Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Формы организации учебной деятельности по учебнику на уроках географии - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Формы организации учебной деятельности по учебнику на уроках географии


Автор(ы): Крепкая Наталья Александровна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В настоящее время актуальным являются обучение детей навыкам работы с различными источниками знаний и умению извлекать из них нужную информацию.
Ведущая роль в школьном обучении географии принадлежит учителю, который организует и направляет познавательную деятельность учащихся. Но для успешного решения поставленных задач необходимо, чтобы учебный процесс был оборудован дидактическими средствами, среди которых ведущее место принадлежит учебнику. В условиях массовой общеобразовательной школы учебник, несмотря на появления такого конкурента, как компьютер, еще надолго останется основным средством реализации содержания образования. От того, насколько хорошо школьники умеют работать с учебной книгой во многом зависит эффективность обучения по предмету.
Ниже предлагаются некоторые приемы работы с учебником, книгой, которые направлены на развитие учащихся, на подготовку их к самостоятельному приобретению знаний
Самостоятельная работа с учебником.
Учащиеся получают карточку с заданием или учитель пишет на доске вопросы, а ребята находят на них ответы в соответствующем параграфе учебника.
8 класс. Тема: “История исследования и освоения территории России”
Учебник - Э.М. Раковская “География: природа России”
Задание: Прочитайте параграф учебника и выпишите фамилии известных путешественников.
  1. Его имя вошло в историю государства Российского и русских географических открытий. Именно с его похода началось быстрое освоение и заселение русскими Сибири.
  2. Он с группой служивых людей достиг берега Охотского моря. Его люди осмотрели берега моря от устья р. Уды на юге и почти до современного Магадана на севере и основали Охотское зимовье, на месте которого возник позднее г. Охотск. Он стал окном России в Тихий океан и Северную Америку.
  3. Казак, землепроходец, первым совершивший плавание из Ледовитого океана в Тихий, открывший пролив между Азией и Америкой, названый не его именем.
  4. Тобольский воевода в 1667 г. составивший первую сводную карту всей Сибири - “Чертеж Сибирской земли”.
  5. Русский полярный мореплаватель, участник Великой Северной экспедиции, достигший самой северной точки Азии.
  6. Моряк, родом из Дании, ставший известным мореплавателем в России, возглавивший Камчатские экспедиции и погибший в одном из них. Его имя трижды запечатлено на карте нашей страны.
  7. Кто и когда в России составил первый географический атлас? Как он назывался.
  8. Русский мореплаватель, доказавший, что Сахалин отделен от материка проливом (названным впоследствии его именем), а река Амур доступна для судов с моря.
  9. “Памятник этому исследователю Сибири имеет 1000 км. длины, 300 км. ширины и до 3000 метров высоты, по площади больше Кавказа и выше всех гор Северной Сибири”. Оком и о чем идет речь в высказывании С.В. Обручева?
(Ермак, Иван Москвитин, Семен Дежнев, Петр Годунов, Челюскин, Витус Беринг, Ремизов, Г.И. Невельский, И.Д. Черский)
9 класс Тема: “История хозяйственного освоения и заселения Иркутской области
Учебник - Бояркин В.М. “География Иркутской Области”
Вопросы:
  1. Какие народы проживали на территории иркутской области до прихода русских, на севере, в центре, на западе Присаянья?
  2. Какой вели образ жизни, чем занималась эти народы?
  3. Почему строительство острогов началось на севере Иркутской области?
  4. Что привлекало русских промышленных, служилых., торговых людей в Сибирь?
  5. Объясните следующие выражения: “В Сибирь переселялись “ по указу”, “вольно” и в ссылку”.
  6. Какое важное событие в середине XVIII века способствовало развитию торгового капитала, строительству новых поселений : Тулун, Зима, Черемхово, Усолье?
  7. Какие отрасли хозяйства получили развитие с приходом русских в Сибирь?
  8. Какое влияние оказала железная дорога на заселение Иркутской области?
  9. В чем причина значительного притока населения в Иркутскую область в советский период?
В учебниках географии стало уже традиционным использование различных иллюстраций: карт, схем, рисунков. Задания к иллюстрациям рассчитаны на получение новой информации, ее применение, углубление и дополнение, на самостоятельную работу.
Работа с иллюстрациями, картами учебника.
8 класс. Физическая география Иркутской области.

Учебник - В.М.Боярин “География Иркутской области”
Задание:
  1. Какими двумя путями продвигались русские землепроходцы в Восточную Сибирь, и из каких острогов?
  2. Проследите путь П.Д.Пянда по территории Иркутской области и запишите в тетрадь.
  3. Назовите остроги, построенные в пределах нашей области с 1630 по 1660г., кто считается их основателем.
1630 г. - 1631 г. –
1641 г.- 1654 г.-
1661 г.-
9 класс. Тема: “ Население Поволжья”
Вопросы
  1. Какие государства существовали на территории Поволжья в историческом прошлом?
  2. Какие опорные оборонительные пункты возникли в Поволжье в XVI веке?
  3. Сравните среднюю плотность населения России и Поволжья.
  4. Назовите города-миллионеры Поволжья.
  5. Как размещены крупные города Поволжья?
При самостоятельном изучении материала или при повторении большие возможности дают таблицы. Применение таблиц на уроках географии позволяет развивать у учащихся способность к классификации и тип...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.25 | Просмотров: 3219

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340