Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Личностное познание собственных возможностей
Автор(ы): Бобровник Ольга Владимировна, учитель русского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Важен не только результат, Важен процесс творчества. И.А. Мухина. Вот уже тридцать лет я преподаю русскую литературу и за эти годы пережила многие методические увлечения и разочарования. Но критерием успешности того или иного приема в преподавании всегда была реакция на него моих учеников. Из года в год ученики разительно меняются, и с этим нельзя не считаться. Дело не только в составе класса, в уровне развития учащихся, неповторимости их интересов, микроклимате общения. Дело в том, что время вызывает к жизни иного человека. Если прежде было достаточно увлечь учеников миром писателя, проблемой, выдвинутой и эстетически преломленной в произведении, то сегодня этого уже недостаточно. Они хотят познавать литературу личностно, постигать не только художественные поиски автора, но и самих себя. Ответ на многие вопросы и сомнения я нашла в книге о педагогических мастерских под редакцией Э.С. Соколовой. Концепция данной технологии предполагает воспитание в ребенке способности видеть мир как загадку, допускает возможность спорных ответов, отвергает "окончательное" решение проблем. Она учит искать и спрашивать. Использование уроков мастерских влияет положительно на конечный результат. У обучающегося повышается мотивация к обучению при адекватной оценке себя как личности. Он видит (без принуждения), в чем преуспел и в чем отстал от других. Как результат, совершенствуется логическое и образное мышление, окрашенное эмоциональным переживанием. Творческие задания стимулируют активность ассоциативного мышления. Ученики с желанием выступают на читательских конференциях, занимают призовые места на конкурсах и олимпиадах, проявляют инициативу при выборе тем исследовательских работ, основываясь на личных интересах и жизненном опыте. На занятиях устанавливается эмоциональный и психологический комфорт. Гимназисты на деле ощущают значимость полученных и личностно необходимых знаний, умений и навыков: если я что-то не смог сделать и понять сегодня, я постараюсь осилить это завтра. Мои ученики знают, что такая возможность реальна. При работе по технологии французских мастерских применяю апробированную алгоритм-схему: [индуктор] —> [деконструкция] —> [реконструкция] —> [социализация] —> [рефлексия] Учащимся предлагаю рабочие листы. Рабочий лист. Ф.И. _______________________________ класс_________ дата____________ Тема: Анализ содержания и языковых особенностей рассказа Людмилы Улицкой “Капустное чудо”. Может, неспроста они ко мне на старости лет пристали. Л. Улицкая. индуктор | Цель: мотивация дальнейшей деятельности. | 1. Знакомо ли вам имя, записанное на доске? (Да или нет) | | 2. Что может означать название рассказа? Ваши предположения. | | | 3. Вспомните эпизод из своей жизни, когда вы оказались в незнакомом обществе, один на один с чужими людьми. Что вы почувствовали? (Запишите несколько слов или словосочетаний) | | | 4. Что нужно в отношениях людей, чтобы состоялась взаимная привязанность? (Запишите несколько слов или словосочетаний) | | Создание творческого продукта | Деконструкция | Цель: разъединить материал на отдельные части, отыскать словесные доминанты. | Слушая рассказ, запиши слова и выражения, передающие душевное состояние и особенности поведения героев. | Дуся и Оля | Ипатьева | Дуся – 6 лет, Оля – младше | Прозвище Слониха | | Старуха | | | | | | | | | | | | | | | Реконструкция | Цель: создание из разрозненных частей нового представления. | Придумайте и запишите, каким, на ваш взгляд, мог бы быть финал рассказа Л. Улицкой “Капустное чудо”. | Социализация и корректировка творческого продукта | Цель: предъявление созданного продукта коллективу. | 1. Чтение полученных финалов.2. Слушание авторской концовки. 3. Запись вопросов для обдумывания. Вернемся к началу урока: как совпадают записанные вами сочетания с финалом рассказа? Что значит, по Улицкой, “Капустное чудо”? | Рефлексия | Цель: Создание нового варианта версии, гипотезы. | Напишите небольшой текст на тему “Размышления после чтения”. | Никакой учебник не может научить любить литературу. Все зависит от учителя, товарища по классу и способности тех и других организовать взаимный труд, направить мысли и энергию в нужное русло, “управиться с наитием”, как говорила Марина Цветаева, давая определение вдохновению. На уроках-мастерских ценен каждый ребенок со своими, только у него рождающимися мыслями, своим видением мира, своим способом и темпом мышления. Признание ценности каждого человека вырабатывает уважение к чужому, другому голосу. Важно только, чтобы диалог шел не на житейском, а на уровне именно культуры, поднимал ее до высот. Поэтому для организации такого диалога (не вопросно-ответно-повторяющего!) учителю надо совершенно свободно ориентироваться в материале, знать и любить всех своих учеников. Орудие труда учителя литературы, его инструмент - это, конечно же, язык. Уроки-мастерские учат прежде всего говорению, свободному, грамотному, яркому. Говоря, мы обогащаем друг друга. На уроках по басням И.А. Крылова мои ученики с большим интересом делали вольные пересказы. С пристальным вниманием к слову они размышляли о своих и чужих пересказах, о поэтических образах самих басен. Вот Степан М. сказал: "Свинья под дубом вековым, нажравшись желудей досыта. . .", а Марина Е.: "Свинья под дубом вековала". Какое же выражение больше подходит к свинье в начале басни? Какое ближе Крылову? Поначалу дети решили, что предложенное Степаном слово "некультурное", что его Крылов "постеснялся бы употребить". Перечитываем: "И рылом подрывать у дуба корни стала". Грубое слово выявилось в конце. Почему? Лена С. говорит: "До этого момента, до вреда дубу, все было нормально, она ела". Степан защищается: "Слово "нажравшись" сильнее, т.к. мы его реже употребляем". Так идет работа над речевым мастерством не только автора произведения, но и автора пересказа. Так строим мы яркую и убедительную речь ученика. В пятом классе на уроке по хакасским народным сказкам в соответствии с целями педагогической технологии мастерских работу строю на чтении (в том числе и на хакасском языке), на пересказе, ответах на вопросы, составленные самими учениками, на рассматривании гравюр хакасских художников, на оформлении сказочного коллажа, который и был творческим итогом проведенной мастерской. Яркое панно с хакасским пейзажем и орнаментом готовлю заранее, на уроке ИЗО дети рисуют героев сказок, размещение которых на панно и завершает урок. На таком занятии в увлекательной форме, что отвечает возрастным особенностям пятиклассников, приобретаются прочные знания предмета, развиваются творческие способности. Мы ничего не написали в ходе урока, но это и не была мастерская письма. Вряд ли в 10-11 лет ребенок сумеет четко выразить свои мысли в письменной форме, а вот в рисунке, подборе вопросов, в ответах на вопрос товарища и раскрываются творческие способности личности. Годом позже с теми же детьми провожу мастерскую по теме “Что в имени тебе моем?”. Звучат стихи А. Пушкина, М. Цветаевой, имена моих учеников разбиваются на буквы и из них слагаются новые слова, из которых прошу записать два по ассоциации с характером и обосновать свой выбор. Идея проведения такого урока, конечно, не нова, но предугадать, куда и как повернет детская мысль и фантазия, до какой степени доверия своих учеников дошел Мастер, невозможно. Таня Л. - рысь и воля. Девочка находит в себе черты хищника, осторожного и игривого; второе слово обозначает любовь к свободе, внешней и внутренней. Юлия С. - риск и дерзость. Любит рисковать в любой жизненной ситуации. Дерзость свою считает не н...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.07.19 | Просмотров: 1092
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|