Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь
Автор(ы): Гущина Наталья Евгеньевна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели данного занятия: - Показать участникам занятия, что слово имеет важное значение в нашей жизни.
- Научить приемам изменения своей речи.
Содержание занятия. 1. Приветствие участников группы. “Я рад тебя видеть…” 2. Правила работы в группе. 3. Вспомнить пословицы, поговорки,выдержки из произведений о слове речи. Примеры: Выпустил словечко – не догонишь на крылечке. Доброе слово кошке приятно. Доброе слово железные ворота отопрет. Дурное слово – что смола: пристанет – не отлепишь. Как сказано, так и сделано. Малое слово большую обиду творит. Не бросай слова на ветер. На добром слове кому не спасибо? Не ножа бойся – языка! Словами горю не поможешь. Как вы считаете, почему в народном творчестве так часто используется слово? Ответы участников, рассуждения, выводы. Слова – основа всего, что мы регулярно воспроизводим в своей жизни. Вся информация передается нам словами. Одно слово очень много значит. Если обратить на слова внимание, то оказывается, что большинство использует отрицательные формы (не). Как мы рассказываем о своей жизни друзьям и знакомым? Возможно, вы сами нагнетаете вокруг себя обстановку, и своими словами роете яму для своих будущих успехов, которые не придут к тому, чья речь пестрит словами: не везет, не ладится, не умею, не хочу, не смогу. Пример: “ Не хотите ли выписать газетку?” - “Не хочу” “Не остановите ли автобус у магазина?” - “Не остановлю”. Как вы думаете, почему ответы в этих ситуациях были именно такими? Приведите свои примеры. 4. Если прислушаться к словам? то вылезают интересные штучки: Я не хочу идти на работу. Я не люблю эту “черную пятницу”. Не нравится мне этот класс. Я не успеваю все делать. Я не хочу жить в этой стране. Что бросается в глаза в этих предложениях? Что Вы думаете по этому поводу? Обилие частицы не – указывает на отношение к миру. Не – негативная позиция по отношению к жизни. 5. Может быть, вы играли в детстве в такую игру: в течение какого-то времени участники договариваются не произносить какое-то слово, предположим, слово нет. Тот, кто по ошибке произнес его, - проиграл. Человек, который слишком часто использует в языке частицу не и слово нетё как правило, проигрывает. Ели вы всерьез решили изменить что-то в своей жизни, придется выкорчевывать эту зловредную частицу из своего языка. Проследите за своей речью в течение нескольких дней. Итак, поиграем. Как только ваш язык потянется произнести знакомые звуки, прищемите его зубами. Предположим: “Я (…) хочу жить в этой стране…” Теперь вместо того, чтобы благополучно закончить фразу, вам придется продолжить, используя частицу но: “Я (…) хочу жить в этой стране, но (…) в такой атмосфере, возможно только … и т. д.” С частицей не предложение можно было бы закончить в любом месте. Так мы чаще всего и поступаем, обрывая свои рассуждения с помощью категоричного отрицания. Вместо того, чтобы проследить, куда уведет нас наша мысль. А уведет она нас не куда-нибудь, а к решению проблемы. (“Я хочу жить в стране, если разберусь с причинами, которые мешают нам жить”) 6. В нашем языке существуют такие удивительные вещи, с которыми вам никогда не приходило в голову поиграть. Как люди говорят о своих делах, о своем будущем? Приведите примеры: Да потихоньку. Суток не хватает, все бегом, бегом. Скорей бы день прошел. Да, что-то черная полоса пошла. Когда кто-то произносит нечто подобное, это не только метафоры; обычно это буквальное и точное описание того, что испытывает внутри себя этот человек. Измените слова, добавьте яркости, света (бурно, спокойно, ровно, ярко, удачно, замечательно). Это звучит слишком просто, но так оно и есть. Слова не только посредники между мыслью и чувством, слова – это живая плоть ваших мыслей. Старайтесь чаще размышлять вслух, тогда вы сможете лучше понять самого себя. Давайте попробуем изменить эти фразы. Предложите свои варианты предложений и их новое звучание. 7. Упражнение. Напишите пять предложений, которые начинаются со слов “Я не могу…”: Я не могу расслабиться. Я не могу бросить курить. Я не могу принять решение… Когда вы употребляете выражение “Я не могу” вы ставите колышек,отметив границу своих возможностей. Один колышек - справа, другой – слева, третий и четвертый – и так постепенно выстраивается целый частокол. А теперь измените “Я не могу” на “Я не буду…”. Я не буду расслабляться. Я не буду бросать курить. Я не буду принимать решение… Теперь появилась возможность выбора между глаголом “делать” и “не делать”. Почему не будешь этого делать? Что тебя останавливает? Что мешает тебе это сделать? Что будет, если ты это все-таки сделаешь? Таким образом, мы прорываемся через мыслительные ограничения. 8. Весной, когда зацветают тополя, вокруг все становится белым от пуха. Тополиный пух летает повсюду, попадает людям в нос, глаза, уши. Точно так же и в нашем языке повсюду летает лингвистический “пух”, засоряя его. “Пухом” называют слова “все”, “никогда”, “всегда”. Эти слова являются обобщениями и не допускают никаких возражений. Бывают иск...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.08.10 | Просмотров: 2138
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|