Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированное занятие по курсу Развитие мимики, пантомимики и ритмика в условиях школы-интерната III вида - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Интегрированное занятие по курсу Развитие мимики, пантомимики и ритмика в условиях школы-интерната III вида


Автор(ы): Жукова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Бросающейся в глаза особенностью общения детей с нарушением зрения является слабая сформированность неречевых средств общения, коренящаяся в нечётком образе восприятия человека, его действий, в трудностях экспрессивно-мимических выражений и их понимании у собеседника. В школах III вида в учебный план введены разнообразные курсы, предусматривающие коррекционные занятия с незрячими детьми: «Ориентировка в пространстве», «Развитие мимики, пантомимики», «Ритмика» и др. Подобные занятия помогают преодолеть вербализм, голую словесность и процесс компенсации слепоты делают более успешным и многосторонним. Приводим пример интегрированного занятия по курсу«Развитие мимики, пантомимики и ритмика». Данное занятие – результат Проекта «Упражнения на закрепление выразительных движений в игровой деятельности». Проект состоял из пяти занятий разных по форме и целям. Ему предшествовали:
  1. Чтение сказки, обсуждение героев и их эмоциональных состояний.
  2. Мимические упражнения.
  3. Обучение имитации движений.
  4. Занятие по ритмике. Работа по соотнесению эмоций и схем лица.
Тема: Использование выразительных мимических, жестовых и пантомимических движений в связи с интонацией и музыкальным ритмом.
Цели:
  1. Учить воспроизводить мимические, жестовые и пантомимические движения соответственно интонации; последовательно воспринимать схему лица; соотносить схему лица и эмоцию.
  2. Развивать умение имитировать движения, соответствующие различным эмоциональным состояниям человека, а также движения, характерные для различных животных. Развивать умение двигаться соответственно ритму и теме музыкального произведения.
  3. Воспитывать у детей простейшие эмоции: грусть, страх, удивление, гнев; учить их выражать.
  4. Коррекционные: развивать мышление как процесс отражения общих свойств предметов и явлений, в частности – развивать геометрическое мышление. Тренировать эмоциональную сферу. Корригировать отставание в локомоторном развитии. Расширить систему образов и представлений, развивать двигательно-кинестетическое восприятие.
Ход занятия
1 этап. Разминка.
(Проводится под спокойную музыку).
Упражнения для тренировки эмоций и поднятия тонуса мышц лица.
  1. Полностью расслабьтесь и подумайте о чём-нибудь приятном.
  2. Напрягитесь, при этом подумайте о чём-нибудь неприятном.
  3. Расслабьте лицевые мышцы и широко зевните, при этом подумав: «Как мне скучно, так, что хочется спать».
  4. Расслабьте лицевые мышцы и широко улыбнитесь, при этом подумайте о чём-нибудь радостном.
  5. Расслабьте лицевые мышцы и сведите губы в напряжённое «о».
  6. Расслабьте лицевые мышцы, широко откройте глаза, при этом подумав с удивлением: «Зачем меня заставляют это делать?», спокойно закройте глаза.
  7. Расслабьте лицевые мышцы и неплотно прикройте глаза (прищурьтесь), при этом напрягите нос и подумайте: «Как мне всё это надоело!».
  8. Расслабьте лицевые мышцы, вытяните губы в трубочку, а затем растяните в улыбке.
Упражнения для развития мышц плеч, шеи и головы.
  1. Положить голову на правое плечо, вернуться в исходное положение с фиксацией головы. Положить голову на левое плечо, вернуться в исходное положение. Продолжить делать то же самое, но начиная с левого плеча.
  2. «Маятник». То же самое, что и в упр.1, но без фиксации головы в исходном положении.
  3. Повернуть голову к правому плечу, вернуться в исходное положение с фиксацией головы.
  4. Повернуть голову к левому плечу, вернуться в исходное положение с фиксацией головы.
  5. Продолжать делать то же самое, но начиная с левого плеча.
  6. То же, что и в упр.3, но без фиксации головы в исходном положении.
    Упражнения повторяются 4-5 раз.
2 этап. Этюд на основе адаптированного варианта сказки В.Сутеева «Кто сказал мяу?».
Преподаватель: Ребята, сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в сказку В.Сутеева «Кто сказал мяу?». Ваша задача – показать, как двигаются сказочные герои, говорят, танцуют, чувствуют, выражают свои эмоции. Другими словами, вы попробуете рассказать сказку жестами, пантомимическими движениями и выражениями лица.
Слушайте и показывайте!
Эмоциональный рассказпреподавателя.
Действия, выполняемыедетьми.
Щенокспал на коврике.
Приселина корточки, свернулись, склонили голову набок, на сложенные ладошки, закрылиглаза.
Вдругон услышал, как кто-то сказал: «Мяу!» - и удивился. Раньше он такого неслышал. Щенок посмотрел… - никого нет.
