Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Внеклассная работа по литературе как средство развития интереса к предмету - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Внеклассная работа по литературе как средство развития интереса к предмету


Автор(ы): Бобунова Нина Анатольевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В общей системе мероприятий школы за высокую грамотность учащихся, приобщению их к искусству слова, богатствам русской классической и современной литературы, развитию художественного восприятия окружающего мира большое значение имеет внеклассная работа по литературе: организация кружков, факультативов, проведение олимпиад, различных соревнований, викторин, КВН, тематических вечеров, конференций, экскурсий.
Наши школьники (особенно в последние годы) знакомятся с русской литературой весьма подробно и разнообразно, но, к сожалению, для более глубокого понимания творчества того или иного автора программного времени не хватает. Внеклассные мероприятия призваны не просто познакомить с биографией и основными этапами творчества писателей, но и помочь ребятам погрузиться в атмосферу того или иного времени, услышать голоса современников, прочесть их письма к друзьям и близким.
Одним из важных средств эстетического и нравственного воспитания детей, развития их познавательных интересов являются литературные вечера.
Готовиться к вечеру следует заблаговременно, чтобы в итоге получилось единое представление, а не концерт из отдельных номеров. Подготовительный период очень важен. Ведь мало поручить учащимся выучить наизусть стихи поэта, а потом проверить знание текста. Помочь ребятам понять смысл произведения, его подтекст, расставить акценты, глубоко прочувствовать каждую строку, каждое слово - вот главное, что необходимо в работе со школьниками при подготовке к вечеру. Письма, воспоминания в случае крайней необходимости можно читать с написанного, а вот стихотворения - ни в коем случае.
Подготовить к восприятию темы, выбранной нами, отчасти поможет и эмоциональное погружение в атмосферу мастерской - составление композиции. Каждая композиция сопровождается небольшим режиссёрским комментарием, где прослеживаются возможные формы осуществления творческого замысла. Надо помнить, что эти комментарии не безусловны, ведь выбор музыкального, художественного оформления - тонкий процесс индивидуального творчества, где каждый из участников может внести своё предложение. Как правило, композиции построены в форме либо диалогов, либо монологов лирических героев. В осуществлении замысла постановки важно эмоциональное единство всех участников - это и есть залог цельности спектакля и радости совместного творчества.
Надо помнить ещё и о том, что кропотливая работа над литературным произведением при подготовке композиции позволяет развивать разнообразные навыки анализа поэтического текста: это и стремление передать глубину стихотворения через музыкальную структуру (ритмика, аллитерация, ассонансы), это и работа над выбором художественного музыкального оформления спектакля, которое должно эмоционально, эстетически и тематически соответствовать литературному материалу. Критерии выбора музыкального оформления могут быть следующими: выбирается та музыка, что была любима писателем или поэтом, та, что соответствовала времени, и та, что совпадает с драматургическим действием. Таким образом, мы развиваем ассоциативное мышление, школьник приучается видеть мир вокруг себя во всём многообразии, богатстве оттенков.
При оформлении сцены тоже могут возникнуть различные идеи, однако следует помнить, что для таких вечеров не стоит перегружать сцену дополнительными деталями, которые будут отвлекать внимание от главного. То же относится к костюмам.
После программ, посвященных поэтам (А. Блоку, М. Ц Цветаевой, А. Ахматовой и др.), можно устроить чтение стихов этих поэтов всеми желающими. Полезно предложить викторину “Продолжить стихотворение”: один из участников декламирует первую строку, другой - вторую и т. д. Желательно, чтобы вечера проходили в непринужденной атмосфере и не были бы “мероприятиями” в плохом смысле этого слова. Ведь цель их - развитие интеллектуальных способностей детей, а также речевой культуры.
Более подробно я хочу рассказать о нескольких литературных вечерах.
Проведение Пушкинского вечера в школе - традиция. 19 октября - “Лицея день заветный” - “Лицей, который не кончается”. Одна из задач композиции - показать в игровой форме, что мальчики-лицеисты далёкого века мало чем отличались от современных детей: те же проказы, шалости, обиды. Но над всеми этими проказами и шалостями - снисхождение к чужим слабостям, бережное отношение к интересам и увлечениям товарищей. А главное - служение общему делу, ставшее потребностью для многих, жизненным убеждением, которое усердно и целенаправленно формировалось учителями-наставниками. В композиции принимают участие и старшеклассники, несмотря на то что она обращена к учащимся 5-6 классов, особенно в последних сценах, представляющих повзрослевших лицеистов. Это также будет своеобразным “уроком” пусть не лицейского, но школьного братства.
Форма литературной гостиной может показаться сегодня несколько архаичной, но думаю, что именно этот жанр лучше прочих помогает исполнителю приблизиться к “тайнам ремесла” и донести до зрителя мысли и настроения лирики. В этом жанре были организованы вечера - “Пушкин и Байрон”, “Дом поэзии Маршака”, подготовленные и проведённые совместно с учителем английского языка. Неспешная беседа, несуетный разговор, которого порой так не хватает современным детям в стремительном ритме жизни, возвращает их к себе, к своим сокровенным чувствам, проблемам, которые вдруг оказываются созвучными стихотворениям поэта. Такая форма помогает участникам гостиной понять во всей глубине проблему становления творческой личности. Хочется отметить, что на данных вечерах одновременно звучит и русская, и английская речь. Школьники знакомятся не только с русской культурой, но познают и культуру Англии, её обычаи, больше узнают об английских писателях, глубже проникают в литературный и культурный процесс двух стран. Основная цель таких литературных вечеров - пробудить в ребятах желание узнать больше об этих и других писателях, стремление свободно владеть прекрасным русским языком.
На литературном вечере “Покой нам только снится”, посвященном творчеству А. А. Блока. 11-классники исполняют роли персонажей, готовят костюмы. Пьеро одет традиционно - в чем-то длинном и белом типа балахона; Мистик - в костюме, шляпе, чёрных очках; Автор - в белой рубашке и тёмных брюках; Прекрасная Дама в длинном платье и широкополой шляпе с вуалью, плечи кутает в шарф; Катька одета как можно более нелепо, Ванька - в одежде с элементами военной формы : фуражка, портупея, сапоги и т. д. Сцена убрана революционными лозунгами, вывесками “Вечер поэзии А. Блока”, кафе “Бродячая собака”, горящими свечами, театральными масками. В качестве музыкального оформления используется “Рондо -каприччиозо” Сен-Санса, музыка “Эх , яблочко. . . ”, обработка русской песни “Степь да степь кругом”. На сцене появляются Мистик с горящей свечей в руках и Пьеро. Говорят таинственно, как бы боясь спугнуть кого-то. . . Один за другим появляются участники представления, каждый со своей позицией по отношению к творчеству А. Блока, а также примиряющий их Автор. Постепенно выделяется три основные линии творчества Поэта, звучат воспоминания его современников (3. Гиппиус, Г. Иванова), письма Блока к Л. Д. Менделеевой, М. Цветаевой и А. Ахматовой, дневниковые записи самого поэта.
В процессе изучения классических произведений ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1279

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340