Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Реализация предпрофильной подготовки в средней школе через работу с Дневником самопознания - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Реализация предпрофильной подготовки в средней школе через работу с Дневником самопознания


Автор(ы): Раевская Елена Ивановна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Из всех созданий, живущих на земле, только человек может изменить себя. Только человек является архитектором своей судьбы.
Вильямс Джеймс
Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна не только вооружать школьника знаниями, но создавать возможности для жизненного самоопределения. Для того, чтобы данный процесс проходил более стабильно и способствовал формированию у обучающихся умения строить адекватные жизненные перспективы с учетом собственных интересов и желаний и осуществлять осознанный выбор в их реализации, в образовательном процессе необходимы места практики самопознания, самоопределения и рефлексии.
В нашей школе инициативной группой педагогов разработана и реализуется модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся в период предпрофильной подготовки. Работа по тренировке самоопределения начинается уже в начальных классах, где каждый ребёнок совместно с учителем оценивает свои результаты с помощью “Листа прогресса”. Под руководством классного руководителя школьники с родителями собирают портфолио личных достижений. Это позволяет формировать адекватную самооценку школьника, пробуждать мотивацию к решению новых образовательных задач с учетом возможностей и желаний ребенка, а также школьникам делать первые пробы в выборе модульных курсов по интересам в начальной школе.
Л.Н.Толстой советовал иметь цель для всей своей жизни, цель для известной эпохи своей жизни, цель для известного времени, цель для года, цель для месяца, цель для недели, для дня, для часа и для минуты, жертвуя низшие цели высшим, и вести дневник: “Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе его развития”. Вот почему в среднем звене при разнообразии существующих форм и видов деятельности в процессе предпрофильной подготовки в 7-8-х классах эффективным средством является “Дневник самопознания”, направленный на актуализацию процесса личностного развития обучающихся и подготовку к профессиональному самоопределению (приложение 1). Дневник является составной частью портфолио и помогает подросткам определить индивидуальную образовательную траекторию в старшей школе. Наряду с результатами итоговой аттестации в 9-м классе он изучается школьником совместно с экспертной группой при составлении индивидуального учебного плана. Анализируются устойчивость интересов к определенному роду деятельности, стабильность предпочтений в сфере профессиональной деятельности и реальность жизненных перспектив подростка.
Работа с дневником осуществляется в несколько этапов.
Организационный этап направлен на информирование педагогом-психологом классных руководителей 7–8-х классов об особенностях предпрофильной подготовки с использованием “Дневника саморазвития”, которые сопровождают подростков в работе с ним. Обучающиеся заполняют “Дневник самопознания” по одним и тем же разделам в 7-м и в 8-м классе с указанием даты. В течение этого периода используются как индивидуальная работа (школьник работает самостоятельно в домашней обстановке), так и групповая (во время внеклассной деятельности). Данная организация деятельности позволяет подросткам видеть изменения, которые с ними происходят через сравнение данных и выстраивание отношений к ним, а также в конце 8-го класса сориентироваться в курсах по выбору в 9-м классе с учетом выявленных тенденций.
На основном этапе работу с дневником целесообразнее проводить в виде цикла классных часов в середине учебного года (декабрь – январь), имеющих смысловую и логическую завершенность: “Знаю ли Я Себя?”, “Моя будущая профессия”, “Мои интересы”, “Значимые и незначимые школьные предметы”, “Загляни в будущее”, “Настоящее, из чего оно состоит” и т.д.
“Дневник саморазвития” составлен на основе методических материалов по профориентационной работе и содержит следующую логику самопознания – вначале самопознание при помощи психологической диагностики, далее формирование самооценки обучающихся, а затем последовательный переход к самонаблюдению и самоанализу. Дневник включает разделы: самопознание жизненных целей; самопознание личностных качеств; изучение склонностей и интересов к школьным предметам и типам профессиональной деятельности. Особенности деятельности с дневником представлены в методических рекомендациях (приложение 2).
Информационная часть “Дневника самопознания” структурирована так, чтобы подросток мог включаться в разные виды диагностической деятельности. Основной критерий при подборе диагностического инструментария – простота обработки диагностических методик, позволяющая подростку самому быстро произвести вычислительные расчеты. При этом классный руководитель оказывает необходимую поддержку и помощь в интерпретации результатов и построении выводов. Наряду с анкетой по изучению отношения к школьным предметам, в дневник вошли “Анкета интересов” в модификации Г.В.Резапкиной и “Опросник ДДО” в модификации С.И.Вершинина, которые являются надежными и валидными в области профконсультации. Подросток включается в такие виды деятельности как самооценка, соотнесение результатов диагностических данных с самооценкой, что позволяет ему спроектировать свой жизненный сценарий. При выполнении данного задания он может проявить творчество в подростковых мечтаниях через создание рисунков и эссе. Такое разнообразие, на наш взгляд способствует не только поддержанию интереса подростков к проводимой работе, но и развивает творческий потенциал личности.
В ходе работы с “Дневником саморазвития” проводятся индивидуальные консультации для подростков педагогом-психологом при возникновении необходимости. Возможны также дополнительные индивидуальные задания: прочитать литературу, посетить службу занятости или учебное заведение.
Заключительный этап. Организуя деятельность с “Дневником саморазвития”, мы учитываем тот факт, что диагностические результаты носят не только ориентировочный характер для обучающихся, но и являются важным информационным показателем для педагогического коллектива в индивидуализации образовательного процесса. При формировании образовательного пространства, по окончании работы подростков с “Дневником саморазвития” в 8-м классе классный руководитель составляет сводную вед...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.08.09 | Просмотров: 1375

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340