Благословляя, веря и любя, Мы за тебя – по долгу и по праву, И по любви – мы бьемся за тебя! За то, чтобы черемух пеной белой Дымя – дымилась теплая земля, Чтоб ликовали отчие пределы, В отраде жили русские поля; За то, чтоб солнце гасло на затоне И звезды отражались бы в реке, За то, чтоб мать глядела с-под ладони На озаренном солнцем большаке; За то, чтоб смолк повсюду рев орудий, Чтоб хлеб и соль стояли на столе, За то, чтоб просто радовались люди На снова отвоеванной земле! Ведущий: Уже осенью 1941 года немецкое командование осознало, что план молниеносной войны – провалился, что война приобретает затяжной характер. Они увидели спасение в стратегии голода. Обречь на мучительную медленную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, лишить воли к сопротивлению, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов, готовых за миску баланды на все… . Вот что такое фашистская стратегия голода. …И листовки летели с неба На пороги замерзших квартир: «Будет хлеб. Вы хотите хлеба?...» «Будет мир. Вам не снится мир?...» Дети, плача хлеба просили, Нет страшнее пытки такой. Ленинградцы ворот не открыли И не вышли к стене городской. Без воды, без тепла, без света День похож на черную ночь Может, в мире и силы нету, Чтобы все это превозмочь? Умирали - и говорили: - Наши дети увидят свет! Но ворота они не открыли, На колени не встали, нет! Мудрено ли, что в ратной работе Город наш по-солдатски хорош?... Петр построил его на болоте, Но прочнее земли не найдешь. (Е. Рывина) 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2887000 человек. Острый голод давал о себе знать: у людей слабели руки и ноги, немело тело. Смерть настигала людей везде. В связи с истекающими запасами муки снижались нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 года рабочие стали получать в сутки 250 грамм, а неработающие и дети - по 125 грамм хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик. Сто двадцать пять блокадных грамм С огнем и кровью пополам… (О. Бергольц) Когда блокадный Ленинград доедал хлеб, посеянный еще до войны, появилась книга «Использование в пищу ботвы и огородных растений», цена ее была 1 рубль. Суп из ботвы брюквы с мукой: - ботва брюквы - 190 гр.
- мука - 3 гр.
- лук - 5 гр.
- соль - 5 гр.
- специи - 5 гр.
- жиры - 0,03 гр.
Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252000 человек. Ленинградцы умирали, но как? Они оставались героями до последнего вздоха, их смерть призывала живых к настойчивой неукротимой борьбе. Все испытывали голод, но трудились и жили с надеждой в торжество победы. Блокада
Да, Ленинград остыл и обезлюдел, И высятся пустые этажи, Но мы умеем жить, хотим и будем, Мы отстояли это право – жить. Здесь трусов нет, здесь Не должно быть робких И этот город тем непобедим, Что мы за чечевичную похлебку Достоинство свое не продадим. | Ведущий: Особенно тяжело было выжить в блокадном Ленинграде детям. Что они чувствовали и переживали? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой. «Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января, в 3 часа дня 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942 года. Мама – 13 мая, в 7 часов 30 минут утра 1942 года… Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня» Ведущий: Таню Савичеву тоже убили фашисты. Не пулей, не снарядом, - голодом. Ей было всего 11 лет.
Танин дневник-это боль Ленинграда, Но прочитать его каждому надо. Словно кричит за страницей страница: Вновь не должно это все повториться.
«Я родилась в Ленинграде, поэтому блокада Ленинграда была мне предначертана судьбой. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзали на 20-30 см. в ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня, ребенка, что это ночь (даже если это день), а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…» Ведущий: Тамаре Бурцевой было 13 лет, когда началась война. Вспоминая жизнь в осажденном городе она плачет до сих пор. «Люди падали от голода прямо на улице – замерзали, умирали. Покойники были страшными: кости, обтянутые желтой кожей, незакрывающиеся рты. …самыми первыми умирали грудные детишки, затем дошколята, школьники, подростки и… мужчины.
В блокадных днях Мы так и не узнали, Меж юностью и детством Где черта? Нам в сорок третьем выдали медали, И только в сорок пятом – Паспорта. (Ю. Воронов)
Ведущий: На войне детей не бывает. Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Чаще – смерть. Ведущий: В марте 1944 года советские войска вышли на границу, но у них за спиной оставались свидетельства чудовищных преступлений фашистов на оккупированных территориях. Вы уже слышали дневник Тани Савичевой, написанный в блокадном Ленинграде. Но не легче было и в немецком плену, о чем свидетельствует письмо Кати Сусаниной. Ученик читает письмо Кати Сусаниной Вскоре после освобождения белорусского города Лозно в1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов… был найден маленький желтый конверт, прошитый нитками. В этом конверте оказалось письмо Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику. Доведенная до отчаяния, Катя в день своего 15-летия решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью она написала письмо отцу. На конверте стоял адре...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.07.17 | Просмотров: 2058
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|