Открылиглаза, высоко вытянули шею.
Повернулиголову направо – налево. На лице – внимание.
Вдругкто-то опять сказал: «Мяу!» Вскочил щенок, обежал всю комнату, заглянул подкровать, под стол – никого нет.
Резковыпрямились, подпрыгнули.
Побежалипо кругу под энергичную музыку, одновременно наклоняясь и заглядываяпод мебель.
Посмотрелв окно и увидел во дворе Петуха.
Приложилиладонь козырьком ко лбу, повернулись в сторону окна.
- Этоты сказал «мяу»? – спросил Щенок Петуха. Петух, захлопав крыльями, закричал:«Ку-ка-ре-ку!»
Имитируют под энергичную музыку с чётким ритмом следующие движения:одновременные взмахи руками и шаги с высоким подниманием колен. Спинку держатровно, плечи расправлены. Походка пружинистая.
Щенокпочесал задней лапой за ухом.
Правойрукой имитируют движение «почесал за ухом».
Вдруг укрыльца он снова услышал: «мяу!» - Это тут! – решил щенок и стал рыть лапамиземлю.
Указательнымпальцем показывают на пол под ногами.
Подбыструю энергичную музыку, наклонившись, имитируют движение «рытьземлю».
Онвыкопал большую яму и очень устал.
А изямы выскочил Мышонок и сказал: «Пи-пи-пи».
Щенокзадумался.
Наклонилиголову, вытирают лоб тыльной стороной ладони, вздыхают. Плечи сутулые.
Почёсываютголову.
Новдруг около собачьей конуры кто-то снова сказал: «мяу». Щенок сталподкрадываться к конуре.
Прижаликулачки к груди, немного наклонились вперёд, идут медленно на носочках подтихую спокойную музыку.
Навстречуему выскочил огромный лохматый пёс и зарычал: Р-р-р!
Щенокподжал хвостик и побежал прятаться.
Втянулиголову в плечи, напрягли мышцы лица, прижали руки к груди, побежали подтревожную энергичную музыку. Присели на корточки, накрыли голову руками.
И тутпрямо над его ухом кто-то снова сказал: «мяу». Щенок выглянул и увиделмохнатую пчелу. «Вот, кто сказал мяу!» - решил Щенок и стал ловить пчелузубами. Прожужжала пчела и ужалила Щенка в нос.
Прислушиваются,приложив руку к уху, медленно поворачивают голову вправо, влево.
Пытаютсясхватить что-то зубами в воздухе. Хватаются за нос. Выражение лица - боль.
Завизжалщенок и побежал, а пчела за ним летит. Прыгнул Щенок в пруд и поплыл.
Энергичнобегут, отмахиваясь рукой. Прыгают. Быстро по-собачьи гребут руками подбыструю энергичную музыку.
ВыбралсяЩенок из воды и грустный поплёлся домой.
Брови иуголки рта опущены (грусть). Плетутся (под грустную очень медленнуюмузыку), опустив головы, плечи. Руки расслабленно висят. Шаги медленные.
И вдругуслышал – мяу! Видит – кошка. Рассердился Щенок и залаял: Ав-ав.…И зарычал: р-р-р.
Бровисведены. Мышцы лица сильно напряжены. Рот сомкнут. Коготки наготове. Тело чуть-чутьнаклонено вперёд.
Кошкаизогнулась и зафыркала: фыр-фыр.
Головавтянута в плечи, плечи при этом подняты. Лица напряжено, произносят долгийзвук: ф-ф-ф.
3 этап. Интерпретация сказки.
Преподаватель:
- Обратите внимание, ребята, на нашу сказочную полянку. Это как раз тот дом, в котором жил наш несмышлёный Щенок. Но около дома собралось очень много сказочных героев. Помогите выбрать игрушки, изображающие героев нашей сказки.
(Обучающиеся исследуют и отбирают нужные игрушки, называют выбранные персонажи).
- Ребята, вам предстоит выполнить интересное задание. Выберите любой понравившийся вам персонаж сказки и расскажите о нём. Ваш коротенький рассказ должен напоминать загадку, но загадывать её вы должны не только словами, но и движениями.
(Загадки разучиваются на предварительных занятиях индивидуально).
1 ученик.
Текст загадки.
Движения.
Маленький рост,
Длинный хвост.
Собираю крошки,
Прячусь от кошки.
Ладонь правой руки кладёт наголову. Левой рукой изображает длинной волнистой линией хвост. Левую ладоньрасправляет, а правой сметает на ней «крошки». Бежит зигзагом мелкимишажками.
2 ученик.
Текст загадки.
Движения.
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с тёплым молочком!
У порога плачу,
Коготки прячу.
Тихо в комнату войду,
Замурлычу, запою.
«Умывает» лицо ладонью,
«облизывает» её язычком.<...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.27 | Просмотров: 3139

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340