Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Художественные средства, используемые при подготовке лекции-беседы о музыке - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Художественные средства, используемые при подготовке лекции-беседы о музыке


Автор(ы): Уточкина Елена Юрьевна, преподаватель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель работы студентов:
Конструирование моделей использования художественных средств при подготовке лекции-беседы о музыке.
Цель для преподавателя:
Учить студентов использовать художественные средства в практической деятельности (при подготовке лекции-беседы о музыке).
Предварительная работа:
  • самостоятельное прослушивание студентами 1 части оркестрового концерта Зима из цикла концертов А. Вивальди Времена года;
  • подбор студентами поэтических текстов для раскрытия содержания произведения, созвучных ему по настроению и характеру;
  • подбор студентами к данному произведению произведений изобразительного искусства, созвучных по настроению и содержанию.
План уроков
  1. Определение понятий Средство, Художественное средство.
  2. Художественное слово - основное средство при подготовке лекторского материала.
  3. Музыкальное произведение - основа лекции-беседы.
  4. Произведения изобразительного искусства как вспомогательное средство пояснения содержания музыки.
  5. Практические задания с использованием невербальных средств, используемых при подготовке лекции-беседы о музыке.
  6. Групповая рефлексия (письменная).
  7. Самостоятельная работа студентов при подготовке к следующему учебному занятию.
Презентация к уроку представлена в Приложении 5.
Содержание уроков
I. Определение понятий Средство, Художественное средство.
Средство
- прием, способ действия для достижения чего-нибудь (Толковый словарь
С.И.Ожегова).
Художественное средство - способ передачи явлений действительности при
помощи произведений искусства, а также особый прием воздействия на зрителя
(слушателя), вызывающий у него эстетическое наслаждение.
II. Художественное слово - основное средство при подготовке лекторского материала.
Инструкция: При создании представления студентов о художественном слове, его
функции, роли и содержании преподавателем используются материалы Приложения
1 (1.1, 1.2, 1.3).
Модель 1. Художественное слово
Функции художественного слова, сопровождающего прослушивание музыкального произведения:
Информационная - художественное слово раскрывает историю создания музыкального произведения, его содержание и смысловую основу.
Коммуникативная - художественное слово позволяет организовать обратную связь при восприятии музыкального произведения.
Эстетическая - слово позволяет настроить эмоции на нужный лад, создать впечатление прекрасного при постижении музыкального искусства.
Развивающая - слово направлено на обогащение музыкальных впечатлений, развитие нравственной и духовной сфер человека.
Формирующая - слово позволяет развить образное мышление, образные представления.
Интегрирующая - художественное слово позволяет организовать связь с другими видами искусства - литературой, поэзией, искусством театра и др.
Художественное слово применяется при:
  • первоначальном знакомстве с музыкальным произведением (создании эмоционального отклика, заинтересованности, атмосферы, включающей слушателя в сферу музыкальных образов произведения);
  • создании установки на восприятие музыки;
  • фокусировании внимания слушателей (организационное начало на концертах, уроках музыки, лекциях-беседах);
  • анализе средств музыкальной выразительности;
  • закреплении общего представления о прослушанном музыкальном произведении;
  • завершении процесса восприятия (в конце концерта, беседы, урока и т.д.).
При использовании художественного слова в процессе знакомства с музыкальным произведением лектор применяет следующие средства:
  • метафоры (греч. - перенесение; троп, перенесение свойств одного предмета на другой на основании общего или сходного признака - бронза мускулов, говор волн, скрытое образное сравнение (чаша бытия));
  • образные сравнения (слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета (явления) другому: молодость - весна, одиночество - пустыня и т.д.);
  • поэтические фрагменты, стихотворения;
  • эпитеты (греч. - приложенное; троп, образное художественное определение, выраженное преимущественно прилагательным, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения - чистое поле, парус одинокий);
  • эмоциональный словарь (Ражникова);
  • словесные пояснения и указания (ремарки);
  • описания (интересные факты из жизни композиторов, курьезы, исторические факты, история создания произведения и т.д.);
  • высказывания великих композиторов, поэтов, писателей, художников, известных ученых педагогов и др.;
  • воспоминания, дневниковые записи, письма.
III. Музыкальное произведение - основа лекции-беседы.
Модель 2. Средства музыкальной выразительности
Музыкальный образ представляет собой комплекс следующих средств музыкальной выразительности:
  • Мелодия, интонация - основа музыкального построения, содержит определенную мысль, выраженную в звуковой форме и имеющую эмоциональную природу.
  • Ритм - определенная организация звуков во времени, выраженная в чередовании длительностей (так же, как и интонация, имеет эмоционально-смысловую основу).
  • Фактура - музыкальная ткань (в виде аккомпанемента), сопровождающая мелодию-тему (основную мысль) и определяющая жанровую основу музыки.
  • Регистр - высотное положение звука, мелодии.
  • Темп - скорость звучания музыкального построения.
  • Динамика - громкость звучания музыкального построения.
  • Лад, гармония - эмоциональная окраска звучания, звуковое пространство, основанное на тяготении устойчивых и неустойчивых звуков.
IV. Произведения изобразительного искусства как вспомогательное средство пояснения содержания музыки.
Модель 3. Произведения изобразительного искусства
  • Репродукции
  • Иллюстрации
  • Портреты композиторов, исполнителей, поэтов, писателей, художников
  • Фотографии
  • Слайды
  • Видеоряд
V. Практические задания с использованием невербальных средств, используемых при подготовке лекции-беседы о музыке.
Модель 4. Невербальные средства
  • Интонация
  • Мимика
  • Жестикуляция
  • Поза, движения
  • Театрализация
Выполнение практических заданий с поэтическими текстами и музыкальным произведением:
К предварительно прослушанному произведению А. Вивальди 1 часть скрипичного концерта Зима из цикла Времена года подобрать фрагменты стихотворений, созвучных данному произведению. Выразительно прочитать подобранные фрагменты стихотворений на фоне звучащей музыки. Обосновать свой выбор.
Из предложенных в Приложении 2 текстов (2.1, 2.2, 2.3) о жизни и творчестве А. Вивальди составить художественный рассказ, предваряющий прослушивание музыкального произведения (Зима из цикла Времена года).
Подготовить визуальный ряд к данному музыкальному произведению и обосновать свой выбор (иллюстрации, репродукции картин, фотографии, портреты и т.д.).
Работа в подгруппах. При помощи невербальных средств (мимики, жестов, движений) озвучить предложенное стихотворение по одному четверостишию - каждая подгруппа:
Ю. Васильева Музыка (А. Вива...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.24 | Просмотров: 1649

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340