Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Поэма А.С. Пушкина Цыганы как романтическая поэма (по программе Б.Ладыгина). 7-й класс - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Поэма А.С. Пушкина Цыганы как романтическая поэма (по программе Б.Ладыгина). 7-й класс


Автор(ы): Зуева Ольга Александровна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели и задачи:
  • Актуализировать знания учащихся о романтизме как литературном направлении, его отличительных чертах, об особенностях пушкинского романтизма.
  • Познакомить учащихся с периодом южной ссылки в жизни Пушкина.
  • Показать особенности поэмы “Цыганы” как романтической поэмы (приемы раскрытия характера героев, своеобразие разрешения проблемы человеческой свободы в поэме, изобразительно – выразительные средства).
  • Используя фрагменты оперы С.Рахманинова “Алеко”, показать приемы создания характера Алеко в музыкальном произведении.
  • Провести сопоставительную характеристику образа Алеко в литературном и музыкальном произведениях.
  • Продолжать развивать умение учащихся давать сопоставительную характеристику героя на основе текста произведения, умение определять авторскую позицию, находить изобразительно – выразительные средства, умение логически строить устный ответ.
  • Продолжать развивать навыки учащихся слушать, воспринимать и интерпретировать поэтическое произведение.
  • Способствовать формированию понимания личной свободы, формированию музыкального вкуса.
Оборудование:
  • Иллюстрации к поэме “Цыганы” К.А. Клементьевой (“Цыганский табор”, “Алеко и Земфира”, “Алеко убивает Земфиру”)
  • Запись . Е.Дога. Музыка из кинофильма “Табор уходит в небо” (“Дорога”)
  • Запись. Ария Алеко из оперы С.Рахманинова “Алеко”
Методы и приемы: эвристический, беседа, словесное рисование, комментированное чтение
Ход урока
I. Приветствие, оргмомент
II. Учитель: На прошлом уроке вы познакомились с новым для вас понятием – романтизм.
Что такое романтизм? Когда развивалось данное направление? Кто был наиболее видным представителем романтизма? Какие исторические события послужили причиной для развития романтизма на Западе? Каковы отличительные особенности романтизма? Как развивался романтизм в России? В чем отличие русского романтизма от западноевропейского?
- Сегодня мы будем говорить о поэме А.С. Пушкина “Цыганы”.
Какую направленность имеет это произведение? В чем заключается особенность пушкинского романтизма?
(Учащиеся, исходя из знаний, полученных на прошлом уроке, наверняка отметя, что у А.С.Пушкина был свой взгляд на романтизм как литературное направление.)
III. Вы сказали, что у Пушкина были свои взгляды на романтизм как литературное направление. И это верно. Действительно, для Пушкина главным было создание образа современного героя, который жил интересами современного героя, который жил интересами и волнениями своего века, также для него была важна идея свободы, но больше всего Пушкина, как романтика, волновало необыкновенное, как в человеке, так и в нации, в природе. Романтический период в творчестве Пушкина был коротким, но какую бы южную поэму мы ни взяли, будь “Кавказский пленник” или “Братья – разбойники”, “Бахчисарайский фонтан” или “Цыганы”, мы обязательно увидим черты романтизма.
- Скажите, почему Пушкин поднимает тему человеческой свободы и смысла человеческого существования именно в романтической поэме “Цыганы”? Ведь он мог с успехом написать реалистическую поэму.
Более полно мы сможем ответить на этот вопрос в конце нашего урока. Запишите тему сегодняшнего урока. Поэма А.С. Пушкина “Цыганы” как романтическая поэма”.
IV. - Где происходят события? (В цыганском таборе.)
- Почему Пушкин выбрал именно эту нацию? (Она для него была “необыкновенной”.)
- Слово учителя. У Пушкина были особенные отношения с цыганами. Дело в том, что находясь в южной ссылке почти три года (с сентября 1820 г. по август 1823 г.), Пушкин среди незнакомого ему народа, изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и очень любил их. Содержание одной из песен молдавских цыган он изложил так: “Мы люди смирные, девы наши любят волю – что тебе делать у нас”. Эти слова он хотел предпослать поэме в качестве эпиграфа. Поэма Пушкина достаточна биографична. Действительно, летом 1821 года Пушкин странствовал с цыганским табором в Молдавии, о чем он и написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблен в цыганку, которая была брошена своей матерью на попечение отца. Цыганка, в которую был влюблен Пушкин, убежала из табора, а позднее была зарезана ревнивым цыганом. Поэтому автобиографичность поэмы отразилась и в именах. Сравните имена: Алеко – Александр – имя Пушкина, Мариулой названа жена старого цыгана, а Земфирой, в которую по преданию влюбился в таборе Пушкин – главная героиня поэмы.
Сейчас вы прослушаете мелодию. Попытайтесь мысленно нарисовать картины, которые предстают перед вами. (Учащиеся слушают запись темы Е.Дога из кинофильма “Табор уходит в небо” - “Дорога”.)
- Какие картины возникли в вашем воображении? Совпадают ли они с описанием Пушкина в первых строках поэмы?
- Прочитайте (Учащиеся читают отрывок “Цыганы шумною толпой – Ночным подернутое паром”.)
- Какие изобразительно – выразительные средства использует Пушкин для того, чтобы показать нам живописность, романтическую приподнятость описания?
- Какие слова являются ключевыми?
- Итак, какова жизнь цыган? В чем ее привлекательность? (Цыгане ведут кочевую, вольную жизнь и в этом ее привлекательность.)
- Как появляется в таборе Алеко? Что заставляет Алеко присоединиться к цыганскому табору? Найдите в тексте эпизод. Прочитайте. (“Но вот она. За нею следом – Его преследует закон”.)
- Какая отличительная черта романтизма здесь проявляется?
- Что Алеко ищет, а что находит в цыганском таборе? От чего бежит? Найдите в тексте.
- Совпадает ли позиция автора и Алеко в осуждении “неволи душных городов”?
- Каково значение песни “Птичка божия не знает…” для понимания характера Алеко, его конфликта с обществом?
- Как намечается конфликт между Алеко и Земфирой?
- Можем ли мы сказать, что здесь представлен конфликт между цыганским табором и европейским обществом? Какие особенности цыганского табора отмечает Пушкин?
- Каковы особенности европейского “городского общества”?
- В чем выражается конфликт цыганского табора и светского общества? (В поведении героев, в их отношениях друг к другу.)
- Слово учителя. Но Пушкина интересует не личная драма Алеко и Земфиры, а драма общественная. С этой точки зрения Алеко и Земфира воплощают обобщенные характеры людей, сложившихся в цыганском таборе и светском обществе. Автор не рассказывает нам истории их жизни до описываемых событий, но об убежден, что разные общественные уклады формируют разные характеры.
- А каков основный конфликт поэмы?
(Внутренний. Алеко волен как племя цыган, но нет радости, нет покоя, наоборот, нарастет чувство печали, тоски, тревоги. Свобода и любовь – главные ценности ж...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 11843

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340