Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Примеры проектной и исследовательской работы в курсе географии - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Примеры проектной и исследовательской работы в курсе географии


Автор(ы): Агаркова Марина Викторовна, учитель географии и экономики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Монопроект “Создание комплекта опорных конспектов и опорных карт при изучении крупных физико-географических районов России”

“Карта – второй язык географии”. (Н.Н.Баранский)
Для географа-профессионала это утверждение – аксиома. Но как убедить в этом ученика, ведь умение читать карту – это повышение интереса к предмету и качеству знаний. Наверное, у каждого учителя свой метод. Есть он и у меня. Он прост: ученик создает по каждому физико-географическому району свою опорную, комплексную карту.
При этом:
  • углубляется умение работать с текстом учебника, вычленять главное, прослеживать причинно-следственные связи;
  • формируется представление о картографических способах отображения текстового материала;
  • делаются попытки сохранения читаемости карты (трудное для школьников, но обязательное картографическое правило), для чего учениками создаются собственные условные знаки.
Грамотность создания опорной карты (ОК) проверяется по ходу изучения темы географическими диктантами или тестами. На итоговом уроке темы – обратная работа: комплексное описание физико-географического района по ОК. Особо высоких результатов достигают ученики, посещающие заседания Географического общества во внеурочное время.
В курсах 9 и 10 классов уже не требуется убеждать в необходимости работы с контурной картой. Более того, созданные собственные условные знаки и, в конечном результате, карты, “фотографируются” в сознании учеников и надолго остаются в памяти.
В приложении представлены “ОК № 4. Западно-Сибирская низменность”. Возможности этой опорной комплексной карты очевидны учителям географии и, надеюсь, могут быть использованы в их работе.

Урок-исследование “Установление связей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Практическая работа: “Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картой на примере конкретных территорий”
Задачи работы:
  1. углубление умений комплексной работы с картами;
  2. формирование умений самостоятельного построения логических цепочек по принципу “от частного – к общему”
  3. углубление умений оформления эмпирических исследований и теоретических выводов.
Благодаря возможностям исследовательского характера урока, ученик из объекта педагогической деятельности (“меня учат”) превращается в её субъект (“я учусь”).
1 уровень – эмпирический.
После ознакомления учащихся с задачами урока, вспоминаем общий блок теоретической части по этой теме из курса VII класса.
Вспоминаем терминологию по этой теме, с которой уже встретились в данной теме в VIII классе. Среди них – “тектоника”. Что это такое?
Сравниваем “тектоническую карту” из атласа VIII класса и “Строение земной коры” из атласа VII класса. Прослеживаем аналогию и новые элементы легенды.
Для выполнения поставленных задач делаем заготовку таблицы.
территория Форма рельефа Тектоническое строение Полезные ископаемые
Чтобы учащимся было легче сделать вывод, то есть установить закономерности, имеет смысл сначала исследовать несколько равнин (результаты занести в таблицу), а потом – гор.
Для усиления акцентов, необходимых в конце урока, по каждой форме рельефа заполняем весь столбец по тектоническим структурам, а потом – аналогично – по полезным ископаемым.
На последнем этапе эмпирического уровня имеем заполненную таблицу
Территория Форма рельефа Тектоническое строение Полезные ископаемые
Восточно-европейская равнина Равнина Восточно-Европейская платформа Каменный уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда
Западно-Сибирская низменность Равнина Плита молодой платформы Нефть, газ, соль
Кавказ Горы складчатость (заполнить самостоятельно)
Урал горы складчатость (заполнить самостоятельно)
II уровень – теоретический.
Итак, делаем вывод (который сначала проговаривается, а по мере необходимости в менее подготовленных классах записывается в виде цепочки. Например:

Оформляем его в...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.08.06 | Просмотров: 2800

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340