Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Развитие барьероустойчивого поведения специалистов разного уровня образовательного пространства - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Развитие барьероустойчивого поведения специалистов разного уровня образовательного пространства


Автор(ы): Назметдинова Светлана Сергеевна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Педагогическая профессия насыщена напряженными ситуациями и трудностями, что требует от учителя начальных классов больших резервов самообладания и саморегуляции. Учителю необходимо обладать большой работоспособностью; выдерживать действия сильных раздражителей, проявлять терпеливость, уравновешенность, собранность, сдержанность в напряженных ситуациях и уметь сохранять на протяжении всего рабочего времени общий и эмоциональный тонус. Низкий уровень навыков саморегуляции приводит к тому, что значительная часть педагогов испытывает состояния напряжения, дискомфорта, тревожности, стресса, что в свою очередь снижает эффективность работы, повышает конфликтность, нарушает здоровье, как самих учителей, так и учащихся. Только эмоционально зрелая личность в состоянии справиться с любыми психологическими барьерами, содержание которых значимо влияет на такие качественные и количественные показатели труда учителя, как удовлетворенность, заинтересованность деятельностью, работоспособность, степень напряженности психических функций и процессов, обеспечивающих достижение целей деятельности.
Напряженные ситуации, часто возникающие в профессиональной деятельности, воспринимаются как непреодолимые барьеры, угрожающие не только деятельности, но и жизни самого учителя.
Анализ психологической литературы показал, что существует большое количество взглядов на природу и развитие барьеров в разных областях жизнедеятельности человека, они многозначны и многоаспектны, но до сих пор в психологической науке нет единого, четкого определения барьера. Но неопровержим тот факт, что основной содержательной характеристикой психологических барьеров является внутренняя психическая активность, направленная на устранение возникающих нарушений деятельности, на изменение смысловых структур личности как охрану собственного Я от предполагаемых травмирующих воздействий, как предпосылки для изменений, которые восполняют недостаток внутренних ресурсов, необходимых для преодоления трудных ситуаций и обеспечения устойчивости деятельности. Психологическая сущность барьеров характеризуется глубокой внутренней работой по осознанию критической ситуации, зарождению переживания, оценке травмирующего воздействия и дальнейшему преодолению барьера или защите от него. Препятствием, останавливающим деятельность, является момент переживания и оценки критической ситуации. В зависимости от силы переживания и адекватности оценивания такой ситуации определяются дальнейшие стратегии выхода из барьера: конструктивных или деструктивных.
Таким образом, психологический барьер рассматривается как фактор, активизирующий или разрушающий деятельность. Сам процесс преодоления психологических барьеров сопровождается глубокой внутренней работой по преодолению сложившихся стереотипов деятельности, смысловому образованию ситуации, требующих адекватных умственных действий, волевых установок, что повышает активность и напряженность деятельности.
Возникновение психологических барьеров в профессиональной деятельности педагога обусловлено определёнными ситуациями, к которым мы относим (использована классификация А.К.Марковой):
  • ситуации неопределённости (внезапное изменение расписания, замена коллег, неожиданное посещение урока администрацией, неопределённость критериев оценки труда учителя, нестандартность условий при проведении урока, требующих педагогической импровизации).
  • ситуации с усложненными условиями деятельности педагога (большое количество предметных часов, многопредметное преподавание, дополнительные нагрузки во внеурочное время, классное руководство или кураторство, дефицит времени на подготовку к уроку, отсутствие отдыха).
  • ситуации неудовлетворённости (отсутствие удовлетворённости собственной деятельностью, несоответствие потребностей возможностям, несоответствие успешности учащихся ожиданиям учителя).
  • ситуации конфликта, возникающие при отсутствии взаимопонимания; неспособности найти конструктивные пути разрешения конфликта в системах: «учитель - ученик», «учитель - родитель», «учитель - учитель», «учитель - администратор».
  • ситуации социально-экономической неустойчивости (задержка заработной платы, понижение квалификационной категории, контрактная система найма на работу, снижение статуса профессии, потеря работы).
