Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Сказкотерапия как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Сказкотерапия как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми


Автор(ы): Аникина Галина Витальевна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка.
В функции психолога коррекционной школы входит коррекция личностной сферы детей. В последнее время появилось новое оригинальное направление работы психолога в области эмоционально-личностной коррекции – сказкотерапия. Она помогает снять у детей чувство тревожности, страха, изменяется самоотношение, развивается творческое воображение, способствует более успешной школьной адаптации детей. В деятельности психолога коррекционного образовательного учреждения при правильно организованном процессе работы она вполне уместна. Этим отмечается актуальность данной работы.
Основной целью данной программы является помощь детям в адаптации к школе, предупреждение и снижение тревожности, повышение уверенности в себе, формирование регуляции межличностных отношений, позитивному изменению поведения и развитию разнообразных форм коммуникации.
Задачи данной программы:
  • Способствовать снижению школьной тревоги у детей, формированию позитивных моделей поведения в реальной жизни, учить первоклассников правильно обращаться со школьными атрибутами, адекватно относиться к ним, развивать самостоятельность и аккуратность.
  • Развивать желание улучшать, исправлять, преодолевать трудности, способствовать развитию стремления к успеху, веры в свои силы, оптимизма,коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие познавательного интереса, развитие речи, произвольного внимания, памяти, формирование эстетического вкуса, воспитание аккуратности в работе, обогащение положительного эмоционального опыта.
Ожидаемый результат. Занятия по сказкотерапии (психокоррекционные сказки Панфиловой М. А.) предполагают уменьшение времени на психологическую адаптацию, возникновения позитивного изменения поведения, развитие самосознания, формирования социально-адекватных способов взаимодействия с внешним миром.
Практическая значимость. Данная программа поможет психологу коррекционной школы организовать занятия с детьми по школьной адаптации. Программа состоит из пяти разделов, в каждом из них по 5-6 занятий, в течение одного занятия психолог работает над одной сказкой.
Режим занятия с учащимися 1-ых классов школы V и VII видов в рамках этой программы предполагает еженедельные 35-40 минутные занятия с группой учащихся 7-10 человек. Занятия проводить лучше в комнате, где достаточно места для передвижения. На занятиях используются методы: беседы, ролевой игры, инсценировки, подвижной игры, обсуждения, зарисовки понравившихся моментов.
Для работы использованы психокоррекционные сказки Панфиловой М.А. «Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников».
Тематическое планирование.
Тема Кол-во часов
1. Работа по выработке навыков школьной адаптации:(Сказки для школьной адаптации).
  • Сказка «Создание Лесной школы».
  • Сказка «Букет для Учителя».
  • Сказка «Смешные страхи».
  • Сказка «Игры в школе».
  • Сказка «Школьные правила».
  • Итого:

  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 5
2. Работа по повышению школьной мотивации:(Сказки об отношении учеников к вещам).
  • Сказка «Собирание портфеля».
  • Сказка «Белочкин сон».
  • Сказка «Госпожа Аккуратность».
  • Сказка «Жадность».
  • Сказка «Волшебное яблоко».
  • Сказка «Подарки в день рождения».
  • Итого:

  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 6
3. Работа по формированию школьных ценностей:(Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям).
  • Сказка «Домашнее задание».
  • Сказка «Школьные оценки».
  • Сказка «Ленивец».
  • Сказка «Списывание».
  • Сказка «Подсказка».
  • Итого:

  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 5
4. Работа по формированию здорового образа жизни:(Сказки о здоровье и о том как стать большим).
  • Сказка «Режим. Телевизор».
  • Сказка «Бабушкин помощник».
  • Сказка «Прививка».
  • Сказка «Больной друг».
  • Итого:

  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 4
5. Работа по формированию взаимоотношений между детьми:(Сказки о школьных конфликтах).
  • Сказка «Ябеда».
  • Сказка «Шапка-невидимка».
  • Сказка «Задача для Лисенка (ложь)».
  • Сказка «Спорщик».
  • Сказка «Обида».
  • Итого:

