Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Деловая игра Защита курсовых проектов по дисциплине Гидротермическая обработка и консервирование древесины
Автор(ы): Кожемяко Ирина Леонидовна, преподаватель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Введение. Для повышения эффективности овладения студентами новыми знаниями и навыками, применения их на практике можно воспользоваться наиболее эффективными способами – деловыми играми. Деловые игры выгодно отличаются от других методов обучения тем, что позволяют обучающимся быть причастными к функционированию систем, быть ответственными за принятие самостоятельных решений, выполнять различные должностные обязанности, оценивать возможные реальные ситуации. Процесс обучения с помощью деловых игр имеет следующие положительные моменты: - повышается интерес к учебным занятиям вообще и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в их процессе;
- повышается познавательность в процессе обучения;
- изменяется самооценка обучающихся, она становится более объективной;
- изменяются в лучшую сторону взаимоотношения обучаемых и преподавателей, причем это относится не только к преподавателям, проводящим деловые игры, но и преподавателям многих дисциплин, знание которых помогает успешному участию в играх. Элемент деловой игры в виде презентации курсового проекта с применением видеопроектора привлекает внимание слушателей. Художественное оформление является очень важным этапом разработки презентаций, т.к., во-первых, представленные в графическом виде данные часто выглядят лучше текстовых, во-вторых, использование графики позволяет выделить наиболее важные моменты презентации или облегчить понимание трудных положений доклада. И вообще, чем эффектней презентация, тем лучшее впечатление на слушателей произведет выступление.
Для развития личности играет большую роль коллективная деятельность. Важнейшие качества личности: независимость суждений, критичность к чужому мнению, самостоятельность поступков, готовность оказать помощь и т.п. – формируются прежде всего в коллективной деятельности. Современное обучение должно быть направлено на формирование специалистов, принимающих энергичное и компетентное участие в определении стратегии и тактики развития предприятия или организации. В числе новых требований к экономическим кадрам можно указать: знание товарного рынка, компетентное участие во всероссийских и межрегиональных оптовых ярмарках и аукционах, квалифицированное участие в реализации продукции своего производства широкому кругу потребителей, участие в предоставлении технико-экономических, информационных и рекламных услуг. Эмоции – важнейшая характеристика человеческой личности. Они играют роль регуляторов человеческого поведения, выражают сущность человеческих чувств и переживаний, определяют нравственные качества человека, его отношение к действительности, в конечном счете, его мировоззрение. Важность формирования у студентов эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу в процессе обучения доказана многочисленными исследованиями. Вполне естественно, что формирование такого отношения возможно лишь в соответствующей эмоционально насыщенной атмосфере учебной деятельности, в процессе межличностного общения, причем важнейшие функции в воспитании эмоций принадлежат педагогу. Система отношений в межличностном взаимодействии всех участников процесса обучения и предопределяет его воспитательную эффективность. Преподаватель осуществляет контроль за учебной деятельностью студентов, который является одним из важных компонентов процесса обучения и заключается в проверке знаний, умений, навыков. Контроль необходим для ориентации преподавателя в его дальнейшей работе, выявлении достижений и пробелов в овладении студентами учебным материалом, а также ликвидации обнаруженных недостатков. В данной методической разработке предлагается вариант деловой игры, которая применяется на групповой защите курсовых проектов по дисциплине “Гидротермическая обработка и консервирование древесины”. Содержание деловой игры. Объект, моделируемый в игре. - Фирма (две, три), занимающаяся разработкой технологических процессов, новых конструкций изделий и стремящаяся внедрить свои разработки в производство.
- Экспертная комиссия, анализирующая достоинства и недостатки проектов, разработок, эрудицию проектантов, работников фирмы.
- Заказчики, выбирающие для приобретения проект, новую конструкцию изделиястремящиеся выгодно вложить деньги.
Цели игры. - Закрепление и активизация основных понятий соответствующего учебного курса, получение комплексного представления о производстве, представление авторского оригинального решения проблемы
- Знакомство в обстановке условной практики с деятельностью управленческого персонала, выработка оригинальных решений, развитие умения обосновывать ответы.
Деловая игра Защита курсовых проектов по дисциплине “Гидротермическая обработка и консервирование древесины”. Объект. - Две фирмы, выставившие на рассмотрение курсовые проекты сушильных цехов с целью их реализации.
Первая фирма представляет проекты сушильных цехов на базе камер периодического действия. Вторая фирма представляет проекты сушильных цехов на базе камер непрерывного действия. - Экспертная комиссия: преподаватель, ведущий курсовое проектирование, студенты, сдавшие курсовые проекты досрочно, хорошо разбирающиеся в материале.
- Заказчики: эту роль могут выполнять студенты, преподаватели других дисциплин (их участие обусловлено целью установления межпредметных связей); специалисты с предприятий (их участие повышает качество и значимость деловой игры).
Проект деловой игры. Игра проводится в виде ярмарки, аукциона, в ходе которого открывается значение сушки древесины, ее влияние на качество изделий, экономическую эффективность производства, рассматриваются курсовые проекты, где разработаны сушильные цеха с учетом актуальности, новизны, современных требований организации производства, механизации и автоматизации работ. Подготовка аудитории. - Макеты сушильных цехов, сушильных камер.
- Оборудование сушильных цехов.
- Плакаты.
- Приборы (термометры, психрометры, измерители влажности и т.д.).
