Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Ключевые компетенции в рамках модульно-компетентностного обучения - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Ключевые компетенции в рамках модульно-компетентностного обучения


Автор(ы): Васильева Людмила Георгиевна, ст. методист Центра развития модульного обучения


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Формирование у обучаемых необходимых умений и навыков, имеющих значение не только для избранной профессии, но и обеспечивающих им гибкость и способность к адаптации к изменяющемуся рынку труда является одной из проблем в системе начального профессионального образования Иркутской области. Главное управление общего и профессионального Иркутской области и Британский Совет пришли к соглашению о необходимости и важности обучения учащихся тем компетенциям, которые востребованы изменяющейся экономикой. Намеченные идеи реализовывались через проект “Ключевые компетенции в начальном профессиональном образовании и подготовке кадров”
Основная цель профессионального обучения состоит в удовлетворении потребности личности в получении профессионального образования, подготовке квалифицированного работника, компетентного и конкурентоспособного на рынке труда. В настоящее время изменились требования, предъявляемые к работникам. Работодателю нужен не просто работник, а “хорошо подготовленный”. Понятие “хорошо подготовленный” включает в себя умение постоянно обучаться, применять полученные знания в профессиональных ситуациях, переносить их из одной сферы жизни в другую. В соответствии с этим положением, целью проекта “Ключевые компетенции в начальном профессиональном образовании и подготовке кадров” является соответствие системы НПО потребностям экономики области путем внедрения ключевых умений и навыков в учебные программы образовательных учреждений. Обучение ключевым компетенциям потребовало изменения в технологии обучения.
Одной из эффективных технологий в образовании является модульное обучение. Основной целью подготовки специалиста по модулю является приобретение определенного навыка или умения. Весь учебный материал (необходимые теоретические положения, описание практических действий для выполнения работ в конкретной ситуации или профессии) компонуется в единый модуль или модульный курс.
Преподаватели системы НПО Иркутской области обучались методике создания модулей под руководством тренера из Шотландии. Ключевые компетенции не только включены в учебные программы, но и дают значительный эффект в подготовке кадров. Результатом этого обучения стало создание структуры модулей, учебных и методических материалов для ключевых компетенций, выявленных путем опроса работодателей области, преподавателей и мастеров производственного обучения, учащихся системы НПО: грамотное общение, умение работать в команде, решение проблем, саморазвитие, информационные технологии. Освоив модуль, человек приобретает определенную компетентность в той или иной сфере. Модульная технология обеспечивает активность учащегося как субъекта процесса саморазвития. Обучаемый не просто осваивает материал по модулю, а через активную познавательную деятельность проектирует и контролирует развитие своей личности
В ГОУ НПО профессиональном лицее № 17 модули “Общение” и “Сотрудничество” (“Работа с другими”) включены в учебный процесс. При прохождении модуля “Общение” учащиеся учатся:
  • выражать свои мысли в письменной и устной форме,
  • общаться в деловой и неформальной обстановке,
  • понимать и анализировать письменную и устную информацию,
  • работать в малой группе для достижения поставленной цели,
  • определять свою роль в группе с учетом личных возможностей,
  • сотрудничать не только друг с другом, но и с преподавателем.
Занятия проводятся в виде тренингов, игр на взаимопонимание, выполнение творческих заданий, с обсуждением результатов, ролевых игр. При проведении таких занятий традиционная парадигма (Учитель - Ученик-Учебник) заменяется на новую (Ученик - Учебник - Учитель). Учащиеся с первых занятий отмечают это и высказываются о том, что такая форма занятий им нравится больше. 88% учащихся отмечают, что знания и умения, полученные по модулю “Общение”, пригодятся им в жизни. Апробировав упражнения, направленные на развитие коммуникативных способностей учащихся, можно четко увидеть мотивационный принцип учения: живой интерес, желание работать, продвигаться к повышению результативности, самовыражение, минимум напряженности. Результат работы в этих группах показал, что адаптационный период учащихся прошел гораздо быстрее, чем в тех группах, где не проводилось обучение по модулю “Общение”. Учащиеся в этих группах более открыты, искренни, лучше идут на контакт, пытаются конструктивно решать проблемы, у них меньше возникает конфликтных ситуаций.
Хотелось бы выделить условия, которые необходимо учитывать при организации обучения по модулю “Общение”. Доброжелательность, свободное выражение собственного мнения, уважение друг к другу, включенности в работу каждого, взаимопомощь и поддержка, принятие ответственности каждым из группы - всё направлено на формирование благоприятного климата в группе.
Анализ занятий по модулю “Общение” показывает, что благодаря внедрению в практику модульно-компетентностного обучения, можно достичь главной цели профессионального образования - сформировать качества, необходимые выпускнику для обеспечения его востребованности на рынке труда, и помочь учащимся в профессиональном становлении. Так, например, учащиеся ГОУ НПО профессионального лицея № 38 г. Иркутска, прошедшие обучение по модулю “Общение” после окончания учебного заведения остались работать мастерами производственного обучения в своем лицее. В газете “Время” № 24 (от 4 марта 2004 г.) в статье “Не просто сварщики” сказано: “Лет через несколько из стен профучилищ начнут выходить кадры, умеющие не просто варить металл, готовить пищу, плотничать, но и работать на компьютере, вести грамотные беседы, мирно гасить конфликты и творчески подходить к работе”.
Внедрение модульно-компетентностного обучения позволяет повысить качество практического обучения рабочим профессиям, дополнительного образования, получение возможности индивидуального обучения. При дальнейшем развитии модульная технология позволит сократить затраты на обучение, повысить гибкость организации учебного процесса и мастерство педагога-консультанта.
Ниже прилагается описание урока по модулю “Общение”.

Модуль “Общение”

Тема урока: Качества, важные для эффективного общения
Заметки преподавателя

Вид деятельности Передача информации в логической последовательности
Вид занятия Урок теоретического обучения (факультативное занятие)
Развиваемые умения и навыки Умение передавать информацию в письменной и устной форме в логической последовательности, доступно для адресатаУмение анализировать ситуацию
Умение слушать
Умение отвечать на вопросы
Умение работать в команде

Ход занятия

В начале урока преподаватель проводит упражнение “Паутинка”.
Цель:
сближение участников занятия после летнего перерыва и в ходе веселого и приятного общения занять свое место в группе. Используется в начале совместной работы. Наряду с этим, “Паутина” - прекрасный опыт для проверки сплоченности в группе.
Материалы: клубок ниток
Преподаватель обращается к учащимся: “ Встаньте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас есть возможность назвать себя по имени и что-нибудь рассказать о себе. Я предлагаю рассказать о самых интересных событиях летнего отдыха. У вас есть минута , чтобы подумать о чем вы хотите рассказать. Назовите свое имя и расскажите о том, как вы провели лето. Если ничего не хотите рассказать, то можете просто взять в руки нить, намотать на пальчик и перебросить клубок следующему, по вашему выбору. Ведущий берет клубок в руки и начинает игру сам. Называет свое имя и отчество, зажимает свободный конец нити крепко в руке и передает клубок другому учащемуся.
Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все не окажутся частью постепенно разрастающейся паутины. Можно спросить у учащихся: “Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?”.
После этого нужно будет смотать клубок. Для этого каждый должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и пересказывая его историю. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется обратно к преподавателю.
Учащиеся занимают свои рабочие места. Преподаватель обращается к учащимся: “Каждый и...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.23 | Просмотров: 1846

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340