Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Деловая игра Рациональное размещение промышленных предприятий, 9-й класс - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Деловая игра Рациональное размещение промышленных предприятий, 9-й класс


Автор(ы): Калянова Светлана Петровна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: формирование экономического мышления
Задачи урока:
  • образовательные:
– обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Важнейшие межотраслевые комплексы России”;
– сформировать представление о влиянии разнообразных факторов при размещении конкретных предприятий.
  • развивающие:
– развивать устную речь;
– уметь применять полученные знания на практике;
– развивать у учащихся познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний.
  • воспитательные:
– стимулировать творческую, мыслительную деятельность учащихся;
– формировать у них убежденность в необходимости получения экономических знаний;
– умение работать в коллективе, включаться в диалог друг с другом, отстаивать свою точку зрения;
– повысить интерес к изучению предмета
Оборудование: доска, таблицы-схемы промышленных предприятий, таблички с надписями, экономическая и физическая карты Татарстана.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма: деловая игра.
Класс предварительно был разбит на 5 групп: бизнесмены, экологи, экономисты, журналисты, биржевые агенты.
Игровая ситуация создаётся благодаря распределению ролей среди учащихся и постановки учебных задач каждой группе учащихся.
Биржевые агенты должны приготовить для “продажи” проекты пяти промышленных предприятий.
Бизнесмены должны выбрать 1 предприятие и грамотно его разместить.
После прохождения экспертизы экологи и экономисты должны выдать разрешение данного предприятия.
Задача журналистов – освещать это мероприятие.
ХОД УРОКА
Учитель:
Ребята! Вы изучили важнейшие межотраслевые комплексы России. Вы знаете, что каждое предприятие отличается от других своими технико-экономическими особенностями, влияющими на их размещение. Размещение предприятий независимо от их специализации и размеров должно быть наиболее рациональным. При правильном выборе места получается наибольший экономический эффект. Это означает, что продукция предприятия должна быть наиболее дешевой не только там, где она производится, но и там, где она потребляется.
Учитывая особенности современного хозяйства и влияние различных факторов, научно обоснованы общие принципы рационального размещения отраслей и производств. Важнейшие из этих принципов:
  • приближение производств к источникам сырья, топлива, электроэнергии, местам сосредоточения трудовых ресурсов, районам потребления готовой продукции, научным центрам;
  • учет требований обороноспособности страны;
  • учет задач охраны окружающей среды;
  • задачи улучшения жизни людей.
Сегодня мне хотелось бы посмотреть, как вы можете применить знания, полученные на уроках географии, при размещении конкретных предприятий. Урок будет проходить в форме деловой игры. Класс предварительно был разбит на 5 групп: бизнесмены, экологи, экономисты, журналисты, маклеры. У каждой группы в ходе игры будет своя задача.
Маклерам предстоит продать предприятия. Для чего им нужно заранее подготовить проекты предприятий, подготовить рекламу, оформить плакаты и сообщить другим учащимся, какие предприятия будут выставляться на торги и каковы условия покупки.
Бизнесмены должны купить то предприятие, которое с учетом всех факторов даст наибольший экономический эффект. Чтобы купить предприятие, нужно ответить на вопросы. Если ответ правильный, то предприятие продано. В эту группу входят консультанты по экономическим и экологическим вопросам, которые будут помогать бизнесменам.
Затем нужно пройти экологическую и экономическую экспертизу и получить разрешение на строительство своего предприятия в г. Казани.
И все наше мероприятие освещают журналисты разных газет.
На продажу выставлены 5 предприятий.
I ЭТАП РАБОТЫ: МАКЛЕРЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СВОИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Все группы работают самостоятельно. На столах лежат физическая и экономическая карты Республики Татарстан. Ребята должны выбрать предприятия и место его наилучшего размещения, учесть все факторы размещения. (3-4 минуты).
II ЭТАП РАБОТЫ: АУКЦИОН ПО КУПЛЕ-ПРОДАЖЕ ПРЕДПРИЯТИЙ.

Предприятия поочередно выставляются на торги и биржевые агенты очень коротко (2-3 минуты) их характеризуют. Условия покупки: правильно ответить на вопросы.
ГЭС (гидроэлектростанция)
1 вопрос: Какие экологические проблемы возникают при строительстве ГЭС€
Ответ:
  1. Затопление ценных земель.
  2. Нарушает естественные миграции рыб.
  3. Вода, прошедшая через турбину, становится “мертвой”.
  4. Изменяется гидрологический режим и климат прилегающих территорий.
  5. Способствует большему загрязнению рек.
2 вопрос: Для чего необходимо создание единых энергосистем?
Ответ: Создание энергосистем повышает надежность обеспечения потребителей электроэнергией и позволяет передавать ее из района в район.
Металлургический комбинат

1 вопрос: Что такое конструкционные материалы?
Ответ: Конструкционными называют материалы, предназначенные для изготовления готовых изделий или сооружений.
2 вопрос: Какие факторы оказывают наибольшее влияние на размещение металлургических предприятий?

Ответ:
На размещение металлургических предприятий наибольшее влияние оказывают:
1) качество используемого сырья (руды);
2) применяемый для получения металла вид энергии;
з) география источников энергии и сырья;
4) обеспеченность водой, транспортными путями;
5) необходимость охраны природы.
Лесохимический комплекс
1 вопрос: Назовите районы России, обладающие значительной сырьевой базой для развития лесной промышленности.
Ответ:
  1. Европейский север России.
  2. Сибирь.
  3. Дальний Восток.
  4. Урал.
2 вопрос: Какие отрасли лесной промышленности целесообразно ориентировать на потребителя?
Ответ: мебельное производство.
Мясокомбинат

1 вопрос: Назовите состав АПК.
Ответ: В состав АПК входит 3 звена:
1) отрасли, обслуживающие сельское хозяйство (наука, с/х машиностроение, химическая промышленность, мелиорация, комбикормовая и микробиологическая промышленность);
2) сельское хозяйство (растениеводство и животноводство);
3) ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.30 | Просмотров: 2277

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340