Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Художественная культура эпохи Возрождения. Методические разработки уроков по МХК в музыкальной школе. Музыкальная викторина Что? Где? Когда? - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Художественная культура эпохи Возрождения. Методические разработки уроков по МХК в музыкальной школе. Музыкальная викторина Что? Где? Когда?


Автор(ы): Магнусова Наталья Викторовна, преподаватель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Великие художественные культуры обладают уникальной способностью сохранять своё значение для потомков по истечении многих столетий. Из века в век менялись представления о смысле жизни, смерти и бессмертия, отражаясь в неповторимых образах искусства античности и Ренессанса, барокко и классицизма. Сердцем культуры можно считать литературу и театр, живопись и зодчество, ваяние и музыку.
Сегодня Россия переживает сложный этап освоения “общечеловеческого языка”, общечеловеческих ценностей. И в этом процессе огромную роль играет предмет Мировая Художественная Культура, который даёт возможность общаться с творениями разных эпох и народов, понять развитие различных искусств в их взаимосвязи и взаимовлиянии.
В программах по Мировой Художественной Культуре музыке отведена значительная роль. Однако многие педагоги на уроках отдают предпочтение изобразительным видам искусства, а музыка иногда служит фоном при изучении тех или иных произведений. Преподавание МХК в музыкальной школе расширяет возможности педагога, музыка не только эмоциональный фон урока, но часто главное действующее лицо. Именно музыкальная школа даёт возможность глубоко “погрузиться в культуру” определённой исторической эпохи, используя огромный музыкальный материал, изучаемый в классе музыкальной литературы и на уроках “специальности”. Этому способствует адаптированная программа по МХК, составленная автором данной методической работы, в которой совмещены темы, изучаемые на 3 и 4 году обучения музыкальной литературе и МХК – по времени, направлениям в искусстве, стилям и т. д.
Данная работа посвящена искусству Возрождения и представляет собой методические разработки трёх уроков по МХК различных по форме и содержанию: урок-концерт; урок-спектакль; урок-игра.

Урок-игра. Музыкальная викторина “ЧТО? ГДЕ? КОГДА?”

Цель любого предмета эстетического курса – развивать у всех учащихся понимание искусства, способность быть читателем, зрителем, слушателем; способность и стремление воспринимать художественную культуру в течении всей жизни. Для выполнения этой цели педагогу нужно дать сумму знаний, формировать навыки и умения; развивать творческие способности учащихся, стремление к самообразованию.
В предлагаемой разработке используются игровые методы, способствующие активизации творческой деятельности учащихся: не механическое восприятие, запоминание, воспроизведение, а активное усвоение знаний в процессе игры. Проблемные ситуации, возникающие в игре, способствуют развитию логического мышления учащихся, умению работать в группе. Большое значение имеет личностная значимость каждого участника игры. Участие в подобной игре-турнире даёт возможность учащимся не только закрепить изученный материал, но и получить новые знания путём творческого поиска.
Каждый вопрос викторины представляет собой синтез литературы, музыки, изобразительного искусства эпохи Возрождения. И опять – главное здесь музыка, которая начинает и завершает игру, сопровождает “вращение волчка”, звучит в каждом вопросе, даже если он посвящён литературе или изобразительному искусству Ренессанса. Именно музыка способна создавать “аромат” далёкой эпохи Возрождения, именно она яркая связующая нить между настоящей и прошлой культурой.