  • ситуации изменения (повышения – понижения) социального положения, статуса, звания учителя, создающие определённый положительный или отрицательный микроклимат в коллективе (аттестация, конкурсы, разработка авторских программ, сопоставление учителей друг с другом по различным показателям, например, сопоставление уровня успешности учащихся разных учителей).
  • ситуации вхождения в новую профессиональную среду (смена социальной роли педагога, возникающие при переходе в другую школу, на другую должность, при необходимости переучиваться).
  • ситуации кризиса в профессионально-педагогической деятельности в целом (изменение в системе ценностей общества, низкая социальная оценка результатов педагогической деятельности).
В данных ситуациях, назовём их «стимульным событием», учитель испытывает физическое, или умственное, или эмоциональное ограничение активности профессиональной деятельности. Причём, как мы предполагаем, дифференцировать эти ограничения невозможно в виду того, что они взаимообусловливают друг друга.
Мы считаем, например, что умственное ограничение (поиск нестандартного решения какого-либо события, неполная картина какой-либо информации о себе и своём труде) вызывает недовольство собой, неудовлетворенность того, что быстро нельзя разрешить ситуацию. Всё это, естественно, сказывается на эмоциональной сфере, отражаясь во взволнованности, растерянности, раздражительности, тревожности, снижении чувства уверенности в себе, беспокойстве, напряжённости, а, может быть, и в страхе, что проблема может не разрешится. Что, в свою очередь, тормозит физическую активность и выражается в снижении или повышении аппетита, чувстве усталости и разбитости, расстройстве сна, нарушении внимания, памяти, в психосоматических недомоганиях и так далее. А само «стимульное событие», трудная ситуация, в зависимости от того, как воспринимается и анализируется педагогом, приобретает когнитивную оценку. Причём степень трудности ситуации полностью зависит не от самого события, а от того, как оно воспринимается, в какой ранг возводится по уровню сложности. Степень трудности, как нам кажется, будет зависеть от уровня барьероустойчивости самого педагога, а, конкретно, от эмоциональной устойчивости, как способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности, гибкости поведения, уровня субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями, темпа, выносливости, чувствительности, эмоциональной удовлетворенности профессией.
Заметим, что, получив когнитивную оценку, «стимульное событие» вызывает одно из состояний: тревожности, напряжённости, неадекватной пассивности, стресса, конфликтности, фрустрации. Такое состояние затрудняет выполнение профессиональной деятельности и является психологическим барьером.
В нашем представлении, барьер – это напряжённое психическое состояние, вызванное неадекватно воспринятым событием, увеличивающее вероятность адаптационных нарушений, снижение активности и блокирующее деятельность человека.
В зависимости от того, в какой степени напряжённости это состояние переживается, на сколько человек уверен в том, что он справится или не справится с ним, можно прийти к выводу, что существует несколько путей выхода из состояния психологического барьера. Выделим два способа преодоления состояния психологического барьера: конструктивный и неконструктивный. Конструктивный способ предполагает проявление активности в преодолении барьера, учитель считает себя ответственным в решении проблемы. Неконструктивный способ характеризует пассивную позицию учителя, желающего любым путем ослабить, избежать или отложить разрешение проблемы, при этом возлагается вина на других или внешние обстоятельства, вменяется обязанность другому лицу разрешить ситуацию барьера. Рост напряжения сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам мышления и выбора: человек волнуется, впадает в панику и теряет контроль над ситуацией. Активное недовольство собой, прежним состоянием достигает такого уровня, при котором его эффект уже не способствует деятельности, направленной на достижение цели, а носит разрушительный характер.
В нашем понимании барьероустойчивость – это такое психическое состояние, которое позволяет личности учителя адекватно воспринимать трудности, контролировать свои чувства, поведение и быстро находить конструктивные пути выхода из ситуации барьера. «Барьероустойчивое поведение» будем понимать, как способность педагога разрешать ситуации психологического барьера конструктивным способом, низкая степень выражена в применении неконструктивных способов поведения.
