Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Применение современных педагогических технологий на уроке истории по теме Великая Отечественная война - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Применение современных педагогических технологий на уроке истории по теме Великая Отечественная война


Автор(ы): Макарова Татьяна Юрьевна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

I этап урока. Введение в проблему

Учитель приветствует всех собравшихся, называет тему урока и задаёт вопрос ученикам: “Какую знаменательную дату будет отмечать вся наша страна 9 мая 2009 года”.
Учащиеся отвечают: “64-летие Победы советского народа в Великой Отечественной Войне”. Учитель читает эпиграф и даёт задание ученикам: “В конце урока определите пропущенные слова и назовите их”.
Учитель создаёт проблемную ситуацию, обращаясь к ученикам с вопросом о целях урока. Определяются цели урока.
Главными целями урока ученики совместно с учителем называют повторение и обобщение пройденного материала по теме: “Великая Отечественная Война”. Анализ и систематизация и обобщение исторических документов, обсуждение проблемных вопросов данной темы.
Учитель спрашивает учащихся о том, как и где они могут использовать, полученные на уроке знания. Ученики дают разные варианты ответов.
Класс делится на группы, которые получают карточки с дифференцированными заданиями по 3-м уровням.
I уровень - работа с понятиями, датами, характеристикой исторических личностей (в форме тестирования), работа по карте.
II уровень - причинно-следственные связи (работа с текстом документов).
III уровень - проблемные вопросы, дискуссия о роли личности в истории, “точка зрения” о фальсификации истории В.О.В. в западных изданиях.
На обсуждение заданий и подготовку к ответам, учитель даёт группам 15 минут. Учащиеся обязательно должны пользоваться историческими картами во время обсуждения заданий. Учитель разрешает ученикам делать записи в тетрадях в виде планов или тезисов.

