Главная / Методические материалы / Преподавание астрономии
Развитие креативных способностей учащихся на уроках физики, астрономии
Автор(ы): Шмидт Тамара Николаевна, учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Креативность – фактор одарённости, который отражается в тестах интеллекта, академических работах, научно-технических достижениях. Показатели креативности: беглость, гибкость, оригинальность, высокая мотивация к творчеству, независимость, открытость к новому опыту, высокая потребность в творчестве. Перечислю тенденции в данной системе обучения: - От воспитанника, учащегося к его личности
- От общественно ориентированного воспитания к личностно ориентированному.
- От педагогики требований к педагогике сотрудничества и партнёрства.
- От педагогики необходимости к педагогике свободы
- От педагогики опеки к педагогике поддержки.
- От педагогического экстремизма к толерантности.
- От единообразия к вариативности.
В современной парадигме креативного воспитания в системе “Ученик – учитель - ученик” они становятся равноправными партнёрами. Реализация программы преследует цели: - Выявление и выращивание интеллектуального ресурса страны – одарённых детей
- Достижение максимального уровня развития креативности.
При детальном ознакомлении с трудами ученых в этой области оказалось, что разработка проблемы в современной педагогике основывается на трудах профессора Матюшкина. Психологи выделяют ключевые моменты: – стоит принимать значения врождённости определённых качеств личности, но нельзя и недооценивать возможность их развития, или, наоборот, подавления. – не должно быть упущено время для поддержки таланта, создании условий креативного развития, иначе он может не раскрыться или проявиться в малой степени, т.к. обращение к умственной деятельности только в возрасти 16-18 лет даёт минимум эффекта. Но возрастные ограничения для развития креативных способностей не существенны, можно согласно поговорке: “Лучше поздно, чем никогда”. – следует учитывать внутреннюю потребность учащегося к самовыражению. Именно она создаёт условия проявления его способностей, побуждения к саморазвитию, стремление учащегося к испытанию своих способностей. Одно из условий развития креативного создания атмосферы инициативы, состязательности, дискуссии. Измерителями креативности в области физики могут служить вспомогательные способы решения задач, выполнения тестов, подготовка и выступление на семинарах и конференциях, выпуски устных журналов, газет, участие в декадах физики, Сахаровских чтениях. Своей задачей в развитии указанных способностей считаю необходимостью стимулирование творческой деятельности по индивидуальной программе, оказание чисто психологической поддержки, укрепляющей через силу посредством учения силы, позволяющие ему почувствовать радость успеха. В каждой учебной теме, изучаемой на уроках физики, можно создать условия для развития креативной деятельности. Причем, по выражению самих учащихся, наиболее предпочтительны работы в группах. Внедрение технологий, где проявляется коллективная форма работы, способствует формированию коммуникативных умений, главное из которых уметь слышать и слушать других. Учащиеся отстаивают свою точку зрения. В качестве практического подтверждения предлагаю некоторые формы и примеры креативной деятельности в условиях лично-гуманитарного образования. Сферы творчества (СТВ) Качества личности общие способности специальные способности критическое мышление самостоятельность интуиция Область проявления человек – техника человек – художественный образ человек – человек человек – природа человек – знаковая система Деятельность качество оригинальность продуктивность эффективность значимость новизна Методологические ЗУ методы исследования логика диалектика синергетика проектирование моделирование программирование Индивидуальные приёмы: учебные конференции, телеконференции, конкурс “Шаг в будущее”, семинары, декады физики. Выпуск “Астрономических вестников”, англоестественнонаучные рефераты, очные и заочные олимпиады. С наибольшим успехом прошли конференции следующей тематики: - “Электроэнергетика Проблемы, будущее энергетики” - “Развитие средств связи как показатель развития цивилизации” - “Ядерная энергетика” - “Цвет как средство информации и фактор психологического комфорта” - “Россия – родина авиации” - “Уфологическая конференция”. В качестве примера приводим содержание англоязычной конференции по НТП (ежегодно проводимой ) для учащихся 9 – 11 классов Физико-математическая английская научно-практическая конференция по теме: "Научно-технический прогресс нового тысячелетия". Выступают уч-ся 9-х, 10-х и 11-х классов с отчетом по программам спецкурсов; (Оформление доски: газета, портреты ученых России и зарубежных стран.) 1) Спецкурс физики. Программа "Человек и Север". 2) Спецкурс английского языка. Программа "Основы перевода в старших классах". Цель конференции: Показать на практике умения и навыки перевода научно - технической литературы, опираясь на знания учащихся по английскому языку и основам наук (физики, математики, астрономии). Тип конференции: интегрированный. План конференции: Вводная часть: Выступление учителя физики Шмидт Т.Н. Физико-математическая английская конференция. Вступление: Шмидт Т.Н. Ведущие: Лена, Валентина. Вступление о знаменитых ученых Севера. Научные достижения в исследованиях Севера. Известные ученые (русские и зарубежные): 1) Циолковский. "Мечта Циолковского близка к осуществлению". (Петренко С., Давыдов С.) 2) Попов. Великое изобретение русского ученого физика. (Шмидт Наташа). 3) Совья Ковалевская - ма...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.07.23 | Просмотров: 2211
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|