Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Анализ состояния преподавания в школе как основа планирования методической работы школы на новый период - Администрирование школы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Администрирование школы

Анализ состояния преподавания в школе как основа планирования методической работы школы на новый период


Автор(ы): Балабаева Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Без целенаправленной аналитической работы педагогического коллектива школы невозможно планирование методической работы на новый этап педагогической деятельности. Анализ состояния преподавания в школе является основным для планирования и организации методической работы в школе.
1. Анализ состояния преподавания в школе.
Развитие школы как целостной системы зависит:
  1. от соответствия целей и задач образовательного процесса;
  2. от обусловленности процесса развития программно-целевого планирования.
Одним из компонентов программно-целевого планирования является состояние преподавания в школе. Ведущими педагогическими условиями, обеспечивающими эффективное преподавание в школе, являются:
  • уровень профессиональной подготовленности педагогов к решению образовательных и педагогических задач;
  • уровень эффективности совместной деятельности педагогов в классах, параллелях на ступенях обучения.
1.1. Анализ профессиональной подготовленности педагогов к решению образовательных и педагогических задач.
Как основное направление эффективного обучения учащихся является успешное решение обязательного круга профессиональных задач учителями школы на основе применения профессиональных знаний, ориентированных на высокие результаты в обучении учащихся. В каком направлении развивается учебно-воспитательный процесс напрямую зависит от профессиональной подготовленности педагогического коллектива школы.
Сведения о стаже работы в школе
Стабильность коллектива отражает степень привлекательности работы в нем его членов. Она проявляется в сохранении постоянного состава учителей в течение длительного времени или незначительной, постепенной его изменчивости. Неудовлетворенность работой приводит к текучести и снижению результатов в обучении учащихся.
Год Педстаж Педстаж в данной школе
05 - 06 1 - 5 6 - 10 11 - 15 15 - 20 Свыше20 1 - 5 6 - 10 11 - 15 15 - 20 Свыше20
в %
Вывод:
  • просматривается стабильность коллектива;
  • число молодых специалистов, которым требуется методическая помощь;
  • число опытных учителей, которые имеют свой стиль, свои апробированные методы и формы работы, обеспечивающие результативные показатели.
Качественный показатель педагогических кадров
Аттестация - необходимое условие для профессионального роста путем саморазвития, самореализации и самооценки, когда приходит ощущение успеха, признания и одобрения и меняется характер ведущих мотивов трудовой деятельности, а значит, растет качественный показатель труда.
Всего педагогов Из них имеют кв. кат. Высшей кат. Первой кат. Второй кат.
2003 – 2004
2004 – 2005
2005 - 2006
Имеют категорию по предметам:
№/№ Учебные предметы Всего учителей Высшая категория Первая категория Вторая категория
1.
2.
Вывод:
  • степень влияния профессиональной деятельности учителей на результаты образовательной деятельности школы;
  • оценка педагогического профессионализма, позволяющая соотнести его с качеством педагогического труда;
  • уровень педагогического мастерства, необходимый школе для работы в режиме развития;
  • деятельность МО по повышению квалификации педагогов.
Повышение квалификации через курсовую переподготовку
Наиболее развитый педагогический коллектив способен не только эффективно использовать имеющийся образовательный потенциал школы, но и эффективно наращивать его за счет новшеств путем самообразования, повышения профессионализма через курсовую подготовку и др.
Всего учителей Всего прошли КП Ф. И. О. учителя, прошедшего курсовую переподготовку
2003 – 2004
2004 – 2005
2005 - 2006
Целостное развитие образовательного процесса в школе обеспечивает нововведенческий процесс в педагогическую систему. За счет внедрения в учебный процесс учителями инновационных процессов имеет место повышения качественных показателей в учении учащихся на различных ступенях обучения.
Учителя, работающие в инновационном режиме.
Качественные критерии инновационных процессов и их оценки необходимы как учителям-новаторам с целью повышения результативности в обучении учащихся, так и администрации школы для определения потенциальной полезности на предмет перспективности и качества данной инновации.
№/№ Направления инноваций Ф. И. О. учителя Кв. категор. Класс Результат
Усп. Кач.
В конце года учителям предлагается анкета “Диагностика самооценки педагогической деятельности учителей”, в которой есть пункт “Отношение к инновационным процессам”. Согласно данным опроса, изучается отношение учителей школы к инновационным процессам и формулируются выводы, ориентирующие на работу по обозначенные проблемам.
Вывод: при большем % положительного отношения к инновациям развитие образовательного процесса школы можно будет интенсифицировать, если:
  1. непрерывно совершенствовать структуру научно-методической работы;
  2. мобилизовать инновационный потенциал школы через разработанную систему стимуляции;
  3. усилить интеграцию инновационных процессов, устраняя разрывы между системами обучения и частными технологиями как внутри компонентов, так и между ними, постоянно повышая взаимодействие между компонентами всей системы школьного образования;
  4. организовать целенаправленное инновирование традиционных технологий, переводя их из системы традиционного обучения в систему развивающего (чем активнее будет перевод, тем интенсивнее будет процесс развития) .
Результаты посещенных уроков.
“Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. <…> С урока начинается учебно – воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. <…> Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. ” Урок является основным показателем профессионализма учителя. Посещение урока необходимо для познания мастерства каждого учителя с целью использования этих сведений для дальнейшего развития УВП.
Для системного анализа при посещении уроков администрацией школы. Руководителями МО используется “Карта системного анализа урока”, позволяющая оценивать эффективность урока.
Карта системного анализа посещенного урока
Ф. И. О. учителя__________________________ Предмет__________________________
Количество учащихся в классе по списку________ Присутствовало на уроке________
Тема урока____________________________________________
Цель__________________________________________________

