Главная / Методические материалы / Преподавание астрономии

Развитие креативных способностей учащихся на уроках физики, астрономии


Автор(ы): Шмидт Тамара Николаевна, учитель

Креативность – фактор одарённости, который отражается в тестах интеллекта, академических работах, научно-технических достижениях.
Показатели креативности:

беглость, гибкость, оригинальность, высокая мотивация к творчеству, независимость, открытость к новому опыту, высокая потребность в творчестве.
Перечислю тенденции в данной системе обучения:
  • От воспитанника, учащегося к его личности
  • От общественно ориентированного воспитания к личностно ориентированному.
  • От педагогики требований к педагогике сотрудничества и партнёрства.
  • От педагогики необходимости к педагогике свободы
  • От педагогики опеки к педагогике поддержки.
  • От педагогического экстремизма к толерантности.
  • От единообразия к вариативности.
В современной парадигме креативного воспитания в системе “Ученик – учитель - ученик” они становятся равноправными партнёрами. Реализация программы преследует цели:
  1. Выявление и выращивание интеллектуального ресурса страны – одарённых детей
  2. Достижение максимального уровня развития креативности.
При детальном ознакомлении с трудами ученых в этой области оказалось, что разработка проблемы в современной педагогике основывается на трудах профессора Матюшкина. Психологи выделяют ключевые моменты:
– стоит принимать значения врождённости определённых качеств личности, но нельзя и недооценивать возможность их развития, или, наоборот, подавления.
– не должно быть упущено время для поддержки таланта, создании условий креативного развития, иначе он может не раскрыться или проявиться в малой степени, т.к. обращение к умственной деятельности только в возрасти 16-18 лет даёт минимум эффекта. Но возрастные ограничения для развития креативных способностей не существенны, можно согласно поговорке: “Лучше поздно, чем никогда”.
– следует учитывать внутреннюю потребность учащегося к самовыражению. Именно она создаёт условия проявления его способностей, побуждения к саморазвитию, стремление учащегося к испытанию своих способностей. Одно из условий развития креативного создания атмосферы инициативы, состязательности, дискуссии. Измерителями креативности в области физики могут служить вспомогательные способы решения задач, выполнения тестов, подготовка и выступление на семинарах и конференциях, выпуски устных журналов, газет, участие в декадах физики, Сахаровских чтениях.
Своей задачей в развитии указанных способностей считаю необходимостью стимулирование творческой деятельности по индивидуальной программе, оказание чисто психологической поддержки, укрепляющей через силу посредством учения силы, позволяющие ему почувствовать радость успеха. В каждой учебной теме, изучаемой на уроках физики, можно создать условия для развития креативной деятельности.
Причем, по выражению самих учащихся, наиболее предпочтительны работы в группах.
Внедрение технологий, где проявляется коллективная форма работы, способствует формированию коммуникативных умений, главное из которых уметь слышать и слушать других. Учащиеся отстаивают свою точку зрения.
В качестве практического подтверждения предлагаю некоторые формы и примеры креативной деятельности в условиях лично-гуманитарного образования.
Сферы творчества (СТВ)

Качества личности
  • общие способности
  • специальные способности
  • критическое мышление
  • самостоятельность
  • интуиция
Область проявления
  • человек – техника
  • человек – художественный образ
  • человек – человек
  • человек – природа
  • человек – знаковая система
Деятельность
  • качество
  • оригинальность
  • продуктивность
  • эффективность
  • значимость
  • новизна
Методологические ЗУ
  • методы исследования
  • логика
  • диалектика
  • синергетика
  • проектирование
  • моделирование
  • программирование
Индивидуальные приёмы: учебные конференции, телеконференции, конкурс “Шаг в будущее”, семинары, декады физики. Выпуск “Астрономических вестников”, англоестественнонаучные рефераты, очные и заочные олимпиады.
С наибольшим успехом прошли конференции следующей тематики:
- “Электроэнергетика Проблемы, будущее энергетики”
- “Развитие средств связи как показатель развития цивилизации”
- “Ядерная энергетика”
- “Цвет как средство информации и фактор психологического комфорта”
- “Россия – родина авиации”
- “Уфологическая конференция”.
В качестве примера приводим содержание англоязычной конференции по НТП (ежегодно проводимой ) для учащихся 9 – 11 классов
Физико-математическая английская научно-практическая конференция по теме: "Научно-технический прогресс нового тысячелетия".
Выступают уч-ся 9-х, 10-х и 11-х классов с отчетом по программам спецкурсов; (Оформление доски: газета, портреты ученых России и зарубежных стран.)
1) Спецкурс физики. Программа "Человек и Север".
2) Спецкурс английского языка. Программа "Основы перевода в старших классах".
Цель конференции: Показать на практике умения и навыки перевода научно - технической литературы, опираясь на знания учащихся по английскому языку и основам наук (физики, математики, астрономии).
Тип конференции: интегрированный.
План конференции:
Вводная часть:
Выступление учителя физики Шмидт Т.Н. Физико-математическая английская конференция.
Вступление: Шмидт Т.Н.
Ведущие: Лена, Валентина.
Вступление о знаменитых ученых Севера. Научные достижения в исследованиях Севера. Известные ученые (русские и зарубежные):
1) Циолковский. "Мечта Циолковского близка к осуществлению". (Петренко С., Давыдов С.)
2) Попов. Великое изобретение русского ученого физика. (Шмидт Наташа).
3) Совья Ковалевская - ма...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.23 | Просмотров: 2089

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!