Пояснительная записка

Идея викторины заимствована из одноименной телевизионной передачи.
Цели и задачи: развитие художественного кругозора учащихся; использование знаний, полученных на уроках музыкальной литературы и МХК.
Оборудование: компьютер, мультимидийный проектор, гонг, песочные часы, Волчек.
Вопросы находятся в пронумерованных конвертах на отдельном столе, рядом с ними все, что необходимо для оформления вопроса.
На стене два “табло” для выставления очков командам: на тематически оформленных ватманских листах крепятся фишки из цветной бумаги, согласно правилам игры, их подсчет определяет победившую команду.
Оформление зала: на стенах репродукции картин знаменитых художников эпохи Возрождения; высказывания об искусстве, выбранные участниками игры в качестве эпиграфов.
Участники игры в костюмах этой эпохи располагаются за двумя столами.
Правила игры: в викторине принимают участие две команды знатоков по 6 человек в каждой. Каждая команда выбирает капитана, который руководит обсуждением ответов.
В игре 12 вопросов. Команды с помощью волчка поочередно выбирают вопрос.
Время на обдумывание – 1 минута. Обсуждение начинается и заканчивается по сигналу гонга.
В зависимости от качества ответа знатоки могут получить от одного до трех жетонов.
“Заработанные” жетоны крепятся на табло, отражающих всю работу команды. Жетоны-очки подсчитываются по окончании игры. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

СЦЕНАРИЙ

Музыкальная заставка: Хасслер “Попляшем, попрыгаем”.
Ведущий преподаватель: Эпоха Возрождения! Чтобы кратко выразить главную особенность Возрождения, обычно употребляют слово “гуманизм”. Под гуманизмом подразумевали, прежде всего, веру в человека и его огромные возможности, во всемогущество знания. Недаром первая гуманистическая школа, открывшаяся в 1425 году в Мантуе, называлась “Дом радости”. Основатель ее Витторино да Фельтре стремился придать учению характер удовольствия. У них можно прочитать: “что достойней человека, чем выделиться среди остальных? Выделится дает ученость”. Главными ценностями этого времени стали – Интеллект, Гармония, Мощь, нашедшие свое воплощение в искусстве.
Так что же такое Возрождение?
Приоткрыть завесу над этой эпохой мы и попытаемся сегодня!
Знаменитый Баткин сказал: “В своем стремлении возродить античное царство разума и красоты Возрождение представляется нам как “проникнутая возвышенной серьезностью игра в античность”. И если гуманисты одевали античные одежды, придавая своей жизни некую карнавальность, то мы сегодня, играя в Возрождение, облачились в костюмы этой эпохи.
Ведущий напоминает правила игры и представляет команды “Академия” и “Камерата”. Капитаны команд знакомят с участниками игры и комментируют название..
Академия” – название различных обществ, возникших в Италии и в других европейских странах в эпоху Возрождения, которые объединяли философов, поэтов, ученых, музыкантов. Основное место занимали диспуты, соревнования (поэтические, музыкальные). Одна из первых академий создана в 1470 году во Флоренции и взяла свое название от академии Платона (само же название происходит от имени мифологического героя Академа, в честь которого названа местность близ Афин, где Платон читал лекции своим ученикам).
“Камерата” – компания, творческое объединение поэтов, музыкантов, философов, возникшая в 1580 году во Флоренции. Во главе граф Джованни дель Барди (позднее руководителем стал просвещенный любитель музыки Якопо Корси). Члены камераты – композитор, лютнист, музыкальный критик Винченцо Галилей; композиторы Джулио Каччини и Якопо Пери; поэт Оттавио Ринуччини. На собраниях обсуждались проблемы новой музыки, сочинения одноголосных мелодий с аккомпанементом. Опыты создания музыкально-драматических сочинений нового типа привели к возникновению оперы.
Вращение волчка сопровождается музыкой: Г.Нейзидлер “Танец”.

ВОПРОС № 1

Художники и композиторы часто обращались к тексту Евангелия. Только через религиозный сюжет можно было с такой потрясающей силой и доступностью обратиться к общечеловеческим понятиям жизни и смерти, добра и зла. Слушаем и смотрим (на фоне музыки Шютца видеоряд с репродукциями картин).
Вопрос: назовите эти произведения искусства и их авторов.
ОТВЕТ: Прозвучал фрагмент из “Страстей по Луке” Шютца.
Леонардо да Винчи “Тайная вечеря”
Джотто “Поцелуй Иуды”
Босх “Несение креста”
Донателло “Распятие”
Боттичелли “Снятие с креста
Во всех этих произведениях – человек в его величии и слабости, высоком и низменном, предательство, раскаяние. Все это пронизано состраданием и любовью. В них тайна смерти и великая тайна человеческой души.