Конаржевский Ю. А. Анализ урока. – М: Педагогический поиск,1999, стр. 3,4.
Кульневич С. В. , Лаконцетин. Анализ современного урока. – Ростов-н/Д: ТЦ “Учитель”, 2001.
Организаторская сторона урока Обучающая Воспитательная Требования к деятельности уч-ся
1. Выполнение гигиенических требований 1. Научность обучения 1. Влияние урока на н интеллектуальное развитие ученика 1. Уровень позна-вательной активности
2. Четкость пос-тавленных целей и мотивация учебн. деятель ности на уроке 2. Доступность, посильность 2. Развитие волевых качеств 2. Наличие интереса к предмету, к уроку
3. Выбор структуры урока 3. Наглядность 3. Привитие интереса к знаниям, предмету 3. Уровень аналити-ческих и спец. умений и навыков
4. Организация проверки домаш него задания 4. Прочность, осознанность, системность ЗУН 4. Формирование трудовых и учебных навыков 4. Уровень практических и спец. умений и навыков уч-ся
5. Наличие обратной связи с уч-ся, контроль и коррекция ЗУН 5. Проблемность 5. Создание ситуации успеха 5. Уровень развития речи, владение терминами.
6. Качество речи учителя 6. Связь с жизнью, теорией и практикой 6. Использование возможностей сло-весной и балльной оценок 6. Умение работать у доски со спец. прибо-рами (оборудов)
7. Внешний вид, такт, педагоги-ческая культура 7. Правильность и эффективность выбранных методов, средств обучения 7. Стиль руководства деятельности уч-ся (сочетание принципиальности с разумной требо-вательностью) 7. Развитие навыка парной, групповой, коллективной работы.
8. Рациональность распределения времени урока 8. Организация самостоятельной деятельности уч-ся и эффективности проверки 8. Деловитость, орга-низованность учи
теля (воспитат.
значение личности учителя)
8. Степень самостоя-тельности уч-ся на уроке
9. Реализация основных психолог, требований, создание на уроке спо-койной, деловой атмосферы сот-рудничества 9. Организация работы с учебни-ком, справочной литературой, схе-мами и т. д. 9. Эстетическое воздействие урока на уч-ся (эмоцион. настрой, аккурат-ность записей, оформление кабинета и т. п. ) 9. Внешний вид ученика
10. Выполнение намеченного плана 10. Оптимальный объем д/з и эффективность метода доведения до уч-ся 10. Стиль руководства учениками 10. Организованность, дисциплина
Норма оценок: 0,1,2 балла
Критерии оценок:
60 – 70% - урок удовлетворительный
75 – 85 %- урок хороший
90 – 100% - урок отличный

Формула определения

Вывод: ________________________________________
Дата _________________ Подпись ____________ /_______________/
Накопление в течение года карт системного анализа по каждому учителю позволяют не только преодолеть формализм в оценке труда учителя, но и получить полную информацию о выполнении совокупности требований по соблюдению дидактических принципов.
Учителя в самооценке педагогической деятельности
Изучение самооценки педагогической деятельности проводится через анкету “Диагностики самооценки педагогической деятельности учителя” (составлена по материалам П. И. Третьякова) по параметрам:
1. Знание своего предмета (фактор педагогического опыта и квалификации учителей школы) .
2. Отношение к предмету.
3. Умение планировать учебную программу (фактор системности подготовки учителя к урокам) .
4. Отношение к инновационным процессам .
5. Знание психолого-педагогических основ обучения (фактор отношений с детьми) .
6. Индивидуальный подход (фактор дифференциации в обучении учащихся) .
7. Развитие у учащихся навыков учебного труда (стремление учителя к формированию навыков рациональной организации труда или работа над этой проблемой в системе обучения) .
8. Развитие у учащихся мышления (выполнение основных рекомендаций программ по внедрению развивающего о...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.24 | Просмотров: 3046

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340