Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
План-конспект урока технологии Элементы материаловедения - Преподавание технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание технологии

План-конспект урока технологии Элементы материаловедения


Автор(ы): Губич Наталья Анатольевна, учитель технологии, истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: Знакомство учащихся с классификацией текстильных волокон, с технологией получения ткани.
Задачи:
  • Развивать логическое мышление через работу с понятиями, пространственное воображение, коммуникативные умения, познавательный интерес к предмету.
  • Воспитывать аккуратность, бережливость, целеустремленность.
  • Научить применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Методы проведения занятия:
  • Частично-поисковый
  • Объяснительно-иллюстративный
  • Практическое исследование
  • Самостоятельная работа учащихся
Объект труда: волокна хлопка и льна, хлопчатобумажные и льняные ткани.
Межпредметные связи: история, природоведение.
Материально-техническое оснащение:
  • ИКТ (слайдовая презентация). Приложение1.
  • Коллекция хлопчатобумажных и льняных тканей
  • Коллекция “Волокна”
  • Лупы
  • Карточки-задания с практической работой № 2. Приложение 2.
  • БСЭ, словари.
Основные понятия: швейное материаловедение, волокно, текстильное волокно, натуральные волокна, химические волокна, хлопчатник, хлопок, хлопчатобумажные ткани, гигроскопичность, лен, лен-долгунец, льняные ткани, пряжа, прядение, нить, ткань, основа, уток, лицевая сторона ткани, ткацкое переплетение, полотняное переплетение.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ (2 урока по 45 мин.)
№ п/п Этапы занятия Время (мин)
I Организационный момент 2
II Введение в тему “Швейное материаловедение” 3
III Изучение новой темы: Понятие о текстильных волокнах. Волокна хлопка и льна. 20
IV Закрепление и применение изученного. Практическая работа № 1. 15
V Изучение новой темы: Понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве. 20
VI Закрепление изученного. Практическая работа № 2. 10
VII Применение полученных знаний 7
VIII Рефлексия урока. 5
IX Задание на дом 3
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
  • Проверка явки учащихся
  • Проверка готовности к уроку
II. Введение в тему
Учитель:
Тема сегодняшнего занятия называется “Швейное материаловедение”.(Слайд 1)
*Швейное материаловедение – это раздел технологии, который занимается изучением строения и свойств материалов, используемых для изготовления швейных изделий.
- Прежде чем сшить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материала, из которых оно будет изготавливаться. (Слайд 2)
*Изделие – вещь, сделанная из чего-нибудь, товар. (Словарь Ушакова)
*Изделие - поделка, произведение, шедевр, создание, творение, продукт, фабрикат, детище. (Словарь синонимов)
- Когда мы говорим о свойствах чего-либо, что мы имеем в виду?
Мы имеем в виду характеристики, показатели.
*Свойства - характеристики, показатели чего-либо.
В данном случае нам необходимо знать характеристики и показатели материалов, из которых будут изготавливаться изделия.
От свойств материалов зависит внешний вид изделия, его конструкция, способы изготовления, правила эксплуатации.
Свойства материалов зависят от исходного сырья.(Слайд 2)
*Сырье - сырые материалы, предмет труда, претерпевший уже известное изменение под воздействием труда и подлежащий дальнейшей переработке (БСЭ).
III. Изучение новой темы “Понятие о текстильных волокнах. Волокна хлопка и льна”.
Упражнение.

- Из какого сырья сделана парта? (из древесины)
- Откуда берут древесину? (ее получают из деревьев)
- Составьте логическую цепочку производства парты.(Работа в парах)
ПАРТА (изделие) – ДРЕВЕСИНА (материал) – ДЕРЕВО (сырье)
Задание: Составьте логическую цепочку изготовления фартука на основе алгоритма: изделие-материал-сырье. (Работа в парах).
Ответ учащихся: (изделие) ФАРТУК – (материал) ТКАНЬ – (сырье) ?
Проблема:
Неизвестно сырье, из которого изготовлены ткани.(Слайд 2)
- Как можно решить данную проблему? (Версии учащихся)
Для этого можно рассмотреть строение ткани.
Перед вами лежат образцы тканей, из которых можно сшить фартук. (Коллекция хлопчатобумажных и льняных тканей).
Задание: Рассмотрите строение ткани через лупу и составьте логическую цепочку.
Ответ учащихся: ТКАНЬ (изделие) – НИТИ (материал) – ТОНКИЕ ВОЛОСКИ (сырье) (слайд 3)
- Что это за “тонкие волоски” и откуда они берутся?
Учитель: Исследовав ткани, вы пришли к выводу, что для ее производства необходимы нити, которые состоят из “тонких волосков”. В швейном материаловедении их называют волокнами.
*Волокно- это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер.
В швейном материаловедении есть понятие *текстильные волокна – это волокна, которые используют для получения пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий.(слайд 3)
- Из чего получают текстильные волокна?
Давайте рассмотрим классификацию текстильных волокон (слайд 4). В ее основе лежит происхождение (способ получения) волокон и их химический состав.
По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические.
*Натуральные волокна - это волокна, которые нам дает природа.
*Химические волокна - это волокна, которые получают химическим путем в заводских условиях.
С древнейших времен и до конца XIX века единственным сырьем для производства текстильных материалов служили натуральные волокна, которые получали из различных растений или шерсти животных.
Из волокон растительного происхождения наиболее известны хлопок и лен.
Далее учитель сообщает сведения о волокнах хлопка и льна, их свойствах в пределах учебника. (слайды 5, 6). Дает характеристику хлопчатобумажным и льняным тканям.
Сравнительная таблица свойств тканей из волокон хлопка и льна
Свойства тканей Х/б ткани Льняные ткани
Прочность средняя прочная
Сминаемость средняя больше, чем у х/б
Осыпаемость малая больше, чем у х/б
Гигроскопичность высокая чуть ниже, чем у х/б
Усадка дает усадку дает усадку
Горение горит ровно, быстро, запах жженой бумаги горит так же как х/б
*Прочность – способность ткани противостоять нагрузке.
*Сминаемость – способность ткани образовывать при перегибах и давлении морщины и складки.
*Осыпаемость – способность нитей выпадать из открытых срезов, образуя бахрому.
*Гигроскопичность – способность волокон поглощать влагу из окружающей среды.
*Усадка – уме...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.07.31 | Просмотров: 5158

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340