Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Урок-путешествие По следам Робинзона
Автор(ы): Зайсунова Ирина Геннадьевна, учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - Развитие познавательного интереса к предмету. Обобщение и систематизация знаний по теме, отработка умений при работе с картой, развитие зрительной памяти, умение анализировать и сопоставлять разные по масштабу карты.
- Развитие интереса к чтению дополнительной литературы. Использовать межпредметные связи с уроками литературы, математики, истории.
- Развитие творческих навыков учащихся
- Воспитание чувства ответственности, формирование умения выступать перед аудиторией.
- Профориентационная работа – знакомство с разными морскими профессиями.
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта океанов, рисунки кораблей, рисунок острова Робинзона, карточки задания каждой команды, кружки-баллы, выставка книг. ХОД УРОКА Класс разделен на три команды. Каждая команда выбирает название, капитана, лоцмана, подбирает вопросы командам соперников, готовит сценку-пантомиму (за 3 – 4 дня). Учитель: Читая замечательный роман Д.Дефо «Робинзон Крузо», вы наверно задумывались над тем, существовал ли этот мужественный герой в действительности, и если да, то где расположен этот остров. Робинзон не вымышлен. В основу романа положен действительный факт. Изменена лишь фамилия героя. Один из группы островов архипелага Хуан Фернандес, остров Мас-а-Тьера, переименован в остров Робинзона Крузо. Площадь этого острова 144*23 км. По особенностям рельефа он гористый. Климат там мягкий, океанический. Огромное разнообразие растений, свыше 100 видов. Растения уникальны, это пальма, разные виды папоротники и цветы. А в водах острова кипит жизнь: здесь водятся черепахи, морские львы, лангусты, тюлени. Обитают на острове и знаменитые козы – потомки тех, которых оставили здесь в 1563г. 2 февраля 1709 г военные английские корабли «Дюк» и «Дюшес» обнаружили на острове человека, им оказался Александр Селькирк. Он зарос густой бородой, с длинными волосами, одежда была сшита из козьих шкур. Матрос провел на острове почти 5 лет – с 1704 – 1709 г. Он тщетно пытался объяснить капитану, кто он, так как мог произнести лишь нечленораздельные звуки, отдаленно напоминающие английский язык. Александр Селькирк был матросом на судах английского военного флота. В сентябре 1703 г. Он вышел в плаванье в грабительский пиратский рейс. Эскадра захватила у берегов Перу нагруженные золотом испанские корабли и двинулась в обратный путь, но, поврежденный штормом корабль, стал на якорь возле острова Мас-а-Тьерра, где произошел раздор между капитаном и помощником (Селькиром). В результате последнего высадили на необитаемом острове с небольшим запасом пороха и пуль. Сначала им овладело отчаяние и безразличие, но он пересилил себя и начал приспосабливать свой быт к условиям жизни на безлюдном острове. «Если меня что-то и спасло, – так это труд», – говорил он позже. Пусть эпиграфом нашего урока будут слова К. Паустовского: «Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний». Цель нашего урока в форме заочного путешествия – достичь берегов необычного острова Робинзона, показать и закрепить навыки работы с картой, обобщить знания по теме «Мировой океан». У нас три команды смелых и знающих моряков, решившихся на столь отчаянное плаванье. Ведут корабли увлеченные и эрудированные капитаны (учитель представляет капитанов кораблей). На каждом корабле есть лоцманы, которые проложат наш маршрут и юнги без них плаванье просто невозможно. Представляю наше жюри: это ваш классный руководитель, ученик вашего класса …, гость нашего урока …. А теперь, юные искатели приключений, – в путь! Он будет не прост, но я надеюсь, что вы знаете, что в опасных странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба. 1. «Лоцман» Наши корабли покидают морской порт его координаты (59 с.ш., и 31в.д.) определите его название (Санкт-Петербург). Остров Робинзона лежит на 80з.д., и 33ю.ш. определите и проложите наш маршрут путешествия. Первый лоцман, верно проложивший маршрут, получает 3 мили продвижения вперед (красные кружки), 2 – получает 2 мили продвижения (синие кружки), 3 – продвигается на 1 милю (зеленые кружки). Победивший лоцман прокладывает маршрут по карте океанов. Один из членов жюри выставляет кружки (мили) по количеству набранных баллов на карте. В дальнейших конкурсах набранные мили (кружки) выкладываются на карте в маршрут путешествия, 2. «Юнги» Плаванье наше началось, корабли набирают скорость, а мы узнаем на каком корабле самые знающие юнги. Я задаю вопросы для каждой команды, верный ответ – это 1 миля. 3. «Черная жемчужина» - Какой материк омывают 4 океана? (Евразия)
