Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Учебный проект, как эффективное средство формирования положительной мотивации в изучении географии, 6—7-й класс
Автор(ы): Базлова Елена Александровна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Гимназия № 2 города Александрова, учебное заведение гуманитарного образования. Задачей всего педагогического коллектива является организация четко спланированных действий, которые обеспечивали эффективное формирование и реализацию у большинства учащихся преимущественно гуманитарных предпочтений и интересов, наиболее широкой эрудированности, достаточной развитости специальных способностей к деятельности в гуманитарных областях. Кроме этого, в наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ Об образовании, законодательно утвердившем цели образования как ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации. Обучение географии наряду с передачей ученикам определённой суммы знаний и умений формирует навыки самостоятельного их добывания с помощью новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса. Именно эти факты подтолкнули меня заняться инновационной деятельностью. Исходя из задачи школы, а именно создание образовательного пространства, ориентированного на самореализацию участников образовательного процесса гимназии, я считаю, что конечным результатом обучения является не только сумма знаний, но и умение применять эти знания на практике. Благодаря уникальной ориентации на развитие самостоятельности, способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству и созидательной деятельности, технология проектного обучения успешно зарекомендовала себя в образовательной практике зарубежной и российской школы. Это особая технология, позволяющая формировать у учащихся способность к социальному действию и взаимодействию с социокультурной и природной средой. Это активизирует обучение и способствует решению проблемы совмещения знаниевой и развивающей составляющих географического образования. Применение технологии проектной деятельности даёт возможность эффективного компетентностного обучения. Также её применение является способом поддержки мотивированных к географии учащихся, которые получают возможность овладения методами самостоятельной научной работы, признания способностей и осуществления профессионального самоопределения. Кроме того, реализация географических проектов формирует у учащихся исследовательскую активность - важное качество современной личности. Использование проектной технологии полностью соответствует реализации целей географического образования в школе. Применение проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности не только помогает мне, как учителю, добиться хороших результатов, но и развивает творческие способности учащихся, формирует умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление. Мною создана своя система в этой области, в основу которой легли возрастные и психофизические особенности учеников. Изучая опыт ( Дж.Дьюи, И.С. Якиманской, В.В. Груздева, Н.Ю Пахомову и др.), я заметила, что по характеру доминирующей деятельности никто из авторов не учитывает возраст и особенности детей, предлагая им участвовать в различных по типам проектам. А ведь именно это является залогом успеха в этой деятельности. Поэтому разрабатывая уроки по проектной технологии я пришла к выводам: Ученики 6-7 классов 11-12 лет. Ребята в этом возрасте накапливают описательную информацию об океанах, морях, о планете в целом. В 6 -ом классе большая часть времени отведена на изучение картографических знаний, изучают оболочки Земли. В 7-ом классе на описание материков и океанов. А значит, познавательная деятельность основывается на умение систематизировать описательный материал, выявляя причинно-следственные связи и закономерности. И всё же это ещё дети, которым хочется окунуться в сказку, побывать в роли исследователей. Поэтому использовать проекты можно лишь ролевые, игровые, творческие, межпредметные. В 8 классе подростки 13-14 лет склонны фантазированию и теоретизированию, что направляется мною в рациональные рамки науки географии. Занимательный материал становится в таком возрасте основным для процесса познания. Поэтому я предлагаю им ознакомительно- ориентировочные и практико - ориетировачные проекты, которые направлены на сбор информации об объекте или явлении, но именно в них появляются элементы исследовательских проектов. В 9-10-11 классах 15-17 лет; ученики склонны самостоятельно искать ответы на вопросы, о процессах, явлениях, фактах, критически относятся к имеющемуся опыту. Возникает проблема личностного отношения. Поэтому я предлагаю им проекты исследовательского уровня с применением телекоммуникационных технологий, где требуется продуманная структура целей, были в основном групповые, то уже здесь они носят личностный характер. Именно поэтому дети увлекающихся географией и склонные к научной работе, выбирают экзамен по географии в форме реферата, где обязательная практическая часть включает проектную деятельность. Именно в этом возрасте я предлагаю участвовать им в социальных проектах на различных конкурсах. Тематика учебных проектов Класс | Тип проекта | Умения, формирующиеся при использовании проектной технологии | 6 класс | ОзнакомительныеИгровые Межпредметные | Самостоятельно разрабатывать и применять высокоэффективные формы рассказа.Работать с дополнительной литературой. | 7 класс | РолевыеТворческие (на основе телекоммуникационных проектов) | Самостоятельно ставить перед собой проблему, предполагать способы решения.Умения видеть проблему. Реализовывать планы. | 8 класс | ОриентированныеТворческие Исследовательские | Анализировать свои решения.Применять различные формы исследования, корректировать данные методы. Умения работать с научной литературой. Использовать оригинальные способы задач. | 9-11 класс | ИсследовательскиеИндивидуальные Социальные | Самостоятельно ставить перед собой цель, задачи, гипотезы.Делать выводы, обобщать, анализировать. Участвовать в конференциях, конкурсах. Создавать презентации. Представлять свой проект. | Планирование работы по учебному проектированию Четко планирую и веду целенаправленную работу над тематикой проектов, которые являются постоянной составляющей учебного процесса, а так же внеклассной деятельности Использую проекты в зависимости, от возраста учеников, по степени сложности Организую переход, от групповых к индивидуальным, от творческих к исследовательским проектам Осуществляю интегрированные проекты с использованием современных компьютерных технологий Значимость и возможности учебного проектирования. Фрагмент результатов анализа некоторых ответов участников диагностики. Таблица 1. ЗНАЧИМЫЕ АСПЕКТЫ | | 2008 ГОД | 2006 | 2007 | Интересная, творческая работа по решению актуальных проблем | 50% | 72 % | 75 % | Возможность реализовать свои научные идеи | 34% | 54% | 55,1 % | Возможность узнать новое и...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.07.21 | Просмотров: 1939
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|