  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 5
Итого: 25 часов.
Содержание программы.
I. Работа по выработке навыков школьной адаптации (сказки по школьной адаптации) - 5 часов.
Поступление в школу иногда омрачается тревогой, страхом перед неизвестностью. Избежать данных негативных эмоций у первоклассников, адаптироваться быстрее к школе помогут сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Им легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и т. д. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.
Описание сказки.
Создается «Лесная школа», где учениками выступают лесные зверята. Они высказывают свои первые впечатления о школе, учителе, кабинете, правилах. Они готовятся к 1 сентября, собирают букет для учителя, рассуждают о первом школьном дне, первом уроке. Далее дети знакомятся с правилами поведения на перемене, на уроке, узнают о звонке, об играх на перемене, о правилах подготовке на перемене к следующему уроку и т. д.
II. Работа по повышению школьной мотивации (сказки об отношении учеников к вещам) – 5 часов.
В школе дети встречаются с новым миром предметов, которые имеют отношение к новому для них виду деятельности - к учебе. Для некоторых детей школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим фактором. Научить первоклассников правильно обращаться с ними, адекватно относиться к ним, развивать аккуратность и самостоятельность помогут сказки.
Описание сказки.
Детям рассказывается, как лесные зверята собирают портфель, что нужно собирать с вечера, какие предметы нужно брать с собой, а какие зверята не берут с собой в школу, как лесные зверята надевают обложки на тетрадки, ремонтируют учебники и т. д.
Далее Госпожа Аккуратность открывает свои секреты детям, такие как: секрет чистого тела, чистых вещей, чистых тетрадей, чистых парт, чистого портфеля. Рассказывает о дежурных, которые помогают Госпоже Аккуратность, об их отличительных знаках. Бережливость некоторых учеников иногда перерастает в жадность. Учитель призывает детей лечиться - учиться у феи Доброты. Первый шаг на пути к излечению - добрый поступок, говорится о различии между «жадностью» и «бережливостью». Продолжается разговор о добрых поступках, как Волчонок откладывает яблоко, а лисенок его съедает - тема переходит к воровству. Съев это яблоко, у Лисенка отваливается хвост, тяжелое признание Лисенка, его стыд перед Волчонком и всеми зверятами, его искупление вины - подарок апельсина маме Волчонка. Разговор переходит к теме подарков, актуальной для большинства школьников. В сказке рассказывается, как правильно дарить и получать подарки, какие подарки можно дарить.
III. Работа по повышению школьных ценностей (сказки об отношении учеников к урокам, к занятиям) – 5 часов.
В период адаптации к школе у детей часто наблюдаются сложности отношении к урокам, к домашним заданиям, к оценкам. Для одних учеников оценки - мощный стимул, для других - серьезное препятствие раскрытию своих возможностей, причина возникновения школьных страхов. Адекватное отношение к результатам позволяет понять детям логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Если ученики уже в начальной школе смогут осознать условность оценок, а также вероятность и возможность при желании их улучшать, исправлять, то решение проблем, преодоление трудностей для них будет привычным делом.
Описание сказки.
Волчонок не может сосредоточиться на выполнении домашнего задания и папа-волк помогает ему. Но на уроке оказывается, что он не может справиться с аналогичным заданием и признается в помощи его отца. Ошибка волчонка помогает детям понять, что чувства удовлетворения приходит только от своего труда, от своих побед. Ученики должны понять, что помощь нужна только тем детям, которые сами стараются, а не ленятся. Разговор идет об ошибках. Медвежонок получает пятерку за свою работу, он получает истинную радость и удовлетворение от своего труда, своих достижений. И всем радостно за Медвежонка. Дети понимают важность своих заслуг. Учитель-Еж предлагает игру «Хорошо и плохо», где мимикой показывают свое отношение к занятиям, пище, увлечениям, игрушкам. Дети понимают, что они должны делать и как реагировать, если получили «5»,.«4», «3» и «2».
Медвежонку надоело учиться, он ходит сонный и вялый. Мама Медвежонка рассказывает ему сказку про Ленивца, про зверька, который когда-то был обезьянкой. Нежелание что-либо делать превратило его в Ленивца. На уроке Учитель дал всем задание придумать рассказ о своих лесных приключениях. Зайчонок ничего не смог придумать, и Медвежонок разрешил ему списать. Учитель-Еж поставил им одну оценку на двоих, ведь даже если бы они делали одно дело, у них были бы разные чувства и мысли. Медвежонок понял свою ошибку, а его неудачную помощь Учитель назвал «Медвежьей услугой».
Шло время. За окном началась поздняя осень. Волчонок засмотрелся на снежинки и прослушал рассказ Учителя. Учитель его спросил, не зная ответа, волчонок молящим взглядом смотрит на Белочку. Белочка подсказывает ему, но он не расслышал, и весь класс смеялся. Затем Волчонок рассказывает о своих ужасных чувствах в тот момент, затем он рассказывает о том, что думал на уроке во время рассказа учителя. Все внимательно слушали, учитель сказал, что волчонок мог бы обойтись и без подсказок.
IV. Работа по формированию здорового образа жизни (сказки здоровье и о том, как стать б...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.08.10 | Просмотров: 3424

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340