Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Проектный урок по рассказу А.П. Гайдара Дым в лесу (по программе Школа-2100 Один на один с опасностью - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Проектный урок по рассказу А.П. Гайдара Дым в лесу (по программе Школа-2100 Один на один с опасностью


Автор(ы): Козлова Татьяна Евгеньевна, учитель литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока:
  1. Дать представление о «забытых» произведениях
  2. Вызвать интерес к биографии А.П.Гайдара.
  3. Показать возможность практического применения полученных знаний.
  4. Формировать умение работать в группе, доказывать свою точку зрения.
  5. Развивать творческие способности учащихся, исследовательские навыки, познавательную активность.
  6. Воспитывать уважение друг к другу, чувство взаимопомощи, способность правильно вести себя в минуты опасности на примере героев рассказа Гайдара «Дым в лесу»
Оборудование:
  • Портрет и фотографии А.П.Гайдара.
  • Иллюстрации к произведениям Гайдара.
  • Стенды с результатами анкетирования.
  • Эпиграф урока.
Вступительное слово учителя.
Добрый день, дорогие друзья! Мы снова с вами проводим необычный урок. В этом году мы начали заниматься проектной деятельностью на уроках литературы, а сегодня покажем, чему научились, подведем итоги нашей деятельности.
Наш урок посвящен рассказу А.П.Гайдара «Дым в лесу». Скажите, пожалуйста, кто читал произведения этого писателя? Какие произведения читали? А кто знаком с этим рассказом? Каковы ваши впечатления? А кто знаком с биографией писателя?
Учителя, как никто другой, могут влиять на души учеников. Доброта, желание заботиться о других, любовь к Родине – эти качества пробуждает каждый педагог в своих учениках. Разве не этому учат книги А. П. Гайдара? Сейчас они снова изучаются в школе, было время, когда они были исключены из школьных программ. Справедливо ли это? На этот вопрос искали ответ учащиеся, работавшие над проектом: «Почему забыт Аркадий Гайдар и его произведения?»
  • Краткое изложение проекта. (Выступление ученика.)
  • Авторы проекта. Учитель русского языка и литературы Козлова Т.Е. и ученики 5 «Б» класса. Проект предназначен для учащихся, учителей литературы и родителей.
  • Цель: показать, что произведения А. П. Гайдара не устарели и носят воспитывающий характер.
Задачи проекта:
  • Выяснить, знают ли ученики 5-8 классов произведения А. П. Гайдара.
  • Познакомиться с книгами писателя и его биографией. Выяснить, какие темы поднимаются в повестях А. П. Гайдара и чему они учат.
  • Узнать в книжных магазинах, продаются ли сейчас книги Гайдара.
  • Выяснить среди учителей литературы и родителей, почему, на их взгляд, сейчас произведения не изучаются в школе.
  • Сделать вывод, справедливо ли это.
  • Выявить воспитательное значение рассказа «Дым в лесу»
  • Пропагандировать творчество А. П. Гайдара.
Биография у Гайдара необыкновенная. Жаль, что прожил он мало. Сам Гайдар считал, что «это просто обыкновенная биография в необыкновенное время». Всю свою жизнь он старался быть первым. Первым стал командиром полка, первым принял огонь фашистов, спасая своих товарищей. Герои его произведений тоже стараются быть первыми во всем и везде. Они, как первопроходцы, идут по трудной, но благородной дороге, совершая добрые дела и увлекая за собой других. Гайдар жил в трудное, но необыкновенно интересное время. Вот об этом нам расскажет группа № 1.
Выступление группы № 1
  1. Дружба Гайдара с ребятами.
  2. Гайдар – детский писатель.
  3. Гайдар на войне.