Существует два основных способа преодоления психологического барьера, характеризующих степень барьероустойчивости: неконструктивный (низкая степень) и конструктивный (высокая степень). Конструктивный способ характеризует активную позицию в преодолении барьера, учитель считает себя ответственным в решении проблемы. Неконструктивный способ характеризует пассивную позицию учителя, желающего любым путем ослабить, избежать или отложить разрешение проблемы, при этом возлагается вина на других или внешние обстоятельства, вменяется обязанность другому лицу разрешить ситуацию барьера.
Основными характеристиками барьероустойчивости являются: интернальный локус контроля, высокая психическая устойчивость, позитивная самооценка и адекватность восприятия ситуаций психологического барьера. Нами были выявлены различия в восприятии трудных ситуаций и в выборе способов выхода из них в группах учителей высокой и низкой степени проявления барьероустойчивости. Установлено, что учителя с низкой степенью барьероустойчивости неадекватно воспринимают ситуации барьера. Ситуация барьера воспринимается как событие, направленное против них, как угроза личного благополучия. В трудных ситуациях эти учителя проявляют чаще всего наступательное, агрессивное поведение, сопровождаемое экстрапунитивными реакциями с фиксацией на самозащите. В условиях барьера они чаще испытывают отрицательно окрашенные эмоциональные состояния, чем учителя с высокой степенью барьероустойчивости. В этом случае способы разрешение проблемы выбираются неконструктивные. Учителя с высокой степенью барьероустойчивости в ситуациях барьера чаще проявляют интропунитивные типы реакций с фиксацией на удовлетворение потребностей и выбирают конструктивные способы преодоления барьеров.
Итак, между психическими состояниями и продуктивностью труда педагога существует определенная зависимость, согласно которой психические состояния учителя влияют на продуктивность его труда. Анализ сущности психологических барьеров в деятельности учителя показал, что при переживании учителем трудностей возникают такие психические состояния, которые делают невозможным применение определенных средств педагогической деятельности и общения (неуверенность, тревожность, напряженность, страх, неудовлетворенность, стресс), что приводит к преждевременному снижению работоспособности и эффективности деятельности.
В то же время до сих пор не разработанной остается проблема барьероустойчивости педагога, отсутствуют целенаправленные системные исследования особенностей барьероустойчивости в профессиональной деятельности, их специфики на разных этапах профессионального становления и развития личности учителя, нет и программ занятий по формированию всевозможных вариантов регулирования барьероустойчивости.
Все это свидетельствует о необходимости разработки и проведения систематической, комплексной профилактической работы психологами учебных заведений, включая в нее мероприятия общего и специального плана.
Основным содержанием общего направления психопрофилактической работы должно стать ослабление и устранение социальных и социально-психологических предпосылок, способствующих формированию психологических барьеров.
Составными частями такой работы являются:
Четкая организация профессиональной деятельности и отдыха педагога.
Предупреждение и устранение чрезмерного эмоционального напряжения педагогического коллектива (конфликтов между членами коллектива, повышенных эмоциональных напряженных ситуаций).
Выявление лиц с низкой барьероустойчивостью, организация коррекционных мероприятий по развитию навыков психической саморегуляции, адекватного снятия эмоционального напряжения.
Своевременное оказание эффективной помощи со стороны практического психолога педагогу, находящемуся в состоянии психологического кризиса.
Для этого предлагается педагогам-психологам образовательных учреждений использовать следующую схему анализа форм и методов организации барьероустойчивой деятельности учителя в образовательном учреждении путем анкетирования.
Предварительный мониторинг:
Анализ инфраструктуры и внутришкольной среды:
  • наличие столовой с горячим питанием
  • наличие благоустроенного туалета
  • наличие учебного кабинета преподавателя
  • оснащенность учебных кабинетов
  • наличие лаборантских кабинетов с необходимым учебно-методическим оборудованием
  • наличие комнаты от...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.21 | Просмотров: 1608

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340