Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Урок-практикум по теме: Почвы России
Автор(ы): Васильева Наталья Анатольевна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели и задачи урока: 1) научить учащихся самостоятельно определять качество почвы и на практике применять свои знания и умения, 2) обобщение полученных знаний по теме “Почвы России”. Оборудование: - универсальная индикаторная бумага;
- дистиллированная вода;
- образцы почвы;
- химические стаканы;
- фильтровальная бумага;
- литература по уходу за садовыми растениями
- образцы почв
План урока: - Организация выполнения лабораторной работы
- подготовительный этап;
- обобщение знаний.
- Проведение лабораторной работы
- определение ph-среды, механического состава почвы;
- обработка данных.
- Оформление лабораторной работы, работа с дополнительной литературой.
Ход урока 1. Организация лабораторной работы. 1) подготовительный этап. Образцы почвы (50 г) выложить в химические стаканы и залить дистиллированной водой, настоять 1 сутки 2) обобщение знаний Вопросы, задаваемые учителем. - Что такое почва?
- Какие факторы влияют на образование почвы?
- Назовите главное свойство почвы.
- От чего зависти плодородие почвы?
- На какие типы можно разделить почвы по механическому составу?
- Почему необходимо уметь определять ph-среду, механический состав почвы и её структуру?
- Давайте составим план нашей работы для определения типа почв наших образцов.
(План учитель записывает на доске, по мере составления плана учитель объясняет ход работы). План. - Определение ph-среды
- Определение механического состава почвы
- Определение структуры почвы
- Обработка данных
Выполнение лабораторной работы. 2. Проведение лабораторной работы. 1) Определение ph-среды: Вытяжку почвы отфильтровать и с помощью универсальной индикаторной бумаги определить ph-среду образцов. Цвет универсального индикатора от бледно красного до красного – кислая среда. От бледно жёлтого до жёлтого – нейтральная среда. От бледно зелёного до синего – щелочная среда. Определение механического состава почвы и её структуры Возьмите горсть влажной, но не мокрой земли и разотрите ее между пальцами. Если структура почвы зернистая, если она не слипается и не скатывается в шарики, перед вами супесчаная или песчаная почва. Если почва зернистая, но скатывается в шарик или комок, это песчаный суглинок. Если почва имеет зернистую или липкую структуру и из нее можно между ладонями скатать колбаску, значит, вы имеете дело с жирным песчаным суглинком. Если получившаяся колбаска гибкая, ее можно согнуть колечком, она не разломится - глина. 2) Полученные данные ученики записывают в таблицу. 3. Оформление лабораторной работы, работа с дополнительной литературой. Ученики, записав полученные результаты в таблицу, работают с дополнительной литературой по уходу за садовыми растениями. - с помощью таблицы №1 определяют виды растений, которые могут произрастать на данном типе почв;
- выбирают способы улучшения качества почвы.
Результаты лабораторной работы по географии. Тема: “Определение типа почвы” Учени___ 8 класса _____ Фамилия ________________________ Имя ____________________________ | Образец №1 | Образец №2 | ph-среда | | | механический состав | | | структура | | | виды растений, способные произрастать на данном типе почв | | | Как изменить свойства почвы для лучшего их использования в земледелии? | | | Дополнительная литература Типы почвы Почвы представляют собой весьма сложную и динамичную смесь из мельчайших частиц, выветренных горных пород и органических веществ, называемых гумусом, а также различных растительных и животных сообществ. Здоровая почва является важным условием успешного роста и развития растений; она поддерживает корни растения и снабжает его водой, воздухом и минеральным питанием. Если почва в саду не является идеальной, существует много способов улучшить ее при относительно небольших затратах сил и средств. К примеру, переувлажненную, заболоченную почву можно дренировать и тем улучшить ее структуру, а водоудерживающие свойства легких почв можно, наоборот, повысить внесением органического компонента вроде компоста или перепревшего навоза. Внесение удобрений повышает содержание питательных веществ в почве, а известь используют для повышения щелочности в кислых почвах, мульчирование предотвратит прорастание сорняков и сократит потери воды. Наконец, питательные вещества из органических отходов можно возвратить в почву посредством создания садового компоста. Почва и ее состав Большинство почв классифицируются в соответствии с содержанием глины, ила и песка. Размеры и пропорции содержания в составе почвы этих минеральных частиц во многом определяют физические и химические свойства почвы. Типы почв Суглинистые почвы имеют идеальный баланс размеров минеральных частиц, включая от 8 до 25 % глины, что обеспечивает как хорошие дренажные, так и водоудерживающие свойства в сочетании с высоким плодородием. Глинистые почвы тяжелые, медленно пропускающие воду и медленно прогревающиеся весной, но часто весьма плодородные. Однако они легко уплотняются и могут спечься и затвердеть летом. Песчаные и илистые почвы имеют в своем составе низкое содержание частиц глины. Песчаные почвы обладают большой проницаемостью, что приводит к необходимости частого полива и внесения удобрений, однако они быстро прогреваются весной и легко удобряются органикой. Илистые почвы более плодородны и обладают лучшими водоудерживающи...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.07.25 | Просмотров: 1124
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|