Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Поэма А.С. Пушкина Цыганы как романтическая поэма (по программе Б.Ладыгина). 7-й класс
Автор(ы): Зуева Ольга Александровна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели и задачи: - Актуализировать знания учащихся о романтизме как литературном направлении, его отличительных чертах, об особенностях пушкинского романтизма.
- Познакомить учащихся с периодом южной ссылки в жизни Пушкина.
- Показать особенности поэмы “Цыганы” как романтической поэмы (приемы раскрытия характера героев, своеобразие разрешения проблемы человеческой свободы в поэме, изобразительно – выразительные средства).
- Используя фрагменты оперы С.Рахманинова “Алеко”, показать приемы создания характера Алеко в музыкальном произведении.
- Провести сопоставительную характеристику образа Алеко в литературном и музыкальном произведениях.
- Продолжать развивать умение учащихся давать сопоставительную характеристику героя на основе текста произведения, умение определять авторскую позицию, находить изобразительно – выразительные средства, умение логически строить устный ответ.
- Продолжать развивать навыки учащихся слушать, воспринимать и интерпретировать поэтическое произведение.
- Способствовать формированию понимания личной свободы, формированию музыкального вкуса.
Оборудование: - Иллюстрации к поэме “Цыганы” К.А. Клементьевой (“Цыганский табор”, “Алеко и Земфира”, “Алеко убивает Земфиру”)
- Запись . Е.Дога. Музыка из кинофильма “Табор уходит в небо” (“Дорога”)
- Запись. Ария Алеко из оперы С.Рахманинова “Алеко”
Методы и приемы: эвристический, беседа, словесное рисование, комментированное чтение Ход урока I. Приветствие, оргмомент II. Учитель: На прошлом уроке вы познакомились с новым для вас понятием – романтизм. Что такое романтизм? Когда развивалось данное направление? Кто был наиболее видным представителем романтизма? Какие исторические события послужили причиной для развития романтизма на Западе? Каковы отличительные особенности романтизма? Как развивался романтизм в России? В чем отличие русского романтизма от западноевропейского? - Сегодня мы будем говорить о поэме А.С. Пушкина “Цыганы”. Какую направленность имеет это произведение? В чем заключается особенность пушкинского романтизма? (Учащиеся, исходя из знаний, полученных на прошлом уроке, наверняка отметя, что у А.С.Пушкина был свой взгляд на романтизм как литературное направление.) III. Вы сказали, что у Пушкина были свои взгляды на романтизм как литературное направление. И это верно. Действительно, для Пушкина главным было создание образа современного героя, который жил интересами современного героя, который жил интересами и волнениями своего века, также для него была важна идея свободы, но больше всего Пушкина, как романтика, волновало необыкновенное, как в человеке, так и в нации, в природе. Романтический период в творчестве Пушкина был коротким, но какую бы южную поэму мы ни взяли, будь “Кавказский пленник” или “Братья – разбойники”, “Бахчисарайский фонтан” или “Цыганы”, мы обязательно увидим черты романтизма. - Скажите, почему Пушкин поднимает тему человеческой свободы и смысла человеческого существования именно в романтической поэме “Цыганы”? Ведь он мог с успехом написать реалистическую поэму. Более полно мы сможем ответить на этот вопрос в конце нашего урока. Запишите тему сегодняшнего урока. Поэма А.С. Пушкина “Цыганы” как романтическая поэма”. IV. - Где происходят события? (В цыганском таборе.) - Почему Пушкин выбрал именно эту нацию? (Она для него была “необыкновенной”.) - Слово учителя. У Пушкина были особенные отношения с цыганами. Дело в том, что находясь в южной ссылке почти три года (с сентября 1820 г. по август 1823 г.), Пушкин среди незнакомого ему народа, изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и очень любил их. Содержание одной из песен молдавских цыган он изложил так: “Мы люди смирные, девы наши любят волю – что тебе делать у нас”. Эти слова он хотел предпослать поэме в качестве эпиграфа. Поэма Пушкина достаточна биографична. Действительно, летом 1821 года Пушкин странствовал с цыганским табором в Молдавии, о чем он и написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблен в цыганку, которая была брошена своей матерью на попечение отца. Цыганка, в которую был влюблен Пушкин, убежала из табора, а позднее была зарезана ревнивым цыганом. Поэтому автобиографичность поэмы отразилась и в именах. Сравните имена: Алеко – Александр – имя Пушкина, Мариулой названа жена старого цыгана, а Земфирой, в которую по преданию влюбился в таборе Пушкин – главная героиня поэмы. Сейчас вы прослушаете мелодию. Попытайтесь мысленно нарисовать картины, которые предстают перед вами. (Учащиеся слушают запись темы Е.Дога из кинофильма “Табор уходит в небо” - “Дорога”.) - Какие картины возникли в вашем воображении? Совпадают ли они с описанием Пушкина в первых строках поэмы? - Прочитайте (Учащиеся читают отрывок “Цыганы шумною толпой – Ночным подернутое паром”.) - Какие изобразительно – выразительные средства использует Пушкин для того, чтобы показать нам живописность, романтическую приподнятость описания? - Какие слова являются ключевыми? - Итак, какова жизнь цыган? В чем ее привлекательность? (Цыгане ведут кочевую, вольную жизнь и в этом ее привлекательность.) - Как появляется в таборе Алеко? Что заставляет Алеко присоединиться к цыганскому табору? Найдите в тексте эпизод. Прочитайте. (“Но вот она. За нею следом – Его преследует закон”.) - Какая отличительная черта романтизма здесь проявляется? - Что Алеко ищет, а что находит в цыганском таборе? От чего бежит? Найдите в тексте. - Совпадает ли позиция автора и Алеко в осуждении “неволи душных городов”? - Каково значение песни “Птичка божия не знает…” для понимания характера Алеко, его конфликта с обществом? - Как намечается конфликт между Алеко и Земфирой? - Можем ли мы сказать, что здесь представлен конфликт между цыганским табором и европейским обществом? Какие особенности цыганского табора отмечает Пушкин? - Каковы особенности европейского “городского общества”? - В чем выражается конфликт цыганского табора и светского общества? (В поведении героев, в их отношениях друг к другу.) - Слово учителя. Но Пушкина интересует не личная драма Алеко и Земфиры, а драма общественная. С этой точки зрения Алеко и Земфира воплощают обобщенные характеры людей, сложившихся в цыганском таборе и светском обществе. Автор не рассказывает нам истории их жизни до описываемых событий, но об убежден, что разные общественные уклады формируют разные характеры. - А каков основный конфликт поэмы? (Внутренний. Алеко волен как племя цыган, но нет радости, нет покоя, наоборот, нарастет чувство печали, тоски, тревоги. Свобода и любовь – главные ценности ж...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 11843
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|