Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа обследования детей, оставшихся без попечения родителей, с последующей коррекцией - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Программа обследования детей, оставшихся без попечения родителей, с последующей коррекцией


Автор(ы): Балабова Ольга Юрьевна, воспитатель; Опейкина Алена Николаевна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Глубокий кризис российского общества, связанный с переменами в политической, социально-экономической, культурной сферах, вызвал резкое ухудшение положения детей.
Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие.
В связи с дезорганизацией жизни семьи наблюдается постоянный рост детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В детском приюте временно находят пристанище самые разные дети. Разные по характеру, уровню знаний, условиям жизни. Жизненные испытания – пьянство родителей, их безответственное отношение к собственным детям – ожесточили души ребят.
Зачастую дети, поступающие в приют, имеют уровень знаний не соответствующий возрасту.
Проявлением социально-педагогической запущенности является неразвитость свойств личности ребенка, социально-коммуникативных качеств, труднообучаемость, недостаточная учебно-познавательная активность.
Социальный и педагогический аспект запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Неуспешность в деятельности, не обучаемость, необразованность, в том числе не владение знаниями социально-этического характера, влияют на уровень социального развития ребенка, адаптацию в референтных группах.
Возрастные особенности детей, проявляющиеся в большой эмоциональности, зависимости от взрослого, подражательности и восприимчивости создают опасность закрепления и развития признаков социально-педагогической запущенности. Но с другой стороны дети легче перестраиваются, если определяющие воздействия адекватны возможностям и особенностям ребенка.
Поэтому так необходима диагностика, профилактика и коррекция.
Чтобы выбрать правильные формы работы с ребенком, составить индивидуальный план коррекции уровня знаний, определить для каждого адекватные методы, способствующие раскрытию его внутренних резервов и возможностей, ознакомиться с особенностями развития, лучше узнать его личностные качества и была разработана программа “Обследование воспитанников приюта с последующей коррекцией”.
Цель программы – помочь педагогу наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ребенка, чтобы выявить в конечном итоге те положительные моменты, с опорой на которые должен строиться воспитательный процесс.
Задачи:
  • определение уровня деформации различных качеств и свойств личности ребенка;
  • выявление путей и способов их профилактики и коррекции;
  • прогнозирование дальнейшего развития ребенка, как субъекта общения, деятельности и самопознания;
  • изучение эффективности проводимой работы в реальных изменениях личности ребенка и ситуации его развития.
Наша программа обследования ребенка – не только сумма параллельных действий специалистов разного профиля, а их взаимодействие в общем процессе социального возрождения ребенка. Взаимодействие – то средство, с помощью которого можно с большим успехом решать задачи социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков. Успех достигается за счет того, что устанавливаются определенные связи между деятельностью специалистов разного профиля, ориентированные на одного и того же ребенка.
Работа с нашими детьми невозможна без тщательной индивидуализации воспитательного подхода сотрудников приюта.
Программа обследования воспитанников приюта состоит из восьми блоков, каждый из которых освещают специалисты приюта.
Взаимодействие специалистов.
Специалисты Содержание диагностики
Психолог
  • Показатели развития ребенка
  • Устойчивость психического состояния
  • Наличие возрастных признаков психической депривации
  • Сформированность познавательных процессов и их
    произвольность
Социальный педагог
  • Социальный статус ребенка
  • Характеристика условий пребывания ребенка в семье
  • Соблюдение социальных норм поведения
  • Наличие родственников и связь с ними
Медицинские работники (медицинские сестры, врач, педиатр, психоневролог)
  • Состояние здоровья ребенка и соотнесение с возрастными нормами
  • Группа здоровья
  • Наличие хронических заболеваний
  • Функциональное состояние органов зрения, слуха, опорно-двигательной системы
Воспитатели
  • Выявление трудностей в обучении
  • Статус в детском коллективе, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми
  • Интересы и увлечения
  • Соблюдение правил поведения
  • Пед. Прогноз учебных возможностей
Учитель
  • Ликвидация пробелов в знаниях
  • Диагностика школьной готовности
Диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами воспитанников.
Диагностическое исследование начинается с первичного интервьюирования ребенка. Для достижения взаимопонимания начать беседу надо с разговора на нейтральные темы, продемонстрировать сочувственный отклик, выразить понимание сложности ситуации, быть естественным, искренним, не подавлять своих чувств. Манера общения – открытая, непринужденная. Такой способ общения способствует нейтрализации негативных эмоций ребенка. Выясняется круг вопросов, знание которых помогает построить программу поддержки: отношение ребенка к происходящему в семье, к родителям, их знакомым, а также к братьям, сестрам; устанавливается наличие связи с другими родственниками; выясняется круг интересов, увлечений; отношение ребенка к нормам морали и нравственности, принятым в обществе.
Результаты диагностики используются как основа для составления психолого-педагогической характеристики ребенка и заносятся в индивидуальную реабилитационную карту воспитанника.