ІІ этап урока. Погружение в проблему

Исследовательская работа в группах
  1. Можно ли было предотвратить ІІ Мировую войну, если да, то каким образом?
  2. Докажите, что политика СССР по созданию системы коллективной безопасности была не всегда последовательной.
  3. Что такое система коллективной безопасности?
  4. Назовите причины ІІ Мировой войны.
  5. Охарактеризуйте причины Великой Отечественной войны.
  6. Докажите, что битва за Москву имела огромное значение и её итоги повлияли на дальнейший ход ІІ Мировой войны.
  7. Охарактеризуйте итоги Великой Отечественной и ІІ Мировой войны. Какое значение имела победа советского народа над фашизмом?
  8. Сравните соотношение военных сил фашистской Германии и СССР: а) в начале В.О. войны (количество и качество); б) с 1944 года (назовите виды боевой техники).
  9. Какую цену заплатили советские люди за победу в Великой Отечественной войне?
  10. Почему война имеет такое название?
  11. Покажите по карте оси направления плана “Барбаросса”.
  12. Какие города и территории захватили немецкие войска в первые месяцы войны?
  13. Покажите города и территории, которые взяли немцы весной-летом 1942 года.
  14. Назовите города, которые освободили советские войска после Сталинской битвы, после Курской битвы.
  15. Какие города и страны освободили советские войска в 1944–1945 годах?
  16. Где и когда произошла встреча Красной Армии с союзниками?
  17. Назовите даты ІІ Мировой войны и Великой Отечественной войны (Сколько лет шла каждая из них?).
  18. Когда проходила битва за Москву?
  19. Исправьте ошибки и назовите правильно даты: 17 июля – 21 ноября 1942 года, 25 ноября – 3 декабря 1942 года, 7 июля – 23 августа (О каких битвах идёт речь?)
  20. Когда была впервые прорвана блокада Ленинграда, а когда окончательно снята советскими войсками?
  21. Когда советские войска проводили операцию “Багратион”?
  22. Назовите даты трёх международных конференций (какая из них не относится к периоду Великой Отечественной войны). Какие решения были на них приняты?
  23. Когда была подписана капитуляция Германии?
  24. Когда была создана антигитлеровская коалиция?
  25. Когда был открыт ІІ фронт союзниками?
  26. Что вы знаете о таких планах: “Барбаросса”, “Ост”?
  27. Сравните понятия: мобилизация, милитаризация, эвакуация.
  28. Высший орган государственной власти в СССР в годы Великой Отечественной войны был… а) Государственный комитет обороны; б) Верховный совет СССР; в) Совет Народных Комиссаров.
  29. Дайте определения терминов: “антигитлеровская коалиция”, “ленд-лиз”.
  30. Что вы знаете о плане “Тайфун”?
  31. Продолжите цепочку в нужной последовательности: “Барбаросса” - “Тайфун” - “…” Дайте её характеристику.
  32. Какая операция была проведена советскими войсками в 1944 году в Белоруссии?
  33. Что такое капитуляция, репарации?
  34. Первый во время Великой Отечественной войны салют в Москве состоялся… а) в марте 1942 в честь победы под Москвой; б) в августе 1943 года в ознаменование освобождения Орла и Белгорода; в) в июне 1945 года в честь Победы в Великой Отечественной войне.
  35. Наркомом обороны СССР в 1941 году был…
  36. а) Тимошенко;
    б) Сталин;
    в) Жуков.
  37. В августе 1941 года в должности Верховного главнокомандующего был утверждён…
  38. а) Сталин;
    б) Жуков;
    в) Ворошилов.
  39. В ГКО входили:…(назовите его состав)
  40. Обороной Москвы руководил:
  41. а) Сталин;
    б) Жуков;
    в) Васильевский.
  42. Охарактеризуйте исторический портрет Г.К. Жукова.
  43. Расскажите о героизме и мужестве Раменцев – участников Великой Отечественной войны.
  44. Какие ошибки были допущены Сталиным в годы Великой Отечественной войны? Аргументируйте ответ.
  45. Назовите советских генералов и фронты, которыми они командовали.
  46. Каких немецких генералов вы знаете, в каких битвах на территории СССР они участвовали?
  47. Кто с обеих сторон подписывал пакт о капитуляции Германии?
№ 1
1 ноября 1944 года. Токио. 10 часов утра. По двору тюрьмы Сугамо конвой ведёт высокого темноволосого человека с красивым волевым лицом.Человек шагает спокойно и твёрдо, хотя слегка прихрамывает. Во всех окнах тюрьмы видны люди. Одни что-то кричат ему, другие стоят молча, с поднятой рукой, посылая последний привет этому мужественному человеку.
Он сам встаёт на крышку люка и , надевая петлю на шею, произносит: “Да здравствует Советский Союз! Да здравствует Красная Армия!” Это был разведчик…
№ 2
Вот несколько радиограмм легендарного советского разведчика:
18 ноября 1940 г. – Первое сообщение о возможном нападении Германии на СССР.
5 марта 1941 г. – Прислана микроплёнка телегр. Рибентропа послу Германии в Японии Отту с уведомлением, что Германия начнёт войну против СССР в середине июня 1941 г.
2 апреля 1941 г. – Гитлер принял решение начать войну и уничтожить СССР, чтобы использовать его европейскую часть, как базу сырья и зерна.
15 мая 1941 г. – Девять армий в составе 190 дивизий начнут наступление на широком фронте на рассвете 22 июня 1941 г.
Из докладной записки Берии Сталину:
21.06.1941 “… Начальник разведупра, генерал-лейтенант Голиков жалуется…на своего подполковника Новобранца, который врёт, будто Гитлер сосредоточился 170 дивизий, против нас на нашей западной границе.… Но я и мои люди, Иосиф Виссарионович, твёрдо помним Ваше мудрое предназначение: в 1941 году Гитлер на нас нападёт!...”
Проанализируйте эти документы и сделайте выводы. Почему Сталин не верил, что Гитлер нападёт на СССР в 1941 г.?
Какие дискуссии вам известны по этому вопросу?
№ 3 (а)
Сотрудник английского Института стратегических исследований Кларк видит причины поражений Советских Вооружённых сил в начале войны в том, что нападение Германии явилось “полной неожиданностью для руководства страны и командования Красной Армии”.
Можно ли согласиться с этим объяснением? Определите факты, которые обусловили поражения Красной Армии в начале войны. Какие из них, на ваш взгляд, являются главными? Своё мнение обоснуйте.
№ 3 (б)
В беседе с писателем Константином Симоновым маршал Советского Союза Васильевский сказал: “Вы говорите, что без тридцать седьмого года не было бы поражений сорок первого, а я скажу больше. Без тридцать седьмого, возможно и не было бы войны в сорок первом”.
Что имеется в виду, когда упоминается 1937 год? Какие факты дают основания для такого рода суждений?
№ 4 (а)
Из воспоминаний Жукова Г.К.: “Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось мне из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва (...)В суровых, зачастую чрезвычайно сложных и трудных условиях наши войска закалялись, мужали, набирались опыта и, получив в свои руки даже минимально необходимое количество боевых и материальных средств, из отступающей, обороняющейся силы превратилась в мощную наступательную силу…”
Выражая глубокую благодарность всем участникам битвы, оставшимся в живых, я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага , к сердцу нашей Родины.
О какой битве идёт речь? Назовите её дату.
№ 4 (б)
“16 октября 1941 года через линию фронта просочился отряд вражеской мотопехоты. Никем не сдерживаемый, он докатился до Москвы так близко, как это не удалось больше никому. Навстречу мотопехоте врага устремился отряд танков БТ-7. Они промчались по улице Горького, выехали на Ленинградское шоссе и Химкинского моста столкнулись с противником. Все захватчики были уничтожены. Бой произошёл в 15 км от Кремля. Прибывшая к месту кинохроника смогла заснять лишь разбитые мотоциклы трупы солдат”. (Московская правда. 1987. 15 октября).
Об этом факте до этого времени не сообщалось в печати. Как вы думаете, почему? С какой войной вы можете провести аналогию данных событий?
№ 5
Вот несколько высказываний западных историков о причинах поражения немцев под Москвой.
В американской энциклопедии при описании Московской битвы говорится, что “только своевременная помощь Англии и Соединённых Штатов Америки, да зимняя погода встали, казалось между врагом и падением Советской столицы”.
Немецкий генерал Фон Бутлар в книге “Вой...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.28 | Просмотров: 1791

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340