Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированно-бинарный урок по теме: Астрономия вчера и сегодня - Преподавание астрономии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание астрономии

Интегрированно-бинарный урок по теме: Астрономия вчера и сегодня


Автор(ы): Гладких Александр Иванович, учитель информатики; Гладких Светлана Васильевна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: Упорядочить и систематизировать сведения по темам: “Борьба за научное мировоззрение в астрономии”, “Краеведческие познания”, “Солнечные и лунные затмения”, “Развитие космонавтики”, “Будущее космонавтики”. Показать совокупность знаний учащихся по физике, математике, географии и другим предметам, а также практическое значение астрономии. Раскрыть значение астрономии для ускорения научно-технического прогресса.
Наглядность и оборудование: выставка “Мгновения в космонавтике”, стенд “Первый космонавт”, фотовыставка “Ф.А. Семенов. Дом-музей Ф.А. Семенова”, плакаты “Солнечное и лунное затмение”, “Земля в космическом пространстве”; экран, теле- и видеооборудование, компьютеры и набор программ по астрономии, творческие проекты учащихся выполненные на ЭВМ с использованием языков программирования Basic, QBASIC, Pascal и др.

Ход урока.

К звездам.

Игорь Михайлусенко
Нередко снится нам мерцанье тихих звезд,
Полет над утренней зарей.
И в тонком, нежном шелесте берез
Какой-то говор речи неземной…
Сиянье полюсов, туманности земель…
Мы к дальним звездам свой продолжим путь!
И если там кружит лиловая метель,
Она надежд не сможет обмануть.
Еще один остался нам парсек,
Его пройдем и, может быть тогда –
Увидим русла незнакомых рек,
Увидим неземные города…
Сиянье полюсов,
туманности земель…
Мы братьев там по разуму найдем,
Подарим им цветы, весеннюю капель
И радугу, омытую дождем.
Наш урок по теме “Астрономия вчера и сегодня” посвящен развитию астрономии и космонавтики. Он проходит в преддверии замечательного дня – дня космонавтики. Поэтому эпиграфом урока взяты слова летчика-космонавта Алексея Леонова “Человеческой мысли понадобилось всего несколько столетий, чтобы проникнуть туда, куда свет доходит лишь за сотни миллионов лет”.
– Гигантским шатром раскинулось над Землей лазурное небо. Там собирались облака, которые время от времени щедро орошали ее дождями. По небу ежедневно совершало свою прогулку Солнце, которое могло быть очень ласковым или, безжалостно сжигая все живое, неумолимо жестоким. Ночью на небе, отсчитывая сутки сменой своих фаз, появлялась Луна. А все небо, как драгоценными камнями, усеяно звездами.
– Уже в глубокой древности люди постепенно приобретали определенные астрономические знания, учились использовать их для своих практических нужд. Вполне естественно, что, проводя длительные наблюдения за небом, люди стремились сложить и определенные представления об окружающем мире, о его строении, происхождении, установить место Земли в нем и роль, отведенную им, людям.
Так, для древних людей было естественным считать Землю неподвижной. Они наблюдали, как Солнце и Луна, весь небосвод вращается вокруг нее, и воспринимали это как вполне очевидный факт. Они не имели также оснований сомневаться в том, что Земля плоская. И, наконец, логично было предположить. Что она – центр всего мира.
– Вспомним, как шла борьба за научное мировоззрение в астрономии.
– Мы знаем, что астрономия зарождалась в Древнем Египте и Китае. Для древних людей было естественным считать Землю неподвижной. Они наблюдали, как Солнце и Луна, весь небосвод вращаются вокруг нее, и воспринимали это как вполне очевидный факт. Они не имели также оснований сомневаться в том, что Земля плоская. И, наконец, логично было предположить, что она – центр всего мира.
– Известна нам геоцентрическая система мира, разработанная во II в. н.э. древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Он в центр мира “поставил” хотя и шарообразную, но неподвижную Землю, вокруг которой обращались все остальные светила.
– Однако по мере накопления данных наблюдений о движении планет теория Птолемея требовала все больших усложнений, которые делали ее громоздкой и неправдоподобной. Очевидная искусственность все усложняющейся системы и отсутствие достаточного согласия между теорией и наблюдениями требовали ее замены. Это и было сделано в XVI веке великим польским ученым Николаем Коперником. Коперник отбросил догматическое положение о неподвижности Земли, веками владевшее умами людей. Поставив Землю в число рядовых планет, он указал, что Земля, занимая третье место от Солнца, наравне со всеми планетами движется в пространстве вокруг Солнца и, кроме того вращается вокруг своей оси.
– Галилео Галилей, одним из первых направил телескоп на небо. Он открыл фазы Венеры, обнаружил горы на Луне и измерил их высоту; у планеты Юпитер открыл четыре спутника; на Солнце обнаружил пятна и по их перемещению заключил, что Солнце вращается вокруг своей оси.
