Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
План-конспект урока Мир денег - Преподавание экономики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экономики

План-конспект урока Мир денег


Автор(ы): Балданова Эльвира Дугаровна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока:
  • Обучающая: раскрыть причины изобретения денег, а также основные функции денег.
  • Развивающая: Развитие внимания, памяти, речи, логического мышления.
  • Воспитательная: Воспитание самостоятельности и жизненной активности, ответственности при принятии важных решений.
Оснащение урока:
  1. Компьютер, проектор.
  2. Диск с презентацией. (Приложение1, Приложение 2).
Тип: урок с применением информационных технологий.
Межпредметные связи:
  • математика,
  • история,
  • специальные дисциплины.
Основные понятия для изучение:
  • бартер;
  • товарные деньги;
  • концепции происхождения денег;
  • функции денег;
  • виды денег.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
2. Изучение нового материала:
3. Закрепление нового материала.
4. Домашнее задание.
5. Подведение итогов урока.
План-конспект урока.
С помощью игры Молекулы - 5 поделитесь на группы. Каждая группа получает карточки для обмена. Нужно за 3 минуты найти того, кто захочет с тобой поменяться. На карточке написано, что на что нужно менять. Например: Поменяй линейку на карандаш. (по условию игры не на всех карточках есть необходимые вещи для обмена).
- Время обмена окончено, все ли смогли обменяться? Легко ли было найти нужный товар для обмена?
- Почему не у всех совершились сделки?
1. Понятие о деньгах (слайд)
Много тысяч лет после своего появления люди обходились без денег. Им не нужны были деньги в те далекие времена, когда ничего не продавалось. Они брали у природы всё необходимое. В первобытном обществе, пока люди жили племенем, родом, общиной, имущество и пища в семье были общие, хотя у каждого имелись и личные вещи. Каждый делал, что мог. Тем, что давал труд, пользовались все на равных правах. Собственность была общей. Инстинкт, а потом и сознание подсказывали людям, что они не могут жить друг без друга. Человек в одиночку слаб, вместе с другими он может сделать всё. В начале все члены рода занимались одинаковым трудом: совместно охотились, ловили рыбу, собирали плоды и коренья. Любое из этих занятий требует много сил, навыков. Невозможно делать все одинаково хорошо, если разделить труд, все пойдет иначе, каждый будет совершенствоваться в своем деле. Труд станет производительнее: затраты сил и времени меньше, продуктов - больше.
Люди бессознательно использовали преимущества, которое им давала жизнь, общество. Они стали обмениваться продуктами своего труда и торговать еще в очень глубокой древности. Археологи обнаружили, что обмен между племенами был еще в каменном веке. Разделение труда было главной причиной развития обмена. Одно племя могло жить в таком месте, где имелись хорошие залежи пригодного для изготовления орудий кремния, а другое племя было лишено этих запасов сырья. В более позднее время отдельные народы были вынуждены покупать у своих соседей медь или те металлы, которые добавляли к меди, чтобы получить более твердый сплав - бронзу.
Этнография знает примеры очень примитивного обмена. Многие племена, находившиеся на очень низком уровне развития, обменивались с соседями так: в условленное место приносились продукты, предназначенные для мены. Там их раскладывали и оставляли. В отсутствие продавцов приходили соседние племена, с кем было договорено, оставляли свои товары и забирали оставленные для них. Постепенно при обмене выявляется такой товар, который становится эквивалентом стоимости всех других товаров, то есть, все товары, которыми торговали в данной области, могли быть приравнены к определенному количеству этого товара. Так возникли первые деньги.
Среди многих первобытных народностей Азии, Африки, Океании очень долго существовала примитивная форма денег - раковины. Раковины каури ходили как деньги и в таких странах с высокой древней цивилизацией, как Китай, Япония и Индия. У многих малоразвитых племен раковины - деньги носят в связке и в случае опасности зарывают их в землю как сокровища. В Меланезии известны так называемые свиные деньги. Эти странные деньги представляют собой связки раковин, стеклянных бус, собачьих зубов и даже свиных хвостиков. Назначение этих денег довольно курьезно: на них покупают свиней и платят ими выкуп за невесту. Связки свиных денег достигают иногда по истине невероятной для денег величины - до 12 метров.
Известны были деньги в виде мраморных колец на Ново-Гебридских островах или в виде церемонийных каменных топоров - на Новой Гвинеи. В Древнем Китае деньгами служили бронзовые лопаточки-мотыжки, бронзовые колокольчики, ножи или куски полудрагоценного камня нефрита, на острове Борнео были агатовые деньги. В Индии существовали деньги-жемчужины.
