Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Программа факультативного курса по экологии Организмы и природная среда
Автор(ы): Самарская Нина Александровна, учитель биологии, географии.
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Программа факультативного курса «Организмы и природная среда» составлена на основе собственного опыта работы. Учебный материал адаптирован для учащихся 7 — 8 классов коррекционных школ VIII вида и является составной частью экологического воспитания учащихся. Программа рецензирована отделом экологии городского экологического центра, апробирована мной в течение нескольких лет и имеет положительный результат. Основная идея факультативного курса — выявление приспособленности организмов к среде своего обитания и друг к другу. Цель курса — создать у детей целостную картину мира, сформулировать представление о богатстве природы со всеми взаимотношениями между организмами, объяснить взаимосвязь и согласованность элементов животного и растительного мира. Данный курс соответствует возрастным и психическим особенностям детей с отклонениями в развитии и способствует: - получению знаний по основным вопросам экологии и формированию начальных представлений об экологических закономерностях в живой природе;
- развитию понятийного аппарата учащегося с психическими отклонениями, когда на своем речевом уровне он получет несколько десятков экологических понятий, отражающих основные закономерности этой науки;
- углублению и расширению имеющихся у школьников бытовых знаний экологии;
- формированию экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействиии живой и неживой природы с человеком, т.е. самими школьниками как частью природы;
- воспитанию экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет их от разрушительных для экосистем действий.
Основные методы и формы организации изучения — рассказ беседа, сюжетная игра, экскурсия, рисунок; используются элементы увлекательности, диалоги нескольких персонажей, учебные кинофильмы, рассказы писателей — натуралистов, фольклорный и сказочный материал. Реализуется региональный компонент. Программа содержит 5 этапов начального постижения экологии по мере усложнения материала. Первый раздел — факторная экология, видовые адаптации организмов (аутэкология). Второй раздел — строение сообществ растений и животных, конструкции биоцинозов и их функционирование (биоценология). Третий раздел — жизнь популяций, популяционные механизмы регуляций (демэкология). Четвёртый раздел — практикум «Общение с живой природой». Пятый раздел — практические работы и экологические экскурсии. В процессе изучения факультативного курса реализуются многие коррекционные цели. При наблюдении за природными объектами производится коррекция ощущений, восприятий, представлений; увеличивается поле зрения, скорость обучения, обозрения; развивается умение устанавливать связи между видимыми и соседними объектами; развивается глазомер, корректируются искаженные представления о жизни, природе, обществе. Идёт работа над коррекцией памяти: т.к. учащемуся надо будет последовательно воспроизводить материал, уметь установить причинно — следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями; увеличивается объем памяти, тренируется образная память. В процессе общения развивается импрессивная и экспрессивная сторона речи. Проводится коррекция мышления, т.к. необходимо делать словесно — логические обобщения, выводы. Ребёнок учится строить умозаключения, выделять главное, существенное. У учащегося вырабатываются положительные привычки поведения. Итогом факультативного курса является то, что: - ученики знают основные понятия экологии, оперируют ими, имеют представление о полифункциональности природных предметов и событий;
- они умеют наблюдать за природными явлениями, за взаимосвязями живых организмов и объясняют увиденное;
- школьники проявляют бережное отношение к живым организмам;
- осуществляется коррекция памяти, внимания, речи, мышления, эмоционально-волевой сферы и поведения;
- учащиеся легче адаптируются к жизни в местных условиях.
Тематическое планирование факультативного курса по экологии Изучаемая тема | Кол-во часов | № урока | Тема урока | 1. Введение | 1 | 1 | Понятие природы, связи между организмами. | I раздел. Аутэкология2. Приспособление организмов к холоду 3. Приспособление организмов к жаре | 8 3 2 | 2 3 4 5 6 | Основные способы согревания. Снег-термозащитный покров для животных и растений. Передвижение по снегу, в снегу, под снегом. Приспособленность у растений от перегрева. Приспособленность у животных от перегрева. | 4. Приспособление организмов друг к другу | 3 | 7 8 9 | Защитная окраска и защищающая форма тела. Защитное поведение. Дружеские взаимоотношения в природе. | II раздел. Биоценология5. Приспособленность организмов к степи и пустыне 6. Особенности жизни в горах 7. Жизнь и ее особенности в океане 8. Лес и его обитатели | 13 4 2 4 3 | 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 | Приспособительные типы растительности. Пищевые связи в степи. Особенности природы в пустыне. Особенности животных в пустыне. Ландшафт гор, физико-климатические особенности. Приспособленность растений и животных к горным условиям. Морская среда и ее особенности. Морские растения. Морские животные. Жизнь на планете начиналась в океане. Растительные ярусы в лесу. Взаимоотношения животных в лесу. Взаимодействие растений и животных в лесу. | III раздел. Демэкология9. Популяционные особенности размножения 10. Суточные и сезонные колебания в популяциях | 8 4 4 | 23 24 25 26 27 28 29 30 | Понятия особи, семейной группы, стада. Время размножения. Зависимость размножения от различных факторов. Выражение заботы о потомстве. Режим дня у животных. Дневные и ночные животные. Зависимость деятельности животных в популяциях от сезона. | IV раздел. «Общение с живой природой»1. Не уничтожай напрасно живое
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.07.27 | Просмотров: 2092
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|