– Тихо Браге и Иоганн Кеплер – имена, стоящие на страницах астрономии всегда рядом. Первый посвятил свою жизнь точнейшему определению положения планет на небе, второй на этом основании установил законы движения планет вокруг Солнца.
– Труды Коперника, Галилея, Кеплера и Ньютона заложили надежный фундамент современной астрономии. Строительство продолжили последующие поколения ученых. Назовите их.
– В России учение Коперника было признано церковью “вере святой противным и с честными нравами несогласным”. (Жизнь М.В.Ломоносова)
– Я бы хотел назвать еще некоторых известных ученых России: Михаил Григорьевич Павлов, физик, профессор Московского университета (1792-1842) Дмитрий Матвеевич Перевощиков, астроном, основатель обсерватории Московского университета, годы жизни 1788-1880. Василий Яковлевич Струве – русский астроном 1793-1864.
– В России наука практически не развивалась и “научных умов” было не так много, как за границей. Наша область внесла свой вклад в развитие наук. Уроженцы г. Курска являются выдающимися деятелями в области физики и астрономии. Назовите тех о ком мы не раз говорили.
– Ветчинкин Владимир Петрович, родился в 1888 г. умер 1950 – известный специалист в области аэродинамики, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, действительный член Академии Наук СССР, лауреат Государственной премии.
– Оболенский Владимир Николаевич (1877-1942) – создатель экспериментальной метеорологии, доктор физико-математических наук, профессор.
– Семенов Анатолий Алексеевич (1794-1860)- астроном-самоучка, первый почетный гражданин г. Курска.
– Уфимцев Анатолий Георгиевич (1880-1936) – внук Федора Алексеевича Семенова, изобретатель, автор конструкций ветро-энергетической станции, авиадвигателя и других изобретений.
– Давайте остановимся более подробно на последних двух наших земляках.
(Рассказ о жизни и деятельности Семенова А.А.)
– Одним из важнейших этапов работы Федора Алексеевича Семенова являлась работа по составлению таблиц и вычислению солнечных и лунных затмений. Давайте вспомним, какие небесные явления называют затмениями.
– На уроках астрономии мы изучили солнечные и лунные затмения. Эти затмения имеют принципиальное различие. При солнечных затмениях Луна попросту загораживает Солнце от земного наблюдателя, попавшего в его тень или полутень, за пределами которых Солнце видно полностью. При лунных затмениях Луна проходит сквозь земную тень и действительно лишается освещающих ее солнечных лучей, так что затмение наблюдается со всего ночного полушария Земли. Поэтому лунные затмения, хотя и происходят реже, видны чаще, чем солнечные, наблюдаемые лишь в узкой полосе поверхности, по которой проходит лунная тень.
– По этой причине за лунными затмениями астроному не надо “охотиться”: они являются к нему сами. Но, чтобы “поймать” затмение солнечное, приходиться совершать иной раз весьма далекие путешествия. Астрономы снаряжают экспедиции на тропические острова, далеко на запад или восток для того только, чтобы в течение нескольких минут наблюдать покрытие солнечного диска черным кругом Луны. Например, 19 июня 1936 г затмение Солнца было как полное только в пределах Советского Союза, и ради двухминутного наблюдения его к нам приехало 70 иностранных ученых из десяти различных государств. При этом труды четырех экспедиций пропали даром из-за пасмурной погоды.
– В 1941 г., несмотря на войну, Советское правительство организовало ряд экспедиций, расположившихся вдоль полосы полного затмения от Азовского моря до Алма-Аты.
– Ответьте на вопрос: “Какие задачи ставят перед собой астрономы при наблюдении полного солнечного затмения?”
– Первая – наблюдение так называемого “обращения” спектральных линий в наружной оболочке Солнца и вторая – исследование солнечной короны.
(Компьютерная съемка затмения)
– Солнечное затмение – явление красивое и зрелищное. В нашей художественной литературе имеется прекрасное описание этого редкого явления природы. Кто нашел описание затмения в художественной литературе?
– В.Г. Короленко “На затмении”. Приведу выдержку из этого рассказа с несущественными пропусками.
(Фрагмент рассказа В.Г.Короленко “На затмении”)
– Давайте посмотрим видеосъемку описанного момента затмения.
(Видеосъемка затмения)
– Федор Алексеевич Семенов потратил 23 года своей жизни, наблюдая, изучая солнечные и лунные затмения. В 1856 г. в “Записках Географического Общества” он издал свой главный труд “Таблицы показания времени лунных и солнечных затмений с 1840 по 2001 года на Московском меридиане, по старому стилю”. Кроме таблиц был изложен общедоступный графический способ предвычисления затмений при помощи циркуля и линейки. Интересно, а сколько времени понадобится...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.08.11 | Просмотров: 2291

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340