Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Урок-обобщение Южная Америка
Автор(ы): Ерофеева Наталья Владимировна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: - обобщить знания о материке.
- проследить общие закономерности развития всей природы, характерные для изученного материка.
- развивать умение обобщать,анализировать, применять полученные знания, для более полного изучения материала работать с дополнительной литературой и другими источниками информации.
- развивать творческие способности и логическое мышление учеников, учить применять свои знания и умения на практике.
Оборудование: физическая карта мира, тематические карты Южной Америки, атласы, картины с видами природы материка (животные и растения, природные зоны материка и т. д.), выставка экспонатов, “подарки” команд, дорожные сумки, сезонные вещи, костюмы для представлений, таблица оценок конкурса, жетоны, черный ящик. Ход урока 1. Учитель ставит перед учениками цели на урок, говорит о необычности материка, читает отрывок стихотворения Р.Рождественского: Да осенит Вас Южный Крест, Названия- Почти как музыка. Хибарки посредине мусора, Да осенит Вас Южный Крест… Стада, уставшие пастись, Голодно-царственные гаучо. И птицы – крохотнее бабочек, И бабочки – с размахом птиц… Кроме того можно прочесть описание природы этого материка: “Леса Амазонки – это страна лиан. Они стелются по земле, взбираются на стволы, перебрасываются с ветки на ветку, с одного дерева на другое, снова сползают на землю, исчезают в чаще…” ( А.Фидлер) “…здешняя растительность не только отличалась от той, к которой он привык в Европе, она еще менялась на глазах в зависимости от высоты: внизу цветущие банановые, финиковые и кокосовые пальмы и другие тропические растения, а у горных вершин – лишайники и мхи, подобные тем, какие живут в холодных регионах Лапландии”. (Г.Скурла) Учитель представляет членов жюри. Хорошо если члены этого жюри будут ученики из более старших классов, хорошо знающие материал повторения. В нашем случае это были ученики 10 класса, которые посещали предметный кружок и были подготовлены учителем к судейству. Школа занималась в две смены, поэтому ученики 10 класса пришли на урок обобщения без ущерба для своих занятий. Учитель или кто-то из членов жюри знакомит команды с системой оценок конкурсов. Так же обращается внимание на таблицу, в которой будут фиксироваться результаты каждого конкурса. Поскольку ученики к обобщению готовятся заранее, в таблицу вносятся и названия каждой из команд. Заранее учитель может выбрать одну из оценочных систем - система оценок, система баллов, система жетонов и так далее. 2. Конкурс "Разминка" Командам поочередно предлагается придумать по одному предложению, где было бы указано на особенности Южной Америки. Например: - Материк входит в состав части света Америки.
- Самый влажный материк.
- Амазонка – самая полноводная река мира.
- Аквариумные рыбки гуппи – родом из реки Амазонки.
- Титикака – крупнейшее высокогорное озеро мира.
- Самая крупная и тяжелая летающая птица в мире – кондор.
- Анаконда – самая крупная змея в мире.
- Виктория-регия – гигантская кувшинка Амазонки, выдерживает вес ребенка. и даже подростка.
3. Конкурс "Получите - распишитесь" Команды готовят друг другу подарки заранее, имеющие отношение к Южной Америке. При этом свой презент команда выносит в черном ящике и, не называя содержимого, старается объяснить, почему выбран именно этот подарок, а команда, которой он преподносится, должна угадать его. Например: “Мы дарим вашей команде этот подарок потому, что в долгие зимние вечера, когда все реки и озера покрыты льдами, наш подарок согреет ваши души своей подвижностью и веселым нравом. Но вместе с тем не потребует большого ухода”. Ответ: дарят баночку с рыбками гуппи. “ Мы дарим вам портрет “второго Колумба” Ответ: портрет Александра Гумбольдта. “ То, что мы вам дарим очень ценно, но в горах Андах его очень много. От того эти горы так и называются” Ответ: медная проволока или медная монета. 4.Конкурс "Их родина - Южная Америка" Команды представляют свои экспонаты на заранее подготовленной выставке. При этом учитывается как правильность выбранного экспоната, так и качество оформления на выставке и сама презентация. Например: “Это растение называют вторым хлебом. В Европе это растение появилось в Испании и Англии благодаря Колумбу, а в России появилось во второй половине 18 века .Петр 1 прислал мешок с плодами из Голландии. Блюда из этого растения подавали сначала только на банкетах, но в наши дни он растет на каждом огороде”. Демонстрируется картофель, чипсы, пюре картофельное, крахмал картофельный. “ Из плодов этого растения индейцы готовили напиток, который называли “напитком богов”, потому что он придавал силу и смелость. Европейцы стали в напиток добавлять сахар и сливки. Теперь эти плоды и продукция, полученная из них, широко используется в кулинарии”. Демонстрируется порошок какао, шоколад, пирожные или печенье, сгущенное какао. “Испанцы привезли это растение из Южной Америки и пробовали из его семян готовить кофе. К сожалению никто, это кофе пить не стал, но зато сейчас масло из них используют при приготовлении салатов, майонеза, выпечки, конфет”. Демонстрируются подсолнечные семечки, халва, козинаки, масло. 5. Конкурс "Все познается в сравнении" К этому конкурсу команды готовятся заранее. В зависимости от уровня подготовки класса можно дать задание полностью для всего класса – если уровень подготовки высокий, можно разделить задание на части и тогда каждая команда готовит только узко свой материал. Форма выступления команд тоже может быть разной – выступает один член команды по вопросу, выступают несколько участников команды, выступают все участники со своими сообщениями. На магнитную доску крепится карта с рисунком “Очертания материков в древнее время”. Участники от каждой команды прикрепляют на рисунке магнит с изображением индейца в том месте, где находился этот материк в древнее время. Затем ученики подходят к физической карте полушарий и сравнивают рельеф изученных материков, которые были когда-то одним целым. Одна команда говорит сначала о рельефе Южной Америки, а другие о рельефе Африки или Австралии. При этом рассказ начинается словами: “По сравнению с Южной Америкой….” и так далее. Так же каждая из групп демонстрирует сравнение полезных ископаемых на изученных материках, подчеркивая сходство и различия. 6. Конкурс "Туристическое агенство" На магнитной доске крепится климатическая карта Южной Америки. На столах стоят дорожные сумки, одной надпись “Январь”, на другой – “Июль”. Содержимое сумок готовили члены команд заранее, туда положили вещи или аксессуары которые, по мнению членов команды, должны пригодиться туристам в определенный месяц в определенном месте. Если команд больше, чем две, то сумок будет больше, но ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.08.04 | Просмотров: 1792
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|