Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Элективный курс Экология и человек, 11-й класс, 34 часа - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Элективный курс Экология и человек, 11-й класс, 34 часа


Автор(ы): Назипов Габит Габдулмаликович, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка
Курс “Экология и человек” рассчитан на 34 часов в 11 классе средней школы. Этот курс предназначен, во-первых – для восполнения пробелов в биологии по теме экология, во-вторых – для обращения внимания, учащихся старших классов, на гармоничное отношение между человеком и окружающей его средой.
Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Человечество – тоже часть этой жизни, и надо сказать, не маловажное. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за её счет. Все его современное благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете.
Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже достаточно столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и теперь наблюдается тенденция роста неустойчивости природы и катаклизмов.
Цель курса: Формирование у учащихся экологически грамотного хозяйствования, знаний об экологических тонкостях взаимоотношений в природе, методов исследований функционирования и устойчивости живой природы.
Задачи курса
  1. Углубить и расширить знания учащихся о взаимоотношениях живых организмов, и воздействий на них человека – своей хозяйственной деятельностью.
  2. Познакомить учащихся с методами исследований функционирования и устойчивости живой природы.
  3. Показать значимость знаний экологически грамотного хозяйствования для сохранения Природы Земли будущему поколению.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
  • основные механизмы функционирования и устойчивости природы;
  • современные представления о целостности человеческого общества и природы Земли;
  • особенности различных правил и приемов рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды.
Учащиеся должны уметь:
  • свободно ориентироваться в различных сферах экологии;
  • разбираться в особенностях экологических методов хозяйствования, правил и приемов рационального природопользования;
  • использовать полученные знания и методы исследований в будущей жизни.
Содержание курса
Общее количество часов – 34 ч.
Человечество в экосистеме Земли (7ч)
Человек – биосоциальный вид. История развития пищевых, информационных и экологических связей человечества. Исследования развития человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Предвидение будущего человечества. Орудийная деятельность. Независимость, или эмансипация, от среды. Экологический кризис. Природоохранное движение. Экологическое образование.
Экологическая демография (4ч)
Демографические показатели человечества. Социально-экологические и социально-географические особенности демографии человека. Демографические перспективы человечества. ВОЗ. ООН. ФАО. ЮНЕСКО.
Основы экологии (6ч)
Законы организации экологических систем. Типы взаимодействия популяций, их характеристика. Использование экологических знаний в хозяйственной деятельности человека. Рациональное природопользование и охрана биосферы. Устойчивость организма и экосистемы. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Лесовозобновление.
Человек и биосфера (16 ч)
Прошлое и будущее биосферы. Вода – основа жизни в биосфере. Радиоактивность. Химическое, биологическое загрязнения и здоровье человека. Шумовое загрязнение и его последствия. Ландшафт – фактор здоровья. Питание и физическое состояние человека. Экологические проблемы в биосфере. Влияние сельского хозяйства и промышленности на окружающую среду. Акклиматизация и реакклиматизация. Почва – биокосная система. Химмическая и биологическая очистка воды. Биофильтры и аэротенки. Питание и здоровье человека. Рациональное природопользование.
Заключение (1 ч)
Защита рефератов на выбранную тему. Подведение общего итога прохождения курса.
Учебно-тематический план
№ п/п Тема Основные понятия Форма проведения
1 Человек – биосоциальный вид Экологическое сходство. Экологические отличия. Биосоциальный вид. Беседа
2 Развитие пищевых и информационных связей. Информационные связи. Экологическая емкость среды. Социально-экологические связи. Лекция
3 Использование орудий и энергии Орудийная деятельность. Адаптации. Семинар
4 История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды Гоминиды, или пралюди: австралопитеки. Древнейшие люди. Древние люди. Современные люди. Независимость, или эмансипация, от среды. Орудия труда и охоты. Элементы социальной организации. Социальные связи. Семинар
5 История развития экологических связей человечества. Человек разумный Членораздельная речь. Абстрактное, или понятийное, мышление. Альтруизм. Фиксирование информации. Социально-экологическая революция. Семинар
6 История развития экологических связей человечества. Современность Промышленная революция. Урбанизация. Семинар-практикум
7 История развития экологических связей человечества. Будущее Информационная революция. Экологический кризис. Природоохранное движение. Экологическое образование. Семинар-практикум
8 Социально-экологические особенности демографии человечества Демография. Эпидемии. СПИД. Социально-экологическая емкость среды. Лекция
9 Рост численности человечества Экспонента и S-образная кривая роста численности. Фаза замедленного роста. Фаза ускоренного роста. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Лекция
10 Социально-географические особенности демографии человечества Южный и северный регионы. Прирост населения. ООН (организация объединенных наций). Организация ООН по проблемам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО). ЮНЕСКО. Семинар
11 Демографические перспективы Миграция, их виды. Планирование семьи. Депопуляция. Демографический переход. Устойчивое развитие человечества и природы. Семинар-практикум
12 Организм – единое целое Обмен веществ. Гомеостаз. Приспособленность. Устойчивость организма и экосистемы. Анабиоз. Беседа
13 Взаимодействие популяций Хищничество. Симбиоз. Нейтрализм. Конкуренция. Квартирантство. Нахлебничество. Мутуализм. Паразитизм. Семинар
14 Использование экологических знаний в хозяйственной деятельности человека. Мутагенез. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Лесовозобновление. Биологические методы борьбы с вредителями лесов, растительности. Лекция
15 Строение и состав биосферы Структурные компоненты и слои атмосферы, литосферы и гидросферы. Пояса Аллена. Ионизация. Зоо- и фито-планктон. Зоо- и фито-бентос. Космополиты. Биокос. Семинар-практикум
16 Рациональное использование природных богатств и охрана биосферы. Прямое и косвенное воздействие человека. Антропогенные ландшафты. Экологическая экспертиза и прогноз. Семинар
17 Охрана природных памятников и природных комплексов Природные памятники. Заповедники и заказники. Акклиматизация и реакклиматизация. Национальные парки. Обсерватории. Семинар-практикум
18 Биосфера и её эволюция Озоновый экран. Живое вещество. Органогенные породы. Биокосные тела. Лекция
19 Современная биосфера Круговорот азота. Круговорот углерода. Круговорот фосфора. Цикл кислорода. Семинар
20 Атмосфера – наружный слой биосферы Геомагнитизм. Космическое излучение. Видимый свет. Тепловые инфракрасные лучи. УФ и радиоизлучения. Коротковолновые рентгеновские излучения. Семинар
21 Почва – биокосная система Структура почвы. Эрозия: естественная, искусственная, ускоренная, ветровая, водная. Лесомелиорация. Коллективная работа
22 Вода – основа жизни в биосфере Питьевая и морская вода. Дефицит пресной воды. Водоносность рек. Химмическая и биологическая очистка воды. Биофильтры и аэротенки. Групповая работа
23 Радиоактивность в биосфере Естественный радиационный фон. Зона повышенной радиации. Лучевая болезнь. Лейкемия. Лекция
24 Экологические проблемы в биосфере Политика. Экономика. Динамическое равновесие. Кризис. Деградация. Возобновимые и невозобновимые природные ресурсы. Альтернативная энергетика. Семинар-практикум
25 Химическое загрязнение и здоровье человека Кислотность. Химпрепараты. ПДК. ПДС. Лекция
26

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.29 | Просмотров: 3085

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340