ВОПРОС № 2

Флоренция – главный город Тосканского великого герцогства, богатый и пышный. Нередко его награждали эпитетами “красивый и прелестный”. За свою культуру и красоту город был назван современниками итальянскими Афинами. Флоренция в переводе с итальянского “цветущий город”.
На фоне музыки мадригала Доуленда, “Бела, как лилия”:
Перед вами репродукции картин Святослава Николаевича Рериха (“Белые лилии”, “Красные лилии”, “Гайллардии”).
Вопрос: какой цветок изображен на гербе г. Флоренции?
ОТВЕТ: Алая лилия – герб Флоренции. Символ города – Каменный лев – Мардзокко, изваян Донателло. Одной лапой он опирается на пьедестал, другой держит герб Флоренции. Лев олицетворяет собой гордость, свободолюбие и бесстрашие.

ВОПРОС № 3

Каждая улица Флоренции – мир искусства. “Ее стены, – сообщает историк того времени, – это сосуд, содержащий роскошный цветок человеческого гения, этот город – драгоценный алмаз в диадеме, которою украсил землю итальянский народ”. Камни Флоренции хранят эхо шагов великих граждан мира, что проходили здесь века назад.
Перед вами знаменитый собор, о котором Микеланджело сказал: “Трудно сделать также хорошо, невозможно сделать лучше”.
Вопрос: как называется этот собор? И с именами каких величайших художников он связан?
В качестве музыкального сопровождения звучит музыка Каваццони “Кредо”.
ОТВЕТ: Собор Санта-Мария дель Фьоре – символ величия Флоренции.
Джотто спроектировал кампаниллу. После его смерти в 1337 году его ученики Таддео Гадди и Андреа Пизано продолжили строительство кампаниллы, а завершил все сооружение в 1357 году зодчий Франческо Таленти.
Донателло сделал “жертвоприношение Исаака” для компаниллы и пять мраморных статуй пророков.
В 1436 году Брунеллески завершил гигантскую работу – купол собора.
Вазари через 100 лет: “Можно с уверенностью сказать, что древние не достигали в своих постройках такой высоты и не решались на такой риск, который заставил бы их соперничать с самим небом”.

ВОПРОС № 4

Возникнув как синтез античности и средневековья, искусство эпохи Возрождения являло богов в образе прекрасных людей. Божественный человек – идеал человека Возрождения. Мадонна с младенцем на руках – вечная и неисчерпаемая тема.
На фоне “Ave Maria” Жоскена Депре видеоряд репродукций с изображением Мадонны художников Джорджоне, Перуджино, Боттичелли, Липпи, Рафаэля.
Вопрос: как вы думаете, какой картине и какого художника посвящены строки итальянского поэта Джамбатисты Марино:

Где ангелу земному краски взять
Чтоб красоту прославить неземную.
Он должен был, покинув мастерскую
На небе – в царстве божьем побывать.
Он сделал взор божественный открытым.
Зарю и млечность звездного пути
Соединил и подарил ланитам.
Помог лучу улыбки расцвести.
И навсегда пребудет знаменитым,
Дерзнув на землю рай перенести.
Одна из старинных легенд утверждает, что прекрасный, неземной образ пришел к художнику во сне, во время сонной грезы.
ОТВЕТ: Рафаэль “Сикстинская Мадонна”. Написана в 1515 году – алтарный образ в церкви Святого Сикста в г. Пьяченце. В 1754 году картина куплена для Дрезденской галереи.

