Главная / Методические материалы / Преподавание технологии
План-конспект урока технологии Элементы материаловедения
Автор(ы): Губич Наталья Анатольевна, учитель технологии, истории
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: Знакомство учащихся с классификацией текстильных волокон, с технологией получения ткани. Задачи: - Развивать логическое мышление через работу с понятиями, пространственное воображение, коммуникативные умения, познавательный интерес к предмету.
- Воспитывать аккуратность, бережливость, целеустремленность.
- Научить применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Методы проведения занятия: - Частично-поисковый
- Объяснительно-иллюстративный
- Практическое исследование
- Самостоятельная работа учащихся
Объект труда: волокна хлопка и льна, хлопчатобумажные и льняные ткани. Межпредметные связи: история, природоведение. Материально-техническое оснащение: - ИКТ (слайдовая презентация). Приложение1.
- Коллекция хлопчатобумажных и льняных тканей
- Коллекция “Волокна”
- Лупы
- Карточки-задания с практической работой № 2. Приложение 2.
- БСЭ, словари.
Основные понятия: швейное материаловедение, волокно, текстильное волокно, натуральные волокна, химические волокна, хлопчатник, хлопок, хлопчатобумажные ткани, гигроскопичность, лен, лен-долгунец, льняные ткани, пряжа, прядение, нить, ткань, основа, уток, лицевая сторона ткани, ткацкое переплетение, полотняное переплетение. ПЛАН ЗАНЯТИЯ (2 урока по 45 мин.) № п/п | Этапы занятия | Время (мин) | I | Организационный момент | 2 | II | Введение в тему “Швейное материаловедение” | 3 | III | Изучение новой темы: Понятие о текстильных волокнах. Волокна хлопка и льна. | 20 | IV | Закрепление и применение изученного. Практическая работа № 1. | 15 | V | Изучение новой темы: Понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве. | 20 | VI | Закрепление изученного. Практическая работа № 2. | 10 | VII | Применение полученных знаний | 7 | VIII | Рефлексия урока. | 5 | IX | Задание на дом | 3 | ХОД ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент - Проверка явки учащихся
- Проверка готовности к уроку
II. Введение в тему Учитель: Тема сегодняшнего занятия называется “Швейное материаловедение”.(Слайд 1) *Швейное материаловедение – это раздел технологии, который занимается изучением строения и свойств материалов, используемых для изготовления швейных изделий. - Прежде чем сшить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материала, из которых оно будет изготавливаться. (Слайд 2) *Изделие – вещь, сделанная из чего-нибудь, товар. (Словарь Ушакова) *Изделие - поделка, произведение, шедевр, создание, творение, продукт, фабрикат, детище. (Словарь синонимов) - Когда мы говорим о свойствах чего-либо, что мы имеем в виду? Мы имеем в виду характеристики, показатели. *Свойства - характеристики, показатели чего-либо. В данном случае нам необходимо знать характеристики и показатели материалов, из которых будут изготавливаться изделия. От свойств материалов зависит внешний вид изделия, его конструкция, способы изготовления, правила эксплуатации. Свойства материалов зависят от исходного сырья.(Слайд 2) *Сырье - сырые материалы, предмет труда, претерпевший уже известное изменение под воздействием труда и подлежащий дальнейшей переработке (БСЭ). III. Изучение новой темы “Понятие о текстильных волокнах. Волокна хлопка и льна”. Упражнение. - Из какого сырья сделана парта? (из древесины) - Откуда берут древесину? (ее получают из деревьев) - Составьте логическую цепочку производства парты.(Работа в парах) ПАРТА (изделие) – ДРЕВЕСИНА (материал) – ДЕРЕВО (сырье) Задание: Составьте логическую цепочку изготовления фартука на основе алгоритма: изделие-материал-сырье. (Работа в парах). Ответ учащихся: (изделие) ФАРТУК – (материал) ТКАНЬ – (сырье) ? Проблема: Неизвестно сырье, из которого изготовлены ткани.(Слайд 2) - Как можно решить данную проблему? (Версии учащихся) Для этого можно рассмотреть строение ткани. Перед вами лежат образцы тканей, из которых можно сшить фартук. (Коллекция хлопчатобумажных и льняных тканей). Задание: Рассмотрите строение ткани через лупу и составьте логическую цепочку. Ответ учащихся: ТКАНЬ (изделие) – НИТИ (материал) – ТОНКИЕ ВОЛОСКИ (сырье) (слайд 3) - Что это за “тонкие волоски” и откуда они берутся? Учитель: Исследовав ткани, вы пришли к выводу, что для ее производства необходимы нити, которые состоят из “тонких волосков”. В швейном материаловедении их называют волокнами. *Волокно- это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер. В швейном материаловедении есть понятие *текстильные волокна – это волокна, которые используют для получения пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий.(слайд 3) - Из чего получают текстильные волокна? Давайте рассмотрим классификацию текстильных волокон (слайд 4). В ее основе лежит происхождение (способ получения) волокон и их химический состав. По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические. *Натуральные волокна - это волокна, которые нам дает природа. *Химические волокна - это волокна, которые получают химическим путем в заводских условиях. С древнейших времен и до конца XIX века единственным сырьем для производства текстильных материалов служили натуральные волокна, которые получали из различных растений или шерсти животных. Из волокон растительного происхождения наиболее известны хлопок и лен. Далее учитель сообщает сведения о волокнах хлопка и льна, их свойствах в пределах учебника. (слайды 5, 6). Дает характеристику хлопчатобумажным и льняным тканям. Сравнительная таблица свойств тканей из волокон хлопка и льна Свойства тканей | Х/б ткани | Льняные ткани | Прочность | средняя | прочная | Сминаемость | средняя | больше, чем у х/б | Осыпаемость | малая | больше, чем у х/б | Гигроскопичность | высокая | чуть ниже, чем у х/б | Усадка | дает усадку | дает усадку | Горение | горит ровно, быстро, запах жженой бумаги | горит так же как х/б | *Прочность – способность ткани противостоять нагрузке. *Сминаемость – способность ткани образовывать при перегибах и давлении морщины и складки. *Осыпаемость – способность нитей выпадать из открытых срезов, образуя бахрому. *Гигроскопичность – способность волокон поглощать влагу из окружающей среды. *Усадка – уме...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.07.31 | Просмотров: 5158
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|