Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Преподавание химии в условиях частной школы
Автор(ы): Кузьмина Юлия Вячеславовна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Как известно, технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. Уровневая дифференциация подразумевает специализацию заданий по трем уровням сложности (репродуктивный, действие в усложненной ситуации, творческий). Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение. Какие же условия в частной школе способствуют применению данной технологии? Во-первых, малая наполняемость классов (1-10 человек). Это дает возможность использовать индивидуальный подход как таковой - индивидуальные занятия и консультации, обучение по специально разработанным индивидуальным программам и планам, постоянный контроль за выполнением отдельных этапов процесса обучения, “прозрачность класса”. Во-вторых, доверительные отношения с учителем, которые складываются в рамках малого коллектива при постоянном общении в течение всего дня пребывания в школе (до 18 часов). Благодаря этому исчезает страх ребенка перед учителем и страх получить плохую оценку или неправильно ответить. В-третьих, постоянная работа с психологом, который проводит диагностику уровня развития познавательных способностей учащихся, оценку личностных и индивидуально-психологических особенностей, оказывая помощь в адаптации каждого ученика к учебному процессу с учетом комплекса его индивидуальных психологических и педагогических проблем и помогая преподавателю в построении оптимального учебного процесса. Что же требует технология уровневой дифференциации от учебного процесса? Во-первых, максимальной открытости. Для этого необходимо сразу же познакомить учащихся со всеми требованиями к учебному процессу (виды и способы контроля, система оценок и т.д.), на первом уроке по новой теме вывесить на классном стенде один из вариантов контрольной работы, чтобы ребенок видел, какие вопросы и в какой трактовке будут вынесены в итоговую работу. Это способствует повышению мотивации и познавательной активности ученика, так как при изучении отдельных подтем видно, для чего они нужны. Данный вариант контрольной или проверочной работы может быть всесторонне разобран на обобщающем уроке или в качестве домашнего задания самим учеником с вынесением отдельных вопросов на консультацию. Но, как правило, дети сами пытаются решить все номера этой работы еще до обобщающего урока и обращаются только с трудными или непонятными вопросами. Это так же сокращает время на разбор всех заданий и позволяет посвятить большую часть урока решению более сложных и комбинированных задач. Во-вторых, постоянства требований к учебному процессу, которые излагаются учителем на первом уроке и систематически предъявляются на всех последующих. Ученик привыкает, что каждый урок начинается с небольшой самостоятельной работы (“нулевой срез” знаний), которая не только вносит вклад в его оценку за урок, но и показывает, какие вопросы, необходимые для изучения новой темы, оказались забытыми. Коррекция этих пробелов позволяет достичь понимания и усвоения новой темы каждым учеником. В-третьих, посильности и доступности для каждого ученика. Это обеспечивается разноуровневыми заданиями самостоятельных, практических, проверочных и контрольных работ. Для реализации этой задачи можно специально разработать или использовать готовые разноуровневые задания Л.С.Гузея и Р.П.Суровцевой, Н.М.Городовой, А.А.Журина, О.С.Зайцева и Н.И.Габрусевой, Т.В.Смирновой, Ю.И.Пахомова. В-четвертых, системы оценивания выполняемых заданий. Она может быть различной. Например, рейтинговая оценка за урок – система, при которой невысокие оценки за первые этапы работы могут поглощаться более высокими последующими, что свидетельствует о преодолении трудностей первого этапа повторения и выстраивании знаний в некую систему, к чему мы и стремимся. Что же еще требуется от учителя, работающего по технологии уровневой дифференциации? Конечно, детальная проработка каждой темы и составление технологических карт по ним. Это очень трудоемкий и кропотливый этап работы, требующий составления большого количества карточек с разноуровневыми заданиями для “0 среза” знаний на этапе повторения, подбора заданий и задач для этапов закрепления и обобщения, а также коррекции знаний. В условиях постоянно изменяющихся программ и учебников по химии он требует постоянной переработки и корректировки. Зато работа по этим технологическим картам на уроке становится легкой, четкой, гибкой и интересной. При этом отсутствуют непроизводительные потери времени, а результат работы на уроке очевиден не только для учителя, но и для ученика. Форма проведения работы может быть не только индивидуальной, но и фронтальной, по рядам (конвейер и др.), в парах (практические и др.), командной во внеурочных мероприятиях (естественнонаучный марафон, КВН и др.). Большое внимание в частных школах уделяется творческим видам работ, при выпол...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.07.31 | Просмотров: 1425
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|