Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Интегрированное занятие по курсу Развитие мимики, пантомимики и ритмика в условиях школы-интерната III вида
Автор(ы): Жукова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Бросающейся в глаза особенностью общения детей с нарушением зрения является слабая сформированность неречевых средств общения, коренящаяся в нечётком образе восприятия человека, его действий, в трудностях экспрессивно-мимических выражений и их понимании у собеседника. В школах III вида в учебный план введены разнообразные курсы, предусматривающие коррекционные занятия с незрячими детьми: «Ориентировка в пространстве», «Развитие мимики, пантомимики», «Ритмика» и др. Подобные занятия помогают преодолеть вербализм, голую словесность и процесс компенсации слепоты делают более успешным и многосторонним. Приводим пример интегрированного занятия по курсу«Развитие мимики, пантомимики и ритмика». Данное занятие – результат Проекта «Упражнения на закрепление выразительных движений в игровой деятельности». Проект состоял из пяти занятий разных по форме и целям. Ему предшествовали: - Чтение сказки, обсуждение героев и их эмоциональных состояний.
- Мимические упражнения.
- Обучение имитации движений.
- Занятие по ритмике. Работа по соотнесению эмоций и схем лица.
Тема: Использование выразительных мимических, жестовых и пантомимических движений в связи с интонацией и музыкальным ритмом. Цели: - Учить воспроизводить мимические, жестовые и пантомимические движения соответственно интонации; последовательно воспринимать схему лица; соотносить схему лица и эмоцию.
- Развивать умение имитировать движения, соответствующие различным эмоциональным состояниям человека, а также движения, характерные для различных животных. Развивать умение двигаться соответственно ритму и теме музыкального произведения.
- Воспитывать у детей простейшие эмоции: грусть, страх, удивление, гнев; учить их выражать.
- Коррекционные: развивать мышление как процесс отражения общих свойств предметов и явлений, в частности – развивать геометрическое мышление. Тренировать эмоциональную сферу. Корригировать отставание в локомоторном развитии. Расширить систему образов и представлений, развивать двигательно-кинестетическое восприятие.
Ход занятия 1 этап. Разминка. (Проводится под спокойную музыку). Упражнения для тренировки эмоций и поднятия тонуса мышц лица. - Полностью расслабьтесь и подумайте о чём-нибудь приятном.
- Напрягитесь, при этом подумайте о чём-нибудь неприятном.
- Расслабьте лицевые мышцы и широко зевните, при этом подумав: «Как мне скучно, так, что хочется спать».
- Расслабьте лицевые мышцы и широко улыбнитесь, при этом подумайте о чём-нибудь радостном.
- Расслабьте лицевые мышцы и сведите губы в напряжённое «о».
- Расслабьте лицевые мышцы, широко откройте глаза, при этом подумав с удивлением: «Зачем меня заставляют это делать?», спокойно закройте глаза.
- Расслабьте лицевые мышцы и неплотно прикройте глаза (прищурьтесь), при этом напрягите нос и подумайте: «Как мне всё это надоело!».
- Расслабьте лицевые мышцы, вытяните губы в трубочку, а затем растяните в улыбке.
Упражнения для развития мышц плеч, шеи и головы. - Положить голову на правое плечо, вернуться в исходное положение с фиксацией головы. Положить голову на левое плечо, вернуться в исходное положение. Продолжить делать то же самое, но начиная с левого плеча.
- «Маятник». То же самое, что и в упр.1, но без фиксации головы в исходном положении.
- Повернуть голову к правому плечу, вернуться в исходное положение с фиксацией головы.
- Повернуть голову к левому плечу, вернуться в исходное положение с фиксацией головы.
- Продолжать делать то же самое, но начиная с левого плеча.
- То же, что и в упр.3, но без фиксации головы в исходном положении.
Упражнения повторяются 4-5 раз. 2 этап. Этюд на основе адаптированного варианта сказки В.Сутеева «Кто сказал мяу?». Преподаватель: Ребята, сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в сказку В.Сутеева «Кто сказал мяу?». Ваша задача – показать, как двигаются сказочные герои, говорят, танцуют, чувствуют, выражают свои эмоции. Другими словами, вы попробуете рассказать сказку жестами, пантомимическими движениями и выражениями лица. Слушайте и показывайте! Эмоциональный рассказпреподавателя.
| Действия, выполняемыедетьми.
| Щенокспал на коврике.
| Приселина корточки, свернулись, склонили голову набок, на сложенные ладошки, закрылиглаза.
| Вдругон услышал, как кто-то сказал: «Мяу!» - и удивился. Раньше он такого неслышал. Щенок посмотрел… - никого нет.
| Открылиглаза, высоко вытянули шею. Повернулиголову направо – налево. На лице – внимание.
