Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Развитие эмоциональной гибкости учителя
Автор(ы): Сарабарова Валентина Николаевна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: научить педагогов управлять своими эмоциями и использовать их как ресурс для повышения эффективности и качества взаимодействия в профессиональной деятельности и личной жизни. Оборудование: фломастеры, цветные карандаши, бумага, картинки (след). Ход семинара-практикума I. Вступительное слово. Психолог: Уважаемые коллеги! Все мы хорошо знаем, что жизнь человека и взрослого, и ребенка теснейшим образом взаимосвязана с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния человека, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Порой люди находятся «в плену эмоций», поскольку не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении на любом уровне, профессиональном и бытовом. Трудно удается осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей. А руководят нашим состоянием, поведением чувства, эмоции, которым не придается особого значения, как чему-то второстепенному в нашей жизни, но все не так просто. Упражнение «След». У всех нас за плечами огромный опыт, можно вспомнить так много интересного, яркого, забавного. Если мысленно вернуться к началу учебного года, пробежаться по дням и месяцам и отобразить на симпатичной картинке (след), где «наследили» Вы своим присутствием, что сделали значительного, нужного, а затем прикрепить свой след на нашей дорожке. Вот она, единственно верная дорога, Которую ты выбрал не случайно, И потому пройти ее с терпеньем, Прогнать все страхи и отчаянье, (Ведь не всегда сопутствуют удачи), Явить любви и мудрости уменье – Вот главная твоя в пути задача. Итак, наш разговор пойдет о том, как явить пример мудрости и эмоциональной стабильности, гибкости для людей, с которыми мы общаемся постоянно: детьми, коллегами, соседями и просто знакомыми. В современной школе нужен учитель открытый, обаятельный, добрый, внимательный к другим, влюбленный в свою работу. Эмоциональный фактор при обучении играет важную роль. При хорошем настроении работоспособность и учителя, и ученика повышается. «На уроке мне нравится, когда у учителя хорошее настроение, все тихо, спокойно», «учитель владеет классом, учитель любит нас»; «на уроке мне не нравится сарказм учителя, когда на нас кричат». «Когда ко мне подходит учитель: чувствую страх; я начина нервничать; сердце екает, это значит, что мне конец, мое состояние зависит от настроения учителя» – эти состояния учащихся есть результат эмоциональной гибкости или негибкости учителя. Исследований в этой области много. Среди качеств, которые должны определять допуск к профессии учителя, выделяют «эмоциональную зрелость и уравновешенность», эмоциональную гибкость. В этой связи представляют интерес уровни профессиональной компетенции, выделенные Р. Каркуффом в зависимости от того, насколько полно и грамотно учитель проявляет собственные чувства и отражает чувства учеников: Уровни профессиональной компетенции. 1. Самый низкий уровень квалификации. | В этом случае учитель: игнорирует эмоциональные проявления своих учеников, вызывая тем самым их враждебность, его собственные высказывания не соответствуют чувствам, он не искренен, за исключением тех случаев, когда осуждает или ругает кого-то. | 2. Второй уровень квалификации. | В этом случае учитель: реагирует не на истинные чувства ученика, а на те, которые он сам ему приписывает; в высказываниях иногда бывает искреннем, но эмоции старается не обнаруживать. | 3. Третий уровень квалификации. | В этом случае учитель: реагирует на поверхностные чувства ученика, но делает это довольно точно и часто; не боится выражать чувства и положительные, и отрицательные, но не подтверждает этого словесными высказываниями (выражает чувства невербально). | 4. Четвертый уровень квалификации. | В этом случае учитель: реагирует на скрытые, глубинные чувства ученика, помогая ему осознавать, почему он чувствует то, что он чувствует; дает искреннюю реакцию как на вербальном, так и на невербальном уровне; причем – реакция не унижает чувства собственного достоинства ученика. | Педагог, по мнению Н.Д. Левитова, должен следить за своим психическим состоянием, так как от него, во-первых, зависит успех учебно-воспитательной работы, а, во-вторых, оно отражается на детях, которые склонны к подражанию. Это относится ко всем учащимся и, особенно к младшим школьникам. От учителя требуются самообладание и самоконтроль; сосредоточенность на содержании учебного материала, который должен быть усвоен детьми, и логике организации совместной деятельности на уроке; сохранение состояния бодрости; умение управлять своим вниманием; тонкое понимание ученика; умение жить его жизнью, не теряя при этом свое педагогическое достоинство. Интересны данные, полученные в ходе эксперимента с разными категориями людей, представителями различных профессий. Получается, что степень эмоциональной устойчивости учителей ниже, чем летчиков, инженеров-конструкторов. Профессии | Эмоциональная устойчивость ( в баллах) | Летчики | 64,3 | Студенты физического факультета | 64,3 | Инженеры-конструкторы | 63,6 | Учителя 1 год работы | 52,5 | Учителя со стажем | 45,8 | Больные неврозом | 45,7 | Низкий показатель эмоциональной устойчивости дает основания считать, что у учителей часто бывают конфликты (по разным причинам) с окружающими. Все это ведет к негативным последствиям, к возможности формирования у учителей таких свойств личности, как несдержанность, неуверенность в своих силах, тревожность. У молодых учителей степень социальной адаптации выше, чем у учителей со стажем; у многих учителей показатель степени социальной адаптации равен или даже ниже, чем у больных нервозом. Способ преодоления трудностей во многом определяет поведение человека. Формы противостояния жизненным трудностям различны, в основе лежит способность правильно оценивать реальную ситуацию: - Первые воспринимают случившееся как жизненный урок.
- Вторые сдерживают себя от нежелательных импульсивных реакций.
- Бронирование, под ним скрывается тщательно скрываемое озлобление или уныние.
- Для четвертых – это как своего рода благодеяние, выгода, приносящая удовлетворение.
II. Диагностический блок. Изучение личностных качеств учителей с использованием теста, разработанного группой американских ученых, нами используется в варианте Н.В.Паниной. Методика «Индекс жизненной удовлетворенности». Инструкция: «Вам предстоит ответить на вопросы методики о наиболее частых суждениях людей о своем настроении в разные периоды жизни. Прослушайте, пожалуйста, каждое суждение и отметьте, согласны вы с ним или нет. Для этого для каждого суждения обведите кружочком цифру, соответствующую подходящему ответу». - Многое из того, что случилось в моей жизни, превзошло мои ожидания.
- Жизнь несет мне больше разочарований, чем большинство людей, которых я знаю.
- Я считаю, что в будущем меня ожидают увлекательные дела.
- Себе я пожелал (а) бы больше счастья в жизни.
- Сейчас я почти так же счастлив (а) как и в прежние годы.
- Мне приходится заниматься делами, которые по большой части скучны и не интересны.
- Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни.
- Сейчас для меня наступили самые мрачные дни.
- Как и прежде я занимаюсь тем, что меня привлекает.
- С годами я ощущаю все большую усталость (от жизни).
- Ощущение возраста не беспокоит меня.
- Я наделал (а) в жизни значительно больше глупостей, чем сверстники.
- Я ничего не стал (а) бы изм...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.07.25 | Просмотров: 1366
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|