Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Личностное познание собственных возможностей - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Личностное познание собственных возможностей


Автор(ы): Бобровник Ольга Владимировна, учитель русского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Важен не только результат,
Важен процесс творчества.

И.А. Мухина.
Вот уже тридцать лет я преподаю русскую литературу и за эти годы пережила многие методические увлечения и разочарования. Но критерием успешности того или иного приема в преподавании всегда была реакция на него моих учеников.
Из года в год ученики разительно меняются, и с этим нельзя не считаться. Дело не только в составе класса, в уровне развития учащихся, неповторимости их интересов, микроклимате общения. Дело в том, что время вызывает к жизни иного человека. Если прежде было достаточно увлечь учеников миром писателя, проблемой, выдвинутой и эстетически преломленной в произведении, то сегодня этого уже недостаточно. Они хотят познавать литературу личностно, постигать не только художественные поиски автора, но и самих себя.
Ответ на многие вопросы и сомнения я нашла в книге о педагогических мастерских под редакцией Э.С. Соколовой. Концепция данной технологии предполагает воспитание в ребенке способности видеть мир как загадку, допускает возможность спорных ответов, отвергает "окончательное" решение проблем. Она учит искать и спрашивать.
Использование уроков мастерских влияет положительно на конечный результат. У обучающегося повышается мотивация к обучению при адекватной оценке себя как личности. Он видит (без принуждения), в чем преуспел и в чем отстал от других. Как результат, совершенствуется логическое и образное мышление, окрашенное эмоциональным переживанием. Творческие задания стимулируют активность ассоциативного мышления.
Ученики с желанием выступают на читательских конференциях, занимают призовые места на конкурсах и олимпиадах, проявляют инициативу при выборе тем исследовательских работ, основываясь на личных интересах и жизненном опыте. На занятиях устанавливается эмоциональный и психологический комфорт.
Гимназисты на деле ощущают значимость полученных и личностно необходимых знаний, умений и навыков: если я что-то не смог сделать и понять сегодня, я постараюсь осилить это завтра. Мои ученики знают, что такая возможность реальна.
При работе по технологии французских мастерских применяю апробированную алгоритм-схему:
[индуктор] —> [деконструкция] —> [реконструкция] —>
[социализация] —> [рефлексия]
Учащимся предлагаю рабочие листы.
Рабочий лист.
Ф.И. _______________________________ класс_________ дата____________
Тема: Анализ содержания и языковых особенностей рассказа Людмилы Улицкой “Капустное чудо”.
Может, неспроста они ко мне на старости лет пристали.
Л. Улицкая.
индуктор Цель: мотивация дальнейшей деятельности.
1. Знакомо ли вам имя, записанное на доске? (Да или нет)
2. Что может означать название рассказа? Ваши предположения.
3. Вспомните эпизод из своей жизни, когда вы оказались в незнакомом обществе, один на один с чужими людьми. Что вы почувствовали? (Запишите несколько слов или словосочетаний)
4. Что нужно в отношениях людей, чтобы состоялась взаимная привязанность? (Запишите несколько слов или словосочетаний)
Создание творческого продукта Деконструкция Цель: разъединить материал на отдельные части, отыскать словесные доминанты.
Слушая рассказ, запиши слова и выражения, передающие душевное состояние и особенности поведения героев.
Дуся и Оля Ипатьева
Дуся – 6 лет, Оля – младше Прозвище Слониха
Старуха
Реконструкция Цель: создание из разрозненных частей нового представления.
Придумайте и запишите, каким, на ваш взгляд, мог бы быть финал рассказа Л. Улицкой “Капустное чудо”.
Социализация и корректировка творческого продукта Цель: предъявление созданного продукта коллективу.
1. Чтение полученных финалов.2. Слушание авторской концовки.
3. Запись вопросов для обдумывания.
Вернемся к началу урока: как совпадают записанные вами сочетания с финалом рассказа?
Что значит, по Улицкой, “Капустное чудо”?
Рефлексия Цель: Создание нового варианта версии, гипотезы.
Напишите небольшой текст на тему “Размышления после чтения”.
Никакой учебник не может научить любить литературу. Все зависит от учителя, товарища по классу и способности тех и других организовать взаимный труд, направить мысли и энергию в нужное русло, “управиться с наитием”, как говорила Марина Цветаева, давая определение вдохновению.
На уроках-мастерских ценен каждый ребенок со своими, только у него рождающимися мыслями, своим видением мира, своим способом и темпом мышления. Признание ценности каждого человека вырабатывает уважение к чужому, другому голосу. Важно только, чтобы диалог шел не на житейском, а на уровне именно культуры, поднимал ее до высот. Поэтому для организации такого диалога (не вопросно-ответно-повторяющего!) учителю надо совершенно свободно ориентироваться в материале, знать и любить всех своих учеников.
Орудие труда учителя литературы, его инструмент - это, конечно же, язык. Уроки-мастерские учат прежде всего говорению, свободному, грамотному, яркому. Говоря, мы обогащаем друг друга. На уроках по басням И.А. Крылова мои ученики с большим интересом делали вольные пересказы. С пристальным вниманием к слову они размышляли о своих и чужих пересказах, о поэтических образах самих басен. Вот Степан М. сказал: "Свинья под дубом вековым, нажравшись желудей досыта. . .", а Марина Е.: "Свинья под дубом вековала". Какое же выражение больше подходит к свинье в начале басни? Какое ближе Крылову?
Поначалу дети решили, что предложенное Степаном слово "некультурное", что его Крылов "постеснялся бы употребить". Перечитываем: "И рылом подрывать у дуба корни стала". Грубое слово выявилось в конце. Почему? Лена С. говорит: "До этого момента, до вреда дубу, все было нормально, она ела". Степан защищается: "Слово "нажравшись" сильнее, т.к. мы его реже употребляем".
Так идет работа над речевым мастерством не только автора произведения, но и автора пересказа. Так строим мы яркую и убедительную речь ученика.
В пятом классе на уроке по хакасским народным сказкам в соответствии с целями педагогической технологии мастерских работу строю на чтении (в том числе и на хакасском языке), на пересказе, ответах на вопросы, составленные самими учениками, на рассматривании гравюр хакасских художников, на оформлении сказочного коллажа, который и был творческим итогом проведенной мастерской. Яркое панно с хакасским пейзажем и орнаментом готовлю заранее, на уроке ИЗО дети рисуют героев сказок, размещение которых на панно и завершает урок.
На таком занятии в увлекательной форме, что отвечает возрастным особенностям пятиклассников, приобретаются прочные знания предмета, развиваются творческие способности. Мы ничего не написали в ходе урока, но это и не была мастерская письма. Вряд ли в 10-11 лет ребенок сумеет четко выразить свои мысли в письменной форме, а вот в рисунке, подборе вопросов, в ответах на вопрос товарища и раскрываются творческие способности личности.
Годом позже с теми же детьми провожу мастерскую по теме “Что в имени тебе моем?”. Звучат стихи А. Пушкина, М. Цветаевой, имена моих учеников разбиваются на буквы и из них слагаются новые слова, из которых прошу записать два по ассоциации с характером и обосновать свой выбор.
Идея проведения такого урока, конечно, не нова, но предугадать, куда и как повернет детская мысль и фантазия, до какой степени доверия своих учеников дошел Мастер, невозможно.
Таня Л. - рысь и воля. Девочка находит в себе черты хищника, осторожного и игривого; второе слово обозначает любовь к свободе, внешней и внутренней.
Юлия С. - риск и дерзость. Любит рисковать в любой жизненной ситуации. Дерзость свою считает не н...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.19 | Просмотров: 1092

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340