| Вдругкто-то опять сказал: «Мяу!» Вскочил щенок, обежал всю комнату, заглянул подкровать, под стол – никого нет.
| Резковыпрямились, подпрыгнули. Побежалипо кругу под энергичную музыку, одновременно наклоняясь и заглядываяпод мебель.
| Посмотрелв окно и увидел во дворе Петуха.
| Приложилиладонь козырьком ко лбу, повернулись в сторону окна.
| - Этоты сказал «мяу»? – спросил Щенок Петуха. Петух, захлопав крыльями, закричал:«Ку-ка-ре-ку!»
| Имитируют под энергичную музыку с чётким ритмом следующие движения:одновременные взмахи руками и шаги с высоким подниманием колен. Спинку держатровно, плечи расправлены. Походка пружинистая.
| Щенокпочесал задней лапой за ухом.
| Правойрукой имитируют движение «почесал за ухом».
| Вдруг укрыльца он снова услышал: «мяу!» - Это тут! – решил щенок и стал рыть лапамиземлю.
| Указательнымпальцем показывают на пол под ногами. Подбыструю энергичную музыку, наклонившись, имитируют движение «рытьземлю».
| Онвыкопал большую яму и очень устал. А изямы выскочил Мышонок и сказал: «Пи-пи-пи». Щенокзадумался.
| Наклонилиголову, вытирают лоб тыльной стороной ладони, вздыхают. Плечи сутулые. Почёсываютголову.
| Новдруг около собачьей конуры кто-то снова сказал: «мяу». Щенок сталподкрадываться к конуре.
| Прижаликулачки к груди, немного наклонились вперёд, идут медленно на носочках подтихую спокойную музыку.
| Навстречуему выскочил огромный лохматый пёс и зарычал: Р-р-р! Щенокподжал хвостик и побежал прятаться.
| Втянулиголову в плечи, напрягли мышцы лица, прижали руки к груди, побежали подтревожную энергичную музыку. Присели на корточки, накрыли голову руками.
| И тутпрямо над его ухом кто-то снова сказал: «мяу». Щенок выглянул и увиделмохнатую пчелу. «Вот, кто сказал мяу!» - решил Щенок и стал ловить пчелузубами. Прожужжала пчела и ужалила Щенка в нос.
| Прислушиваются,приложив руку к уху, медленно поворачивают голову вправо, влево. Пытаютсясхватить что-то зубами в воздухе. Хватаются за нос. Выражение лица - боль.
| Завизжалщенок и побежал, а пчела за ним летит. Прыгнул Щенок в пруд и поплыл.
| Энергичнобегут, отмахиваясь рукой. Прыгают. Быстро по-собачьи гребут руками подбыструю энергичную музыку.
| ВыбралсяЩенок из воды и грустный поплёлся домой.
| Брови иуголки рта опущены (грусть). Плетутся (под грустную очень медленнуюмузыку), опустив головы, плечи. Руки расслабленно висят. Шаги медленные.
| И вдругуслышал – мяу! Видит – кошка. Рассердился Щенок и залаял: Ав-ав.…И зарычал: р-р-р.
| Бровисведены. Мышцы лица сильно напряжены. Рот сомкнут. Коготки наготове. Тело чуть-чутьнаклонено вперёд.
| Кошкаизогнулась и зафыркала: фыр-фыр.
| Головавтянута в плечи, плечи при этом подняты. Лица напряжено, произносят долгийзвук: ф-ф-ф.
| 3 этап. Интерпретация сказки. Преподаватель: - Обратите внимание, ребята, на нашу сказочную полянку. Это как раз тот дом, в котором жил наш несмышлёный Щенок. Но около дома собралось очень много сказочных героев. Помогите выбрать игрушки, изображающие героев нашей сказки. (Обучающиеся исследуют и отбирают нужные игрушки, называют выбранные персонажи). - Ребята, вам предстоит выполнить интересное задание. Выберите любой понравившийся вам персонаж сказки и расскажите о нём. Ваш коротенький рассказ должен напоминать загадку, но загадывать её вы должны не только словами, но и движениями. (Загадки разучиваются на предварительных занятиях индивидуально). 1 ученик. Текст загадки.
| Движения.
| Маленький рост, Длинный хвост. Собираю крошки, Прячусь от кошки.
| Ладонь правой руки кладёт наголову. Левой рукой изображает длинной волнистой линией хвост. Левую ладоньрасправляет, а правой сметает на ней «крошки». Бежит зигзагом мелкимишажками.
| 2 ученик. Текст загадки.
| Движения.
| Я умею чисто мыться Не водой, а язычком. Мяу! Как мне часто снится Блюдце с тёплым молочком! У порога плачу, Коготки прячу. Тихо в комнату войду, Замурлычу, запою.
| «Умывает» лицо ладонью, «облизывает» её язычком.<...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.07.27 | Просмотров: 3139
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|