Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Родительское собрание Здравствуй, пятый класс! - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Родительское собрание Здравствуй, пятый класс!


Автор(ы): Бойко Елена Владимировна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи:
  • Ознакомить родителей с особенностями адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене.
  • Провести анкетирование родителей на тему: «Знаете ли вы особенности адаптации и трудности вашего ребенка в этот период?» и сопоставить с результатами детского анкетирования.
  • Предложить родителям практические рекомендации.
Оформление: Рисунки пятиклассников на тему “Что мне нравится в школе?”
Материалы: бланки для анкетирования, шариковые ручки.
Уважаемые родители, сегодня мы с вами обсудим такую важную тему, как адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене, обратим внимание на ее позитивные и негативные стороны, а так же на те условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.
Первая и очень важная часть школьной жизни уже позади – ребенок окончил начальную школу. Он гордится тем, что «уже не маленький», он чувствует себя совсем взрослым и называет «малышам» тех, кто всё ещё учится в начальной школе, от которых сам отделился всего лишь три месяца назад. Он теперь – пятиклассник! В этот период они с большим удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям и сестрам, друзьям о «доброй» историчке или «вредной» англичанке. Кроме того, дети понимают, что это шанс начать свою школьную жизнь заново, исправить все то, что не получалось в начальной школе, это еще одна возможность проявить себя и попытаться наладить отношения с новыми учителями.
Чего же чаще всего ждут родители от своих детей в этот период? Успехов в учебе, высокой успеваемости (в любом случае не ниже той успеваемости, что была)? Но, к сожалению, чаще бывает наоборот, заметное снижение уровня успеваемости. Кроме того, Вы всё чаще замечаете, что Ваш ребенок стал более беспокойным, нервным, иногда не может сделать даже то, что всегда делал с легкостью, забывает принести нужные для урока учебные принадлежности…
Причиной всего этого может быть адаптационный период, во время которого очень возрастает нагрузка на психику ученика.
Но перед тем как обсуждать адаптационный период и его особенности, давайте мы вместе с вами (письменно в бланках ваших анкет) ответим на следующие вопросы и поймем, насколько хорошо мы представляем себе то, в чем, заключается сложность данного этапа жизни и какие трудности есть именно у ваших детей. (Приложение 1)
Теперь давайте обсудим то, в чем же на самом деле заключается трудность этого периода и как можно помочь ребенку пройти это серьезное испытание. Резкое изменение условий обучения, многообразие и качественное усложнение требований, которые предъявляют к школьнику разные учителя, а также смена статуса «самого старшего» в начальной школе на «самого маленького» в среднем звене – все это становится довольно серьезным испытанием для психики пятиклассника.
  • В период адаптации дети могут стать более тревожными (они очень переживают, даже по незначительному поводу, чаще плачут, боятся отвечать у доски, постоянно волнуются из-за оценок и т.д.) или, напротив становятся чрезмерно общительными, болтливыми, шумными («нарушителями спокойствия»). Очень часто у детей снижается работоспособность, усидчивость, темп деятельности, они могут стать неорганизованными, забывчивыми. У некоторых даже нарушается сон (чаще это - бессонница или беспокойный сон), аппетит (чаще это снижение аппетита, но бывает и повышение). Все эти изменения встречаются примерно у 70-80% школьников.
Хотя у большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, чаще всего примерно через 2 – 4 недели после начала учебы. Но, к сожалению, есть дети, которые не могут привыкнуть к новым условиям обучения 2 – 3 месяца и даже дольше.
В этот период некоторые дети начинает чаще обычного болеть, подобные заболевания носят психосоматический характер.
В чем заключается ваша помощь? В период адаптации очень важно для ребенка, чтобы дома была спокойная, щадящая обстановка, доверительная атмосфера, кроме того, обязательно соблюдение режима дня, нужно сделать все для того, чтобы пятиклассник постоянно чувствовал поддержку и помощь со стороны родителей. Если Вы заметили проявления повышенной тревожности, вот несколько советов по взаимодействию с таким ребенком:
  • Обязательно давайте вашему ребёнку выговориться, поделиться своими школьными страхами и тревогами.
  • Попытайтесь создать ситуацию успешности (как в урочной, так и во внеурочной деятельности – вы можете помочь ему подготовить интересный доклад или найти в Интернете полезную информацию по подготовке КВН или конкурсы для классного вечера и т.д.)
  • Создавайте условия для выхода активности, накопившегося напряжения, агрессивности, помогайте расслабиться.
  • Заранее подготовьте ребёнка к грядущим переменам, расскажите, что его ожидает в пятом классе, заострите внимание на позитивных изменениях.
