Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Формы организации учебной деятельности по учебнику на уроках географии
Автор(ы): Крепкая Наталья Александровна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В настоящее время актуальным являются обучение детей навыкам работы с различными источниками знаний и умению извлекать из них нужную информацию. Ведущая роль в школьном обучении географии принадлежит учителю, который организует и направляет познавательную деятельность учащихся. Но для успешного решения поставленных задач необходимо, чтобы учебный процесс был оборудован дидактическими средствами, среди которых ведущее место принадлежит учебнику. В условиях массовой общеобразовательной школы учебник, несмотря на появления такого конкурента, как компьютер, еще надолго останется основным средством реализации содержания образования. От того, насколько хорошо школьники умеют работать с учебной книгой во многом зависит эффективность обучения по предмету. Ниже предлагаются некоторые приемы работы с учебником, книгой, которые направлены на развитие учащихся, на подготовку их к самостоятельному приобретению знаний Самостоятельная работа с учебником. Учащиеся получают карточку с заданием или учитель пишет на доске вопросы, а ребята находят на них ответы в соответствующем параграфе учебника. 8 класс. Тема: “История исследования и освоения территории России” Учебник - Э.М. Раковская “География: природа России” Задание: Прочитайте параграф учебника и выпишите фамилии известных путешественников. - Его имя вошло в историю государства Российского и русских географических открытий. Именно с его похода началось быстрое освоение и заселение русскими Сибири.
- Он с группой служивых людей достиг берега Охотского моря. Его люди осмотрели берега моря от устья р. Уды на юге и почти до современного Магадана на севере и основали Охотское зимовье, на месте которого возник позднее г. Охотск. Он стал окном России в Тихий океан и Северную Америку.
- Казак, землепроходец, первым совершивший плавание из Ледовитого океана в Тихий, открывший пролив между Азией и Америкой, названый не его именем.
- Тобольский воевода в 1667 г. составивший первую сводную карту всей Сибири - “Чертеж Сибирской земли”.
- Русский полярный мореплаватель, участник Великой Северной экспедиции, достигший самой северной точки Азии.
- Моряк, родом из Дании, ставший известным мореплавателем в России, возглавивший Камчатские экспедиции и погибший в одном из них. Его имя трижды запечатлено на карте нашей страны.
- Кто и когда в России составил первый географический атлас? Как он назывался.
- Русский мореплаватель, доказавший, что Сахалин отделен от материка проливом (названным впоследствии его именем), а река Амур доступна для судов с моря.
- “Памятник этому исследователю Сибири имеет 1000 км. длины, 300 км. ширины и до 3000 метров высоты, по площади больше Кавказа и выше всех гор Северной Сибири”. Оком и о чем идет речь в высказывании С.В. Обручева?
(Ермак, Иван Москвитин, Семен Дежнев, Петр Годунов, Челюскин, Витус Беринг, Ремизов, Г.И. Невельский, И.Д. Черский) 9 класс Тема: “История хозяйственного освоения и заселения Иркутской области” Учебник - Бояркин В.М. “География Иркутской Области” Вопросы: - Какие народы проживали на территории иркутской области до прихода русских, на севере, в центре, на западе Присаянья?
- Какой вели образ жизни, чем занималась эти народы?
- Почему строительство острогов началось на севере Иркутской области?
- Что привлекало русских промышленных, служилых., торговых людей в Сибирь?
- Объясните следующие выражения: “В Сибирь переселялись “ по указу”, “вольно” и в ссылку”.
- Какое важное событие в середине XVIII века способствовало развитию торгового капитала, строительству новых поселений : Тулун, Зима, Черемхово, Усолье?
- Какие отрасли хозяйства получили развитие с приходом русских в Сибирь?
- Какое влияние оказала железная дорога на заселение Иркутской области?
- В чем причина значительного притока населения в Иркутскую область в советский период?
В учебниках географии стало уже традиционным использование различных иллюстраций: карт, схем, рисунков. Задания к иллюстрациям рассчитаны на получение новой информации, ее применение, углубление и дополнение, на самостоятельную работу. Работа с иллюстрациями, картами учебника. 8 класс. Физическая география Иркутской области. Учебник - В.М.Боярин “География Иркутской области” Задание: - Какими двумя путями продвигались русские землепроходцы в Восточную Сибирь, и из каких острогов?
- Проследите путь П.Д.Пянда по территории Иркутской области и запишите в тетрадь.
- Назовите остроги, построенные в пределах нашей области с 1630 по 1660г., кто считается их основателем.
1630 г. - | 1631 г. – | 1641 г.- | 1654 г.- | 1661 г.- | | 9 класс. Тема: “ Население Поволжья” Вопросы - Какие государства существовали на территории Поволжья в историческом прошлом?
- Какие опорные оборонительные пункты возникли в Поволжье в XVI веке?
- Сравните среднюю плотность населения России и Поволжья.
- Назовите города-миллионеры Поволжья.
- Как размещены крупные города Поволжья?
При самостоятельном изучении материала или при повторении большие возможности дают таблицы. Применение таблиц на уроках географии позволяет развивать у учащихся способность к классификации и тип...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.07.25 | Просмотров: 1879
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|