Имя А. П. Гайдара было широко известно в эпоху социализма. С разрушением старого строя произведения писателя оказались забыты. Ученики 5 класса познакомились с книгами писателя и пришли к выводу, что это несправедливо. Произведения Гайдара, на наш взгляд, учат патриотизму, честности, справедливости, воспитывают чувства доброты, взаимовыручки. Недопустимо, чтобы книги Гайдара были забыты. Мы обращаемся к учителям и взрослым с рекомендацией знакомить детей с творчеством А. П. Гайдара и его удивительной биографией. Ребята из группы № 2 познакомят нас с результатами анкетирования учащихся 4–6-х классов.
Выступление группы № 2
Результаты анкетирования учеников 4-6 классов. (Выступления учащихся). (Рассказ сопровождается демонстрацией стенда с результатами анкетирования).
Было опрошено 80 человек. 45 из них не читали книг Гайдара совсем, 12 человек назвали его поэтом. 15 учащихся сказали, что родители читали им в детстве « Чук и Гек», «Тимур и его команда». 8 человек смогли вспомнить название книг писателя. Анкетирование показало, что учащиеся плохо знают творчество А.П.Гайдара и не знакомы с его биографией.
Среди ответов учащихся были такие, где говорилось, что родители читали им произведения Гайдара. Это послужило поводом для опроса взрослых, чем и занималась группа № 3.
Результаты опроса среди взрослых и учителей.
Все опрошенные назвали разные книги А. П. Гайдара. Взрослым задавались и такие вопросы: «Вы согласны с тем, что произведения Гайдара пропагандируют старый режим? Справедливо ли, что книги писателя были исключены из школьной программы?»
Все взрослые признались, что любят книги Гайдара. По их мнению, эти произведения учат быть добрыми, справедливыми, верными друзьями и просто хорошими людьми. В них нет пропаганды социалистического режима, поэтому забывать эти книги нельзя.
Значит, можно сделать вывод, что родители покупают своим детям книги с произведениями Гайдара. Ребята из группы № 4 изучили прилавки книжных магазинов.
Результаты посещения книжных магазинов.
В книжных магазинах они узнали, что в продаже книги Гайдара есть. Только в очень ограниченном количестве. В одном из магазинов оказалось, что в продаже есть несколько экземпляров сборника «Чук и Гек», куда включены повести и рассказы Гайдара. В других магазинах не оказалось ни одного экземпляра. По словам продавца, книги эти не спрашивают.
Более десяти лет произведения Аркадия Петровича не изучались в школе. Сохранились ли его произведения в школьной библиотеке? Об этом нам расскажут исследователи из группы № 5.
Результат работы школьной и детской районной библиотек.
В школьной библиотеке оказалось 12 экземпляров сборника рассказов и повестей Гайдара из серии «Школьная библиотека», несколько книг «Чук и Гек». Старый сборник под названием « Дальние страны». Школьный библиотекарь объяснила, что наша школа новая. Фонд библиотеки небольшой, поэтому так мало произведений этого писателя.
В районной детской библиотеке оказалось книг Гайдара в достаточном количестве, но они очень ветхие и хранятся только в читальном зале. Но в наличии имеются все произведения Аркадия Петровича.
Аркадий Гайдар стал писателем и написал замечательные произведения для детей: «Школа», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда», «Дым в лесу» и другие. Герои рассказов и повестей Гайдара – такие же мальчишки и девчонки, как сами читатели. Они ваши ровесники и могли бы быть вашими товарищами. Об истории создания рассказа «Дым в лесу» вам расскажет группа № 6.
Выступление группы № 6
Рассказ впервые напечатан в журнале "Пионер" № 2 за 1939 год. В том же году вышел отдельной книгой в издательстве «Детская литература».
В этом рассказе Аркадий Гайдар продолжает разрабатывать тему готовности ребят к подвигу. Пусть в данном случае подвиг совсем не громок — и всего-то требуется от «Володьки из сто двадцать четвертой квартиры» переплыть через неширокую речку Кальву. Да и не совершен этот подвиг — самого Володьку пришлось вытаскивать из реки. Главное другое: Володька знает, что, раз...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3373

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340