  • Научите его в любой ситуации видеть плюсы, пропагандируйте оптимизм, убеждайте, что всё будет хорошо.
Если вы видите, что процесс адаптации затянулся более чем на 3 месяца и замечаете ухудшение самочувствия ребенка, постоянное нежелание идти в школу на фоне пониженного настроения и снижения успеваемости, то Вам просто необходимо обратиться с данной проблемой к школьному психологу.
  • Что же может затруднить адаптацию детей в средней школе? Прежде всего, в 5 классе школьник сталкивается с такими проблемами: вместо одного учителя стало 12-14 учителей-предметников, после каждого урока нужно переходить из одного кабинета в другой и кабинетов ОЧЕНЬ МНОГО. Кроме того, чаще всего ученики переходят или в другое здание, как это происходит в нашей школе, или, по крайней мере, на другие этажи школы. Достаточно трудно приходится детям в первые две недели: им нелегко найти нужный кабинет, запомнить, как зовут учителя, ориентироваться по расписанию, особенно если в нем произошли изменения. И ко всему этому, именно в это время, ребенку надо завоевывать авторитет и не у одного учителя, а у многих, выработать с каждым свои отношения.
В чем заключается ваша помощь? Никогда не ограничивайте свой интерес обычным вопросом: «Как прошел твой день в школе?». Каждый день находите время для беседы с ребенком. Спрашивайте о том, какие сложности или трудности возникли сегодня, чем, наоборот он доволен, что удалось сделать лучше, чем раньше? Какие предметы вызывают положительные эмоции, с какими связаны негативные переживания? Как складываются взаимоотношения с педагогами? Проконтролируйте то, заполнен ли список преподавателей в дневнике, также вы можете поиграть в игру «Как зовут ваших учителей», которая поможет быстрее запомнить имена и отчества учителей по разным предметам. Вы называете предмет и имя учителя, а ребенок называет отчество; Вы называете предмет, а ребенок называют имя и отчество; Вы называете фамилию, а ребенок – предмет и так далее. Кроме того, вы можете добавить в игру и номер кабинета учителя-предметника. Очень хорошо играть в неё тогда, когда в гостях у вашего ребенка одноклассники, тогда игра идет на скорость и количество правильно названных Ф.И.О. учителей.
Запоминайте имена, все события и детали, о которых ребенок рассказывает вам, обязательно используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Интересуйтесь делами в классе, тем, как у вашего ребенка складываются отношения с одноклассниками и с «новичками», т.к. именно в 5-м классе чаще всего в коллектив приходят новенькие ученики.
Регулярно беседуйте с учителями-предметниками и классным руководителем вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми, особенно если вы чувствуете, что многого не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой. Даже если нет особых поводов для беспокойства, встречайтесь с классным руководителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Если увидите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Обязательно расскажите об особенностях своего ребенка.
Бывает так, что между вами и учителем возникают серьезные разногласия, помните, что вы должны приложить все усилия, чтобы мирно разрешить их, иначе вы можете поставить ребенка в положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
  • Очень часто усложняет период адаптации рассогласованность, даже противоречивость требований разных учителей-предметников: по математике должно быть две тетради – для классных и домашних работ и тетрадь для контрольных работ, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по – разному; учителя по природоведению и истории требуют, чтобы, пересказывая параграф, ученик придерживался данных, изложенных в учебнике, а учителя литературы и обществознания хвалят за собственное мнение и т.п
И все эти требования надо не только знать, но и четко им следовать, а ведь так легко запутаться, на каком уроке, что надо делать. Трудности у пятиклассников может вызвать и то, что на каждом уроке необходимо приспосабливаться к определенному темпу работы на уроке, особенностям речи и стилю преподавания каждого учителя.
В чем заключается ваша помощь? Главное, вам нужно объяснить ребенку, что есть и плюсы в этих «рассогласованностях». Ребенок старается учитывать требования, соотносить их, преодолевать трудности – а это значит, он учится взрослой жизни, где разнообразие требований – норма. Кроме того, ребенок, учась строить отношения с разными учителями, становится более гибким в общении. Важно, чтобы вы, родители, объяснили ребенку, с чем связаны эти различия, и помогли ему справиться с возникшими трудностями. Можно составить расписание уроков с указанием на требования учителя: например, природоведение – составить план ответа по учебнику, иностранный язык – всегда приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для переводов и т.п.
  • Часто у некоторых пятиклассников возникает чувство ненужности и одиночества, т.к. такой индивидуальный подход, который был в начальной школе, невозможен в среднем звене. Дети даже могут обижаться на учителя-предметника или на классного руководителя за то, что он никак не может запомнить их имя, не говоря уже о том, чтобы запомнить и учитывать все...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.18 | Просмотров: 1352

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340