- Документация (журналы учета, штабельные карточки, ГОСТы, руководящие технические материалы).
- ЭВМ.
- Компьютер.
- Видеопроектор.
- Пакет прикладных программ..
- Электронная версия дисциплины “Гидротермическая обработка и консервирование древесины”.
Проведение игры “Защита курсового проекта”. Цели защиты. - Отобрать рациональный вариант курсового проекта.
- Закрепление и комплексное применение знаний.
- Развитие навыков эффективного управления процессами.
- Подготовка к адаптации молодого специалиста на производстве.
- Укрепление его уверенности в своих силах и успешной работе в коллективе.
- Применение новых информационных технологий.
Таблица 1 Этапы игры. Задание | Содержание | Времямин | Баллы | 1.Подобрать название фирмы. | Название должно соответствовать теме работы, отличаться оригинальностью, краткостью. | 1 | 2 | 2. Презентация фирмы. | Значение, цель участия в ярмарке. | 5 | 5 | 3. Девиз фирмы. | Представляются три девиза, из них фирме соответствует один, конкуренты должны выбрать правильный девиз и обосновать выбор. | 5 | 5 | 4.Представление первой фирмой курсового проекта. | Разработчики: президент фирмы, генеральный директор, главные специалисты, маркетолог. Представляют каждый свою часть работы. | 10 | 20 | 5. Вопросы к работникам фирмы № 1 по представленному проекту. | Вопросы задают экспертная комиссия, члены конкурирующей группы, участники аукциона. | 3 | 10 | 6.Представление второй фирмой курсового проекта. | В доклад входит технологический процесс, характеристика камер, оборудования, приборов. | 10 | 20 | 7. Вопросы к работникам фирмы № 2 по представленному проекту | Участвуют эксперты, покупатели, конкурентыЦель: глубже разобрать изученный материал, закрепить его, выявить знания специалистов. | 3 | 10 | 8. Исследовательская часть. | Творческий поиск. Развитие навыка использования современных информационных технологий в решении различных задач способствует улучшению результатов обучения. Наглядность. Использование компьютерных программ MathSoft Apps Mathcad 2001, Microsoft Ехсеl. | 10 | 10 | 9.Заключительная часть. | Эксперты оценивают работу фирм, отдельных специалистов. Покупатели заключают договора, контракты, если понравились разработки или разработчики фирм. | | 82 | Задания могут готовиться параллельно (цель, реклама, заполнение документации) Пример защиты курсового проекта. Вступление. Разработчики двух фирм имеют несколько проектов, на примере одного ведущие специалисты каждой фирмы расскажут о значении и актуальности представленного проекта, о необходимости качественной сушки древесины, дадут понятие технологии сушки, ознакомят с производством и получением сухих пиломатериалов, оборудованием сушильных цехов. Уважаемые проектанты должны рассказать как можно больше интересного о проекте: должны убедить аудиторию в том, что они надежный и солидный партнер, что в процессе работы с ними у заказчика не возникнет никаких проблем. От того, как они справятся с этой задачей, естественно, будет зависеть и коммерческий успех вашего предприятия. Поэтому подготовке к защите необходимо уделить большое внимание и постараться провести его на должном уровне с использованием самых современных технологий. Материал проекта представляется в оригинальной форме, форма подачи материала должна соответствовать содержанию проекта. Те, кто стремится вложить капитал – предприниматели, бизнесмены, частные лица внимательно отнеситесь к представленным работам и самим разработчикам. Возможно, Вы произведете выгодную сделку и подпишите контракт с разработчиками одной из фирм. Приобрести уверенность в выгодной покупке, экономической эффективности сделки Вам помогут научные консультанты – эксперты. Знакомство со специалистами фирм, их работами будет проходить в несколько этапов. Работу на каждом этапе оценивают эксперты, если разработчики и их работа заинтересуют кого либо, то это повысит их ставки, а если будет подписан контракт, то – отлично. Первое задание. Название фирмы. - Фирма “Сканд Юникс” – сушильные камеры непрерывного действия.
- Фирма РНдК.
Второе задание. Презентация. (Отражает фантазию студентов, эрудицию, связь с заданной темой деловой игры, знание предмета). MS Office PowerPoint Количество слайдов (7-10); все слайды выполнены в едином стиле; первый слайд содержит наименование выпускающей организации; последний слайд посвящен описанию источников информации; остальные слайды отражают содержание проекта в произвольной форме; слайды демонстрируются в режиме автопоказа или по щелчку мыши; используются не менее трех видов анимационных эффектов и не менее одного звукового эффекта; используется музыкальная вставка; каждый слайд содержит кнопку возврата на первую страницу; не менее двух слайдов имеют ссылку на документы Word. Третье задание. Девиз фирмы. Каждая фирма представляет три девиза, с одним правильным. Конкурентам необходимо отобрать правильный девиз и обосновать свой выбор. Оценивается правильность выбора, оригинальность обоснования. Девизы фирмы “Сканд Юникс”. - Наделили меня богатством
Не сказали, что делать с ним. - Есть у фирмы один закон
Кто не с нами, тех в загон. - Ни шагу назад, ни шагу на месте
Только “Сканд Юникс” и только все вместе. Фирма РНдК решила, что фирма конкурента своим девизом выбрала третий девиз и обосновала это следующим образом: что сотрудники фирмы решительные, энергичные молодые люди, по...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.08.03 | Просмотров: 2577
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|