- Какое море омывает Аравийский полуостров и полуостров Индостан? (Аравийское)
- Назовите самый большой остров у берегов России? (Сахалин)
- Назовите пролив, разделяющий берега Африки и Евразии? (Гибралтарский)
- Какой залив омывает западный берег материка Африки? (Гвинейский)
- При какой температуре замерзает морская вода? (– 2, – 3)
- Как называют место капитана на корабле? (Капитанский мостик)
4. «Аврора» - Какое море самое большое по площади? (Филиппинское море)
- Назовите остров ,у восточных берегов материка Африки? (Мадагаскар)
- Назовите пролив разделяющий материк Евразия и материк Северная Америка? (Берингов)
- В чем измеряют соленость? (Промилле)
- Как называется самое мощное холодное течение? (Течение Западных ветров)
- Как называют группу островов? (Архипелаг)
- Что такое кубрик на корабле? (Каюта)
5. «Санта-Мария» - Какой океан напоминает английскую букву, «s»? (Атлантический океан)
- Назовите, какое море не имеет берегов? (Саргассово)
- Назовите, самое мощное теплое течение? (течение Гольфстрим)
- Как называются самые опасные волны в океане? (цунами)
- В каком океане находится самое глубокое место в мире – Марианская впадина? (в Тихом океане)
- Как называется полуостров, расположенный в северо-западной части материка Евразия? (Скандинавский)
- Как называют повара на судне? (кок)
Учитель: Пока жюри выставляет заработанные мили, мы с вами продолжаем путешествие, и нас ждет следующее испытание. 6. «Морские странствия» Учитель: Ребята все вы любите сказки и вот задание. За 2 минуты вы должны вспомнить как можно больше и записать сказки, сюжет которых или герои, находились в плавании или связаны с морем. Затем каждая команда называет сказку по цепочке, названия не должны повторяться – чья команда больше назовет сказок, та выигрывает и получает – 3 мили, вторая – 2 мили, 3 – 1 милю. (Сказки «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане», «Русалочка», «Аленький цветочек», «О попе и работнике его Балде») 7. «Узнай событие» Каждая команда показывает пантомиму, посвященную известному открытию команды должны догадаться и узнать событие. - 1 команда – открытие Америки.
- 2 команда – открытие Антарктиды.
- 3 команда – путешествие Магеллана.
Одна команда показывает пантомиму, а две стараются узнать событие. Команда – угадавшая первой фрагмент пантомимы – получает 3 мили. Затем пантомиму показывает вторая команда, а за ней третья. Учитель: Сейчас ребята мое задание всем командам. Посмотрите фрагмент видеофильма, и постарайтесь узнать это путешествие. (показ фрагмента об открытии Австралии). 8. «Перестрелка» Каждая команда задает по одному вопросу командам соперникам, верный ответ жюри оценивает в 1милю. 9. «Морские волки» Учитель: На доске закреплены прозрачные кармашки. Капитаны команд должны вставить в кармашки разрезанные части объекта, собрать и определить его. Первый верно собравший объект получает 3 мили, второй – 2 мили, третий – 1 милю. (У капитанов должны получится очертания материков: 1капитан – Евразия, 2капитан – Африка, 3 капитан – Северная Америка). 10. «Кроссвордов» Команды получают задания время 2 – 3мин, выигрывает та команда, которая больше угадала ответов. 1 – 3мили, 2 – 2мили, 3 – 1миля. 11. «Путаница» На доске для каждой команды закреплены названия географических объектов, надо найти ошибки и исправить их. Чья команда справляется быстрее, та выигрывает. Член жюри после каждого конкурса отмечает набранные мили. 12. «Загадки» Учитель читает загадку. Отвечает игрок из команды поднявший быстрее руку и дающий верный ответ – команда получает 1милю. 1. Рядом, рядом острова, Не один да и не два, А десятки, сотни, сотен. Жить в соседстве им охотней. Все родные как никак Значит, здесь ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.08.09 | Просмотров: 2830
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|