Главная / Методические материалы / Преподавание музыки
Художественные средства, используемые при подготовке лекции-беседы о музыке
Автор(ы): Уточкина Елена Юрьевна, преподаватель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель работы студентов: Конструирование моделей использования художественных средств при подготовке лекции-беседы о музыке. Цель для преподавателя: Учить студентов использовать художественные средства в практической деятельности (при подготовке лекции-беседы о музыке). Предварительная работа: самостоятельное прослушивание студентами 1 части оркестрового концерта Зима из цикла концертов А. Вивальди Времена года; подбор студентами поэтических текстов для раскрытия содержания произведения, созвучных ему по настроению и характеру; подбор студентами к данному произведению произведений изобразительного искусства, созвучных по настроению и содержанию. План уроков Определение понятий Средство, Художественное средство. Художественное слово - основное средство при подготовке лекторского материала. Музыкальное произведение - основа лекции-беседы. Произведения изобразительного искусства как вспомогательное средство пояснения содержания музыки. Практические задания с использованием невербальных средств, используемых при подготовке лекции-беседы о музыке. Групповая рефлексия (письменная). Самостоятельная работа студентов при подготовке к следующему учебному занятию. Презентация к уроку представлена в Приложении 5. Содержание уроков I. Определение понятий Средство, Художественное средство. Средство - прием, способ действия для достижения чего-нибудь (Толковый словарь С.И.Ожегова). Художественное средство - способ передачи явлений действительности при помощи произведений искусства, а также особый прием воздействия на зрителя (слушателя), вызывающий у него эстетическое наслаждение. II. Художественное слово - основное средство при подготовке лекторского материала. Инструкция: При создании представления студентов о художественном слове, его функции, роли и содержании преподавателем используются материалы Приложения 1 (1.1, 1.2, 1.3). Модель 1. Художественное слово Функции художественного слова, сопровождающего прослушивание музыкального произведения: Информационная - художественное слово раскрывает историю создания музыкального произведения, его содержание и смысловую основу. Коммуникативная - художественное слово позволяет организовать обратную связь при восприятии музыкального произведения. Эстетическая - слово позволяет настроить эмоции на нужный лад, создать впечатление прекрасного при постижении музыкального искусства. Развивающая - слово направлено на обогащение музыкальных впечатлений, развитие нравственной и духовной сфер человека. Формирующая - слово позволяет развить образное мышление, образные представления. Интегрирующая - художественное слово позволяет организовать связь с другими видами искусства - литературой, поэзией, искусством театра и др. Художественное слово применяется при: - первоначальном знакомстве с музыкальным произведением (создании эмоционального отклика, заинтересованности, атмосферы, включающей слушателя в сферу музыкальных образов произведения);
- создании установки на восприятие музыки;
- фокусировании внимания слушателей (организационное начало на концертах, уроках музыки, лекциях-беседах);
- анализе средств музыкальной выразительности;
- закреплении общего представления о прослушанном музыкальном произведении;
- завершении процесса восприятия (в конце концерта, беседы, урока и т.д.).
При использовании художественного слова в процессе знакомства с музыкальным произведением лектор применяет следующие средства: - метафоры (греч. - перенесение; троп, перенесение свойств одного предмета на другой на основании общего или сходного признака - бронза мускулов, говор волн, скрытое образное сравнение (чаша бытия));
- образные сравнения (слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета (явления) другому: молодость - весна, одиночество - пустыня и т.д.);
- поэтические фрагменты, стихотворения;
- эпитеты (греч. - приложенное; троп, образное художественное определение, выраженное преимущественно прилагательным, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения - чистое поле, парус одинокий);
- эмоциональный словарь (Ражникова);
- словесные пояснения и указания (ремарки);
- описания (интересные факты из жизни композиторов, курьезы, исторические факты, история создания произведения и т.д.);
- высказывания великих композиторов, поэтов, писателей, художников, известных ученых педагогов и др.;
- воспоминания, дневниковые записи, письма.
III. Музыкальное произведение - основа лекции-беседы. Модель 2. Средства музыкальной выразительности Музыкальный образ представляет собой комплекс следующих средств музыкальной выразительности: - Мелодия, интонация - основа музыкального построения, содержит определенную мысль, выраженную в звуковой форме и имеющую эмоциональную природу.
- Ритм - определенная организация звуков во времени, выраженная в чередовании длительностей (так же, как и интонация, имеет эмоционально-смысловую основу).
- Фактура - музыкальная ткань (в виде аккомпанемента), сопровождающая мелодию-тему (основную мысль) и определяющая жанровую основу музыки.
- Регистр - высотное положение звука, мелодии.
- Темп - скорость звучания музыкального построения.
- Динамика - громкость звучания музыкального построения.
- Лад, гармония - эмоциональная окраска звучания, звуковое пространство, основанное на тяготении устойчивых и неустойчивых звуков.
IV. Произведения изобразительного искусства как вспомогательное средство пояснения содержания музыки. Модель 3. Произведения изобразительного искусства - Репродукции
- Иллюстрации
- Портреты композиторов, исполнителей, поэтов, писателей, художников
- Фотографии
- Слайды
- Видеоряд
V. Практические задания с использованием невербальных средств, используемых при подготовке лекции-беседы о музыке. Модель 4. Невербальные средства - Интонация
- Мимика
- Жестикуляция
- Поза, движения
- Театрализация
Выполнение практических заданий с поэтическими текстами и музыкальным произведением: К предварительно прослушанному произведению А. Вивальди 1 часть скрипичного концерта Зима из цикла Времена года подобрать фрагменты стихотворений, созвучных данному произведению. Выразительно прочитать подобранные фрагменты стихотворений на фоне звучащей музыки. Обосновать свой выбор. Из предложенных в Приложении 2 текстов (2.1, 2.2, 2.3) о жизни и творчестве А. Вивальди составить художественный рассказ, предваряющий прослушивание музыкального произведения (Зима из цикла Времена года). Подготовить визуальный ряд к данному музыкальному произведению и обосновать свой выбор (иллюстрации, репродукции картин, фотографии, портреты и т.д.). Работа в подгруппах. При помощи невербальных средств (мимики, жестов, движений) озвучить предложенное стихотворение по одному четверостишию - каждая подгруппа: Ю. Васильева Музыка (А. Вива...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.07.24 | Просмотров: 1649
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|