Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа факультативного курса по экологии Организмы и природная среда - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Программа факультативного курса по экологии Организмы и природная среда


Автор(ы): Самарская Нина Александровна, учитель биологии, географии.


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Организмы и природная среда» составлена на основе собственного опыта работы. Учебный материал адаптирован для учащихся 7 — 8 классов коррекционных школ VIII вида и является составной частью экологического воспитания учащихся.
Программа рецензирована отделом экологии городского экологического центра, апробирована мной в течение нескольких лет и имеет положительный результат.
Основная идея факультативного курса — выявление приспособленности организмов к среде своего обитания и друг к другу.
Цель курса — создать у детей целостную картину мира, сформулировать представление о богатстве природы со всеми взаимотношениями между организмами, объяснить взаимосвязь и согласованность элементов животного и растительного мира.
Данный курс соответствует возрастным и психическим особенностям детей с отклонениями в развитии и способствует:
  • получению знаний по основным вопросам экологии и формированию начальных представлений об экологических закономерностях в живой природе;
  • развитию понятийного аппарата учащегося с психическими отклонениями, когда на своем речевом уровне он получет несколько десятков экологических понятий, отражающих основные закономерности этой науки;
  • углублению и расширению имеющихся у школьников бытовых знаний экологии;
  • формированию экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействиии живой и неживой природы с человеком, т.е. самими школьниками как частью природы;
  • воспитанию экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет их от разрушительных для экосистем действий.
Основные методы и формы организации изучения — рассказ беседа, сюжетная игра, экскурсия, рисунок; используются элементы увлекательности, диалоги нескольких персонажей, учебные кинофильмы, рассказы писателей — натуралистов, фольклорный и сказочный материал. Реализуется региональный компонент.
Программа содержит 5 этапов начального постижения экологии по мере усложнения материала.
Первый раздел — факторная экология, видовые адаптации организмов (аутэкология). Второй раздел — строение сообществ растений и животных, конструкции биоцинозов и их функционирование (биоценология). Третий раздел — жизнь популяций, популяционные механизмы регуляций (демэкология). Четвёртый раздел — практикум «Общение с живой природой». Пятый раздел — практические работы и экологические экскурсии.
В процессе изучения факультативного курса реализуются многие коррекционные цели. При наблюдении за природными объектами производится коррекция ощущений, восприятий, представлений; увеличивается поле зрения, скорость обучения, обозрения; развивается умение устанавливать связи между видимыми и соседними объектами; развивается глазомер, корректируются искаженные представления о жизни, природе, обществе. Идёт работа над коррекцией памяти: т.к. учащемуся надо будет последовательно воспроизводить материал, уметь установить причинно — следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями; увеличивается объем памяти, тренируется образная память.
В процессе общения развивается импрессивная и экспрессивная сторона речи. Проводится коррекция мышления, т.к. необходимо делать словесно — логические обобщения, выводы. Ребёнок учится строить умозаключения, выделять главное, существенное. У учащегося вырабатываются положительные привычки поведения.
Итогом факультативного курса является то, что:
  • ученики знают основные понятия экологии, оперируют ими, имеют представление о полифункциональности природных предметов и событий;
  • они умеют наблюдать за природными явлениями, за взаимосвязями живых организмов и объясняют увиденное;
  • школьники проявляют бережное отношение к живым организмам;
  • осуществляется коррекция памяти, внимания, речи, мышления, эмоционально-волевой сферы и поведения;
  • учащиеся легче адаптируются к жизни в местных условиях.

Тематическое планирование факультативного курса по экологии

Изучаемая тема Кол-во часов № урока Тема урока
1. Введение 1 1 Понятие природы, связи между организмами.
I раздел. Аутэкология2. Приспособление организмов к холоду


3. Приспособление организмов к жаре
8
3


2

2
3
4
5
6
Основные способы согревания.
Снег-термозащитный покров для животных и растений.
Передвижение по снегу, в снегу, под снегом.
Приспособленность у растений от перегрева.
Приспособленность у животных от перегрева.
4. Приспособление организмов друг к другу 3 7
8
9
Защитная окраска и защищающая форма тела.
Защитное поведение.
Дружеские взаимоотношения в природе.
II раздел. Биоценология5. Приспособленность организмов к степи и пустыне



6. Особенности жизни в горах

7. Жизнь и ее особенности в океане



8. Лес и его обитатели
13
4



2

4



3

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Приспособительные типы растительности.
Пищевые связи в степи.
Особенности природы в пустыне.
Особенности животных в пустыне.
Ландшафт гор, физико-климатические особенности.
Приспособленность растений и животных к горным условиям.
Морская среда и ее особенности.
Морские растения.
Морские животные.
Жизнь на планете начиналась в океане.
Растительные ярусы в лесу.
Взаимоотношения животных в лесу.
Взаимодействие растений и животных в лесу.
III раздел. Демэкология9. Популяционные особенности размножения



10. Суточные и сезонные колебания в популяциях
8
4



4

23
24
25
26
27
28
29
30
Понятия особи, семейной группы, стада.
Время размножения.
Зависимость размножения от различных факторов.
Выражение заботы о потомстве.
Режим дня у животных.
Дневные и ночные животные.
Зависимость деятельности животных в популяциях от сезона.
IV раздел. «Общение с живой природой»1. Не уничтожай напрасно живое


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.27 | Просмотров: 2092

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340