Что только не служило человеку деньгами! Диапазон таких вещей по истине велик: от коровьих черепов на острове Борнео до брусков соли в Африке, от металлических копий в Конго до человеческих черепов на Соломоновых островах. Например, в XV веке в Исландии платили так: за подкову - 1сушеную рыбу; за пару женских башмаков - 3 рыбины; за бочонок вина - 100 рыбин; за бочонок сливочного масла - 120 рыбин. С обладанием этих необычных денег связаны те же хлопоты и волнения, что и с самыми обыкновенными деньгами. Устраивались особые сберегательные кассы для связок раковин. Создавали специальную охрану этих касс, то есть домов, где племя хранило связки раковин - сбережения своих сочленов. Сила денег переносилась и в загробный мир. Покойнику в могилу клали связки раковин.
Одной из очень распространенных форм денег в древности до изобретения монет, был скот. Корова, бык, овца - вот те деньги, которые употребляли многие древние народы, знавшие в последствии настоящие деньги. Мы употребляем слова капитал, капитализм и хорошо знаем, что они значат. Однако мало кто вспоминает при этом, что слово капитал произошло от латинского caput - голова, счет же скота вели по головам.
Человечество перепробовало сотни виды денег, пока не перешло к наиболее выгодным и удобным - металлическим. В древнейших государствах мира - Месопотамии и Египте - пользовались слитками металла как посредниками при обмене. Иногда эти металлические деньги делали в форме кольца, полукольца, бруска и т.п. В Италии до появления монеты обращались слитки меди, принимавшиеся на вес. Постепенно людям стало ясно, что лучше изготовлять слитки определенного постоянного веса. В чем было преимущество металлических денег перед раковинами, коровами, черепами, жерновами и всеми этими примитивными деньгами? Во-первых, металл не портился, его можно было хранить как сокровище сколько угодно; во-вторых, он занимал мало места, и его просто было перевозить; в-третьих, металл легко было разделить на части и превратить слиток большей стоимости в слитки меньшей стоимости для мелких торговых операций. В этом было серьезное преимущество металлических денег. Наиболее выгодными были деньги из драгоценных металлов - золота и серебра.
Чтобы воспрепятствовать подделке денег, промешиванию к драгоценному металлу дешевых, государственная власть стала клеймить металлические деньги. Это клеймо означало, что в слитке содержится металл определенного качества. Кусочки металла оделись в национальный мундир. Так появились первые монеты.
Почему именно золото играет в истории развития денег решающую роль. Золото - это вещь, а деньги не есть вещь. Золото выполняет чисто общественную роль. С другой стороны, его трудно произвести (добыть, обработать), т.е. оно удовлетворяет определению денег.
По сравнению с другими металлами (кроме открытых в ХХ век) золото имеет более высокую стоимость, не ржавеет со временем, обладает делимостью (что очень важно!); а потом у многих (да почти у всех народов мира) был культ Солнца, а золото на солнце имеет такой же блеск, как и светило. Наравне с ними такие качества, как портативность, легкость в чеканке, принимаемость везде, где развита торговля.
Затем в обороте стали использоваться монеты из неблагородных металлов, по мере того как стоимость золота росла. После этого стали появляться знаки полноценных денег, изготовленных из бумаги. Начало XX века - золотой монометаллизм - золото окончательно завоевало право быть всеобщим эквивалентом товаров.
Дальнейшим этапом развития денег явился переход к денежным знакам, то есть к представителям денег (золото уступает денежным знакам). Бумажные деньги впервые изобрели (их изобретали несколько раз) китайцы, изготовленные из бумаги, появились в Европе и так сильно распространились и прижились, что стали основным заменителем полноценных денег.
Первая попытка ввести их в обращение была предпринята в период царствования императора Уди из династии Хань (140-87 гг. до н.э. Билеты изготавливались из шкуры белого оленя - исключительно редкого животного - и имели форму квадрата со специальным рисунком. Однако этот необычный эксперимент в области денежно-кредитного регулирования был обречен на неудачу из-за крайне ограниченного количества белых оленей. Китайцы повторно вернулись к идее бумажных денег примерно в начале IX века. В то время их называли летающими деньгами из-за того, что ветер мог легко унести купюру прочь, в отличие от привычных связок монет. Эти ранние бумажные деньги были не полноценным средством обмена, а скорее сертификатом, который частные банки выдавали торговцам в обмен на наличные деньги. Возвратившись из столицы в провинцию, торговец мог сдать сертификат и получить обратно свои деньги. Таким образом, грабители лишались возможности освободить купцов от наличности по пути домой. В 812 году выпуск подобных денег стал прерогативой китайского правительства.
Идея бумажных денег мало-помалу распространялась на запад, в страны с менее развитой экономикой - монголы печатали банкноты по образцу китайских в Иране в 1292 году, а первые европейские бумажные деньги были отпечатаны в Швеции в 1601 году. И весь этот период бумажные деньги действитель...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3274

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340