ВОПРОС № 5

На фоне музыки Кастельоно Сальтарелла “Роза”, фрагмент “Флора” с картины Боттичелли “Весна” и стихи Полициано:
Она бела и в белое одета;
Убор на ней цветами и травой
Расписан; кудри золотого цвета
Чело венчают робкою волной.
Улыбка леса – добрая примета:
Никто, ничто ей не грозит бедой.
Здесь все цветет и никогда не увядает.
На фоне репродукциия “Рождение Венеры” Боттичелли:
В апреле всегда оперяется почва травою,
Злой отступает мороз, вновь плодоносит земля.
Вот потому-то апрель, несомненно, есть месяц Венеры.
Овидий.
(На стол знатокам ставится коробка.)
Вопрос: что в этой коробке, имеющее непосредственное отношение к картинам Боттичелли и как бы символизирует тайну жизни и смерти?
ОТВЕТ: В коробке три цветка – три розы: бутон – зарождение жизни; распустившаяся роза – цветение жизни; сухая роза – смерть. Цветок – символ разных периодов человеческой жизни, вечный круговорот жизни и смерти, подняться над которым можно лишь на мгновенье – “мгновенье вечной любви”. Флора и Венера символизируют слитность человека и природы, красоту жизни, возвышающую силу искусства.

ВОПРОС № 6

Всю жизнь они своим искусством утверждали веру в беспредельные возможности человека. Они создали свой собственный мир образов, поражающий титанической мощью. Наиболее ярко этот мир предстает в этих творениях. Смотрим и слушаем…
На фоне музыки Бетховена демонстрация видеофрагмент росписи свода “Сикстинской капеллы” Микеланджело.
Вопрос: назовите произведения искусства и их авторов.

ОТВЕТ: Бетховен, Симфония № 5. Скерцо – средний раздел.
Микеланджело, роспись свода “Сикстинской капеллы”.
Искусство этих художников воспевает героическое начало в человеке, тему героического выбора, подвига во имя родины и свободы, тему противоборства судьбе.
Микеланджело – скульптор, живописец, архитектор и поэт. Четыре с половиной года расписывал потолок капеллы 600 кв. метров.
Я словно б мертв, но миру в утешенье
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах
И смертное меня не тронет тленье.
Умер в феврале 1564 года. Пожелал, чтобы его схоронили во Флоренции, куда он жаждал “вернуться хотя бы мертвым”. Похоронен в церкви Санта Кроче.

ВОПРОС № 7

В зале появляются Леонардо да Винчи и Андреа Вероккио (учащиеся в костюмах или педагоги).
Вероккио: Никогда ничего не забывай.
Леонардо: Я считаю, что предмет живописи – красота творения природы.
Вероккио: Мой учитель говорил: “Думай о красоте и о правде”. Красота и правда. А это знаменитая скульптура моего учителя! Это крупнейший ваятель. Удастся ли мне когда-нибудь создать нечто подобное? (Речь идет о скульптуре Донателло “Бронзовый Давид”).
Леонардо: Давид, тот самый, что победил Голиафа. Пастушок! Наверное, он тоже любил животных, луга, леса! И, конечно много бродил. Поэтому такой поджарый.
Вероккио: Правда, он худ, но не в этом дело. Главное, что перед тобой изображение обнаженного человеческого тела после более чем тысячелетнего перерыва. После мрачных столетий мой учитель посмел отлить в бронзе нагое тело человека.
Леонардо: Он явился продолжателем эллинских и римских традиций.
Вероккио: Я сейчас работаю над большой композицией по заказу монахов, она давно оплачена и заказчики требуют завершить работу, а мне нужно срочно выехать по делам в Венецию. Я хочу попросить тебя закончить картину, главные фигуры я уже написал. Еще одна фигура написана нашим всеобщим любимцем Лоренцо ди Креди. Тебе придется дописать другую, – и отработай, пожалуйста, фон. Сделай что-то в виде ландшафта. До скорой встречи!
Вопрос: назовите этих художников, о какой картине идет речь, и о ком они вспоминают?
ОТВЕТ:
Леонардо да Винчи. Андреа Вероккио – живописец, ваятель, ювелир, гравер, музыкант, ученик Донателло.
Картина Вероккио “Крещение”.
Три недели провел Леонардо в заточении, работая над картиной. Увидев творение, Вероккио сказал: ты как волшебник вдохнул жизнь в деревянную доску, ты меня...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.08.11 | Просмотров: 4296

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340