Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Программа факультативного курса Химия и экология. 8-й класс
Автор(ы): Зарипова Халима Сафуановна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задача современного школьного образования – формирование у учащихся целостного представления об основах изучаемых наук, их теоретических и прикладных аспектах. Химия как учебный предмет в числе других задач призвана давать учащимся представления о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов, а совместно с другими естественно научными предметами – формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения в природе. Программа курса “Химия и экология” предназначена для учащихся 8 класса. Данный курс предполагает снятие необоснованных предубеждений в отношении химии как “основного виновника” экологических бед, оценку ее положительной роли в современном решении проблем окружающей среды. Содержание программы закладывает основы для восприятия базового курса химии с позиции экологической проблематики, способствует развитию естественнонаучных знаний, полученных учащимися на уроках природоведения, биологии, географии, а также приобщает их к ведению химических аспектов экологии. Практическая часть курса позволяет организовать деятельность учащихся в рамках нетрадиционных методов и приемов обучения, таких как: экологическое прогнозирование, конструирование, моделирование, исследование и изучение свойств веществ. Такие сведения важны для учащихся, особенно для тех, кто ориентирован на поступление в классы естественнонаучного профиля старшей школы. Основная цель курса. Сформировать у учащихся основы естественнонаучной картины мира, показать роль химии в решении проблем окружающей среды, формировать исследовательские навыки учащихся, развивать познавательный интерес к дальнейшему изучению предмета. Основные задачи курса. - изучить и расширить знания учащихся по таким вопросам как химия атмосферы, химия гидросферы, литосферы, круговорот элементов в природе, химия в быту, химия в медицине, биологическая роль металлов;
- раскрыть причины и основные источники загрязнения окружающей среды;
- продолжить формирование умений анализировать ситуацию и делать прогнозы;
- развивать навыки проектной и исследовательской деятельности;
- развивать учебно-коммуникативные умения.
Требования к знаниям и умениям учащихся. После изучения программы данного курса учащиеся должны знать: первоначальные химические понятия – вещества, тела, атомы, молекулы, химические формулы, классы неорганических соединений, обезвреживание вредных продуктов химических реакций в школьной лаборатории, основные экологические понятия – факторы, организм, цепи питания, состав воздуха, строение и свойства воды, роль воды в жизни людей, кристаллы, круговорот элементов в природе, основные вещества используемые в быту и их свойства, хранение и применение химических веществ в быту, лекарственные препараты, функции питательных веществ. После изучения программы данного курса учащиеся должны уметь: - проводить опыты с помощью учителя и самостоятельно;
- решать расчетные задачи с экологическим содержанием;
- работать в группах;
- проводить микроисследования, обрабатывать полученную информацию;
- писать рефераты, придерживаясь определенной структуры.
- формы проведения занятий могут быть различны: семинар, урок-практикум, практическая работа, мини проекты, лекция.
Особое внимание уделено практическим работам – формированию практических умений и навыков учащихся. Для опытов отобраны вещества, используемые в быту, в медицине, вещества имеющие практическое значение, что позволяет выявлять и развивать способности учащихся к экспериментированию веществами. Организация занятий во многом зависит от технических возможностей учебного заведения, особенно от оборудования химической лаборатории. В качестве инструментария для оценивания результатов можно использовать практические работы, устные и письменные сообщения, индивидуальные дифференцированные задания, защита проектов. Тематическое планирование программного материала. № п/п | Тема | Химический эксперимент | Кол-во часов | Вид занятий | Введение 2 часа | 1-2 | Химия и экология, как наука.Взаимосвязь химии и экологии. | | 2 | Лекция с элементами беседы | I. Основные химические понятия 6 часов | 1. | Вещества и физические тела.Вещества природные и созданные человеком. Агрегатное состояние веществ. | Демонстрация веществ. Описание физических свойств веществ | 1 | Комбинированное занятие | 2. | Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. | Правила работы с нагревательными приборами. | 1 | Практическая работа № 1 | 3-4 | Классификация веществ. Классы неорганических соединений. | Химические свойства оксидов, кислот, солей, оснований. | 2 | Комбинированное занятие | 5 | Индикаторы | Демонстрация изменения окраски индикаторов в различных средах. | 1 | Комбинированное занятие | 6 | Обезвреживание вредных продуктов химических реакций в школьной лаборатории. | Демонстрация способов обезвреживания продуктов реакции. | 1 | Семинар | II. Основные экологические понятия 2 часа | | Экологические факторы, организм цепи питания. | | 1 | Лекция | | Круговорот веществ в природе. | | 1 | Семинар | III. Химия атмосферы 3 часа | | Состав воздуха. Изменение атмосферы с высотой. | Опыт. Наблюдение за выделением кислорода в процессе фотосинтеза у водных растений.. | 1 | Практическая работа № 2 | | Усиление парникового эффекта. Кислотные дожди. | Демонстрация “Помутнение известковой воды”. | 1 | Семинар | | Предотвращение загрязнения воздуха. Защита мини проектов. | Тема проектов“Экологически чистые виды транспорта XXI века” | 1 | Защита проектов | IV. Химия гидросферы 4 часа | | Строение и свойства воды. | “Определение пригодности воды для питья” | 1 | Практическая работа № 3 | | Вода, как растворитель. | “Приготовление растворов с заданной концентрации” | 1 | Практическая работа № 4 | | Природные воды. Жесткость воды. | “Удаление жесткости воды”. | 1 | Практическая работа № 5 | | Очистка воды. Экологическое прогнозирование. | “Дистилляция H2 O. Оценка ситуации – водители моют машины на берегу водоема” | 1 | Практическая работа № 6 | V. Химия литосферы 4 часа | | Кристаллы. Образование кристаллов. | Демонстрация опыта “Рост кристаллов” | 1 | Комбинированное занятие | | Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Рациональное использование природных ресурсов. | демонстрация полезных ископаемых;работа с раздаточным материалом. | 1 | Урок-практикум Опыты. | | Карбонат кальция (мел, известняк, скорлупа яиц), изучение их свойств. | | 1 | Семинар | | Определение реакции среды образца почвы. | | | Практическая работа № 7 | VI. Круговорот элементов в природе 2 часа | | Круговорот углерода. Круговорот кислорода. | Демонстрация таблиц . | 1 | Семинар. | | Круговорот азота. | | 1 | Семинар. | VII. Химия в быту 5 часов | | Химические средства бытового назначения. | Знакомство с основными группами веществ, применяемых в быту. | 1 | Урок-практикум | | Хранение и применение химических веществ в быту. | | 1 | Урок-практикум | | Домашняя аптечка:перманганат калия; йод и йодная настойка; борная кислота; нашатырный спирт; перекись водорода. | | 1 | Урок-практикум | | Сахар: его получение из свеклы, сахарного тростника. | | 1 | Семинар. | | Применение сахара в кондитерском деле. Рецепты.Биологическая роль сахара (избыток и недостаток сахара в организме). | | 1 | Защита мини проектов |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.07.27 | Просмотров: 2138
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|