Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа факультативного курса Химия и экология. 8-й класс - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Программа факультативного курса Химия и экология. 8-й класс


Автор(ы): Зарипова Халима Сафуановна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задача современного школьного образования – формирование у учащихся целостного представления об основах изучаемых наук, их теоретических и прикладных аспектах. Химия как учебный предмет в числе других задач призвана давать учащимся представления о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов, а совместно с другими естественно научными предметами – формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения в природе.
Программа курса “Химия и экология” предназначена для учащихся 8 класса. Данный курс предполагает снятие необоснованных предубеждений в отношении химии как “основного виновника” экологических бед, оценку ее положительной роли в современном решении проблем окружающей среды. Содержание программы закладывает основы для восприятия базового курса химии с позиции экологической проблематики, способствует развитию естественнонаучных знаний, полученных учащимися на уроках природоведения, биологии, географии, а также приобщает их к ведению химических аспектов экологии.
Практическая часть курса позволяет организовать деятельность учащихся в рамках нетрадиционных методов и приемов обучения, таких как: экологическое прогнозирование, конструирование, моделирование, исследование и изучение свойств веществ. Такие сведения важны для учащихся, особенно для тех, кто ориентирован на поступление в классы естественнонаучного профиля старшей школы.
Основная цель курса.
Сформировать у учащихся основы естественнонаучной картины мира, показать роль химии в решении проблем окружающей среды, формировать исследовательские навыки учащихся, развивать познавательный интерес к дальнейшему изучению предмета.
Основные задачи курса.
  • изучить и расширить знания учащихся по таким вопросам как химия атмосферы, химия гидросферы, литосферы, круговорот элементов в природе, химия в быту, химия в медицине, биологическая роль металлов;
  • раскрыть причины и основные источники загрязнения окружающей среды;
  • продолжить формирование умений анализировать ситуацию и делать прогнозы;
  • развивать навыки проектной и исследовательской деятельности;
  • развивать учебно-коммуникативные умения.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
После изучения программы данного курса учащиеся должны знать: первоначальные химические понятия – вещества, тела, атомы, молекулы, химические формулы, классы неорганических соединений, обезвреживание вредных продуктов химических реакций в школьной лаборатории, основные экологические понятия – факторы, организм, цепи питания, состав воздуха, строение и свойства воды, роль воды в жизни людей, кристаллы, круговорот элементов в природе, основные вещества используемые в быту и их свойства, хранение и применение химических веществ в быту, лекарственные препараты, функции питательных веществ.
После изучения программы данного курса учащиеся должны уметь:
  • проводить опыты с помощью учителя и самостоятельно;
  • решать расчетные задачи с экологическим содержанием;
  • работать в группах;
  • проводить микроисследования, обрабатывать полученную информацию;
  • писать рефераты, придерживаясь определенной структуры.
  • формы проведения занятий могут быть различны: семинар, урок-практикум, практическая работа, мини проекты, лекция.
Особое внимание уделено практическим работам – формированию практических умений и навыков учащихся. Для опытов отобраны вещества, используемые в быту, в медицине, вещества имеющие практическое значение, что позволяет выявлять и развивать способности учащихся к экспериментированию веществами. Организация занятий во многом зависит от технических возможностей учебного заведения, особенно от оборудования химической лаборатории. В качестве инструментария для оценивания результатов можно использовать практические работы, устные и письменные сообщения, индивидуальные дифференцированные задания, защита проектов.
Тематическое планирование программного материала.
№ п/п Тема Химический эксперимент Кол-во часов Вид занятий
Введение 2 часа
1-2 Химия и экология, как наука.Взаимосвязь химии и экологии. 2 Лекция с элементами беседы
I. Основные химические понятия 6 часов
1. Вещества и физические тела.Вещества природные и созданные человеком. Агрегатное состояние веществ. Демонстрация веществ. Описание физических свойств веществ 1 Комбинированное занятие
2. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Правила работы с нагревательными приборами. 1 Практическая работа № 1
3-4 Классификация веществ. Классы неорганических соединений. Химические свойства оксидов, кислот, солей, оснований. 2 Комбинированное занятие
5 Индикаторы Демонстрация изменения окраски индикаторов в различных средах. 1 Комбинированное занятие
6 Обезвреживание вредных продуктов химических реакций в школьной лаборатории. Демонстрация способов обезвреживания продуктов реакции. 1 Семинар
II. Основные экологические понятия 2 часа
Экологические факторы, организм цепи питания. 1 Лекция
Круговорот веществ в природе. 1 Семинар
III. Химия атмосферы 3 часа
Состав воздуха. Изменение атмосферы с высотой. Опыт. Наблюдение за выделением кислорода в процессе фотосинтеза у водных растений.. 1 Практическая работа № 2
Усиление парникового эффекта. Кислотные дожди. Демонстрация “Помутнение известковой воды”. 1 Семинар
Предотвращение загрязнения воздуха. Защита мини проектов. Тема проектов“Экологически чистые виды транспорта XXI века” 1 Защита проектов
IV. Химия гидросферы 4 часа
Строение и свойства воды. “Определение пригодности воды для питья” 1 Практическая работа № 3
Вода, как растворитель. “Приготовление растворов с заданной концентрации” 1 Практическая работа № 4
Природные воды. Жесткость воды. “Удаление жесткости воды”. 1 Практическая работа № 5
Очистка воды. Экологическое прогнозирование. “Дистилляция H2 O. Оценка ситуации – водители моют машины на берегу водоема” 1 Практическая работа № 6
V. Химия литосферы 4 часа
Кристаллы. Образование кристаллов. Демонстрация опыта “Рост кристаллов” 1 Комбинированное занятие
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Рациональное использование природных ресурсов. демонстрация полезных ископаемых;работа с раздаточным материалом. 1 Урок-практикум Опыты.
Карбонат кальция (мел, известняк, скорлупа яиц), изучение их свойств. 1 Семинар
Определение реакции среды образца почвы. Практическая работа № 7
VI. Круговорот элементов в природе 2 часа
Круговорот углерода. Круговорот кислорода. Демонстрация таблиц . 1 Семинар.
Круговорот азота. 1 Семинар.
VII. Химия в быту 5 часов
Химические средства бытового назначения. Знакомство с основными группами веществ, применяемых в быту. 1 Урок-практикум
Хранение и применение химических веществ в быту. 1 Урок-практикум
Домашняя аптечка:перманганат калия;
йод и йодная настойка;
борная кислота;
нашатырный спирт;
перекись водорода.
1 Урок-практикум
Сахар: его получение из свеклы, сахарного тростника. 1 Семинар.
Применение сахара в кондитерском деле. Рецепты.Биологическая роль сахара (избыток и недостаток сахара в организме). 1 Защита мини проектов


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.27 | Просмотров: 2138

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340