Программа обследования воспитанников приюта с последующей коррекцией

Блок 1. Физическое состояние и развитие ребенка.

Методы обследования Рекомендации для дальнейшей работы
1. Состояние слуха, зрения Наблюдение, медицинские показания. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Дидактические игры на развитие слухового внимания (“Летает не летает”, “Запрещенные движения”, “Наоборот”, “Два дела одновременно”).
2. Особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики. (общая напряженность или вялость, неточность движений) Наблюдение. Диагностика развития двигательной сферы Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения (“Просыпайся третий глаз!”(с 5 лет), “Сбрось усталость” (с 5 лет), “Дыши и думай красиво” (с 5 лет), “Солнечный зайчик” (с 4 лет), “Театр прикосновений” (с 6 лет). Подвижные игры, динамические упражнения (“Веселая тарабарщина”, “Пальчиковые игры”, “Быстрый карандаш).Беседы о здоровом образе жизни. (“Режим дня – основа здорового образа жизни”, “Как правильно закаливаться”, “Основы здорового образа жизни”, “Стресс в жизни человека”. Общеразвивающие упражнения.
3. Координация движений. (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие навязчивых движений) Наблюдение. Комплекс общеразвивающих упражнений. Подвижные игры, логоритмические занятия. Пальчиковые игры, “Тарабарщина”. Танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники.
4. Особенности работоспособности. (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пересыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы, увеличение ошибок к концу выполнения задания или при однообразных видах деятельности, жалобы на головную боль) Наблюдение. Соблюдение режима дня, НОТ школьника. Общеукрепляющие упражнения. Физ-минутки. Программа нейропсихологического развития.
Блок 2. Особенности и уровень развития познавательной сферы.
1.Особенности восприятия величины, формы, цвета, пространственного расположения предметов, времени. Тестовые беседы на выявление степени психосоциальной зрелости. Рассматривание тематических альбомов Особенности и уровень развития познавательной сферы. Дидактические игры (Фигуры, На что похожа, Какого цвета стрелка?, Форма, цвет, Трофические диктанты, День-ночь, Где что стоит, Далеко-близко и др.).
2. Особенности внимания: объем, устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания. Таблица Шульте (с 37)
Наблюдение.
Д/и на развитие внимания. Занятия оригами. Социоэкскурсии, тематические прогулки (Неизведанное пространство: осмотр с детьми группы и ее помещений (раздевалка, спальня и т.д.); “Прогулка по родному поселку” (по ближайшим улицам: у каждой улицы свое название, содержит много домов, дома имеют номера, знакомство с различными предприятиями по обслуживанию населения, отметить изменения в природе и др.)
3. Особенности памяти: точность, постоянство, возможность долговременного запоминания. Индивидуальные особенности памяти. Преобладающий тип памяти. Наблюдение во время выполнения д/з (пересказ прочитанного, заучивание стихов). Предложить ребенку рассказать стихотворение, предложить стихотворение для заучивания. Память: Заучивание стихов (“Расскажи стихи руками”). Пересказ прочитанного. Логоритмические занятия. Дидактические игры на развитие памяти.
4. Особенности мышления (уровень овладения операциями анализа, классификации, сравнения и синтеза) Наблюдение во времени выполнения д/з, методика “4-й лишний” (стр. 66) Мышление: Занятие оригами. Лепка, конструирование, рисование. Пальчиковые игры. Упражнения и дидактические игры на развитие мышления. Танграмм (Логическое лото, Четвертый лишний, собери цветок, Логические задачи, ребусы, головоломки, шарады, логогрифы).
5. Особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности просодической стороны речи (интонация, выразительность, ясность, сила, высота голоса). Наблюдение в ходе бесед, пересказа текстов, при заучивании стихотворений. Речь: Разучивание потешек, чистоговорок, скороговорок. Логоритмические упражнения. Заучивании стихотворений, пересказ. Обогащение словарного запаса (“Меткое слово”, “Как растут слова”, “Слова-родственники”, “Языколомки”, “В мире звуков”). Настольный театр (фланелеграф, пальчиковый театр). Игры-инсценировки, игры-драматизации по сказкам.
6. Познавательные процессы, любознательность. Анкета для определения интенсивности познавательного интереса, анкета для определения уровня познавательных интересов. Наблюдение. Привлекать к участию в интеллектуальных играх (“Что? Где? Когда?”, “Интеллектуальные забавы”, “Поле чудес”, “О, счастливчик” и др.). Развивать познавательную активность (Давать задания детям для поиска литературы и добывания знаний по различным темам; Поддерживать интерес к чтению; Литературный калейдоскоп; Мои любимые книги. Мой любимый писатель; Цветы в легендах поэзии и др.; Введение дневников чтения; Коллективно-творческие дела; Новый год шагает по планете; Рождественские встречи; День святого Валентина; Дружные, смелые, ловкие, умелые; Самая обаятельная и привлекательная; Юморина и др.).
Блок 3. Особенности эмоционально-личностной сферы.
1. Способность к волевому усилию (способность длительное время выполнять неинтересную работу, не снижая интенсивности и продуктивности; умение преодолевать трудности и неудачи в работе, стремление к трудностям, настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к самостоятельности в поступках, способность быстро справиться и мобилизировать себя в случае неудач). Вопросы для воспитателей по изучению эмоционально-волевой сферы ребенка; Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности, при выполнении домашнего задания. Соблюдение режима труда и отдыха, НОТ школьника. Наличие постоянных единых требований со стороны взрослых. Создать положительную эмоциональную среду в группе (старайтесь видеть в ребенке собеседника, а не только воспитанника; учитывайте индивидуальные и возрастные особенности ребенка; с самого начала и на всем протяжении реабилитации демонстрировать детям свое полное к ним доверие). Индивидуальные беседы на нравственно-этические темы (Начать новую жизнь с понедельника; Как достичь цели; Творец своей жизни; Оставьте прошлое прошлому).
2. Преобладающее настроение (мрачность,подавленность, злобность,агрессивность, гиперактивность,замкнутость, негативизм,пугливость, эйфорическая жизнерадостность) Анкета “Определение тревожности”; анкета “Определение импульсивности”, анкета “Определение агрессивности”. Наблюдение. Не давать ребенку категорических указаний, избегайте слов “нет” и “нельзя”. Избегайте с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку. Реагируйте на действие ребенка неожиданным способом (пошутите) повторите действия ребенка и т.д. Выслушивайте то, что хочет сказать ребенок. Чаще хвалите ребенка. Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка. Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания. Оградите от длительного просмотра телевизионных передач. Игротерапия агрессивного поведения (Уходи, злость, уходи! (с 4 лет), Шутка (с 6 лет), Час тишины и час можно (с 4 лет), Подушечный бой (с 5 лет).
3.Внушаемость (подверженность чужому влиянию, ведомый). Наблюдение. Повышение самооценки. Качели. Неваляшка. Гармоничный танец. Художники натуралисты. Индивидуальные беседы (Самодиагностика или что я думаю о себе; Приятно ли встретиться с собой?; Будьте собой, но в лучшем виде; Относись к себе, как к любимому человеку; Имейте смелость быть собой).
4. Наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям (необъяснимое бессмысленное упрямство, полное отсутствие эффекта от бесед; чрезмерно быстрая смена настроений, увлечений, постоянные явно легкомысленные поступки, постоянные пререкания, позерство, стремление обратить на себя внимание любым путем, бравирование угрозами самоубийства). Наблюдение за ребенком в повседневной жизни, в различных видах деятельности. Наличие постоянных требований со стороны взрослых. Тактичное спокойное общение с ребенком. Соблюдение режима труда, отдыха. Увлечь ребенка делом (давать различные поручения). Драматизация, чтение по ролям. Психогимнастические (Жадный поросенок, Забытый зонтик, Ай, Две девочки). Индивидуальные беседы (Спокойствие, только спокойствие, О пользе критики, Конфликты и компромисы).
5. Наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества, наказания, страшных снов, высоты, воды, огня, врачей (кроме зубных), крови, уколов, боли и т.д.) Наблюдение. Сделать запрос психологу, медикам. Создать положительный эмоциональный фон в группе. Соблюдение режима труда и отдыха. Использование методов изо (Самоцветы, Рисуем свой страх, кляксы, восковой рисунок.
6. Отношение к самому себе (к собственным поступкам, возможностям), особенности самооценки (правильно оценивает свои достоинства и недостатки, переживает за собственные успехи, стремиться стать лучше, исправить недостатки в труде и поведении, самокритичен к себе, занимается самовоспитанием, самообразованием). Тест “Знаю ли я себя?” Наблюдение за ребенком в повседневной жизни. Участие в творческих мастерских, в делах группы. Этические беседы (Учимся представляться, Правила поведения за столом, О том, как быть уступчивым, Вежливая просьба, Правила общения по телефону и др.). Беседы по теме “Познаю себя и других” (Познай самого себя, Какой я: хороший или нет?, Какой я: большой или маленький?, Мой внутренний мир, Я глазами других, Я-это я. И это замечательно!, Приятно ли встретиться с собой? Путь к себе. Творец своей жизни. Относитесь к себе как к любимому человеку. Имейте смелость быть собой). Чтение психологических сказок (“Приключения во внутреннем мире”).
7. Отношения с окружающими (общителен, считается с интересами коллектива, участвует в делах коллектива, стремиться руководить сверстниками, стремиться показать себя лучше, чем он есть, готов идти на помощь; к людям относится доброжелательно, отзывчив и заботлив, уважительно относится к людям старшего поколения, с удовольствием помогает старшим, малышам). Наблюдение. Поручения. Разбор нравственных ситуаций. Поручения. КТД, КВД (в зависимости от ситуации). Игры на сплочение коллектива (Клубочек (с 4 лет), Ветер дует на …(5-10 лет), Найди друга (...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.29 | Просмотров: 2015

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340