Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Пусть муки творчества станут радостью...
Автор(ы): Лепшая Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участияхотя бы в самой маленькой поисковой деятельности. (А.Н.Колмагоров) Этапы работы над проектом: Первый этап: ввод в проект. Рождение вдохновенного, творческого стремления, положительной мотивации. Формулирование темы, уточнение целей, вовлечение всех кто откликнулся. Второй этап: исследовательский. Каждый участник самостоятельно выстраивает свою часть общего дела. Прочитывается необходимая литература, дополнительные исследования. Третий этап: мини-проекты собираются в единый проект, осуществляется совместная деятельность всех групп, идёт режиссёрская работа, оформляется наглядность. Четвёртый этап: презентация проекта (чтение авторских произведений). Это праздник, который дарит вечную радость вдохновения. Пятый этап: рефлексия (анализ, самоанализ, рецензирование). Первый этап: ввод в проект. Рождение вдохновенного, творческого стремления, положительной мотивации. Формулирование темы, уточнение целей, вовлечение всех кто откликнулся. Цели проекта: - разностороннее, свободное, творческое развитие учащихся;
- воспитание человека, тонко чувствующего слово и способного освоить духовный и нравственный потенциал литературы;
- развитие интеллекта, креативного мышления и творческих способностей;
- формирование художественного вкуса, через сотворчество и сотрудничество. Способствование создания коллектива единомышленников.
Задачи проекта: - развивать в детях художественный вкус, языковую культуру, творческое начало, активное отношение к жизни и искусству;
- умение преподносить своё творчество;
- оформление своих работ;
- установление деловых контактов между учащимися школы;
- отработка навыков коллективного труда;
- отработка практических умений в написании стихов, проба пера;
- умение оценивать и анализировать свои и чужие работы.
Глава 1. Пробуждение интереса к поэзии. Убогость слова, по выражению известного педагога В.А. Сухомлинского, это убогость мысли ведет к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной, эстетической толстокожести. Любовь к слову, несомненно, принадлежит к тем чувствам, испытав которые однажды, человек проносит через всю жизнь. Лев Успенский в книге Слово о словах пишет: Если в мире есть вещи, достойные название чуда, то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них. Мы начали работу над этим проектом для того, чтобы проникнуться этим чувством, понять, как слово может соединять в себе высокое звучание и содержание с весёлым и остроумным смыслом. И поможет нам в этом проект, задания которого не просто интересны и занимательны, они учат любить и чувствовать слово, родной язык. А язык хорош уже тем, что без него у нас не было бы стихов. Поэзия делает жизнь полнее, выразительней, а нас - чувствительный к слову и красоте. Только тот взрослый способен к творческой деятельности, который в детстве познал необыкновенно сладкое чувство радости от того, что он что-то сделал своими руками или сам придумал, сам сочинил. Есть такая притча. Повстречал как-то прохожий трех рабочих - строителей и спросил каждого, что он делает. - Не видишь что ли, везу эту проклятую тачку, - был первый ответ. - Зарабатываю на хлеб себе и своей семье, - ответил второй рабочий. А третий радостно улыбнулся и ответил: Строю вот этот прекрасный белоснежный дворец. Для того чтобы воспитать в себе такое же отношение к труду, как у третьего работника, для этого нужен большой труд души и ума. Всё потом пригодится в жизни, во взрослой профессии - и навык творчества и владение творческими приёмами, и сознание радости от самого процесса созидательного труда, вне зависимости от вознаграждения за свой труд. Литературные задатки для писателя, поэта просто необходимы, но способности, даже малые, можно развивать, взращивать. Пробуждение интереса к поэзии поможет воспитать художественный вкус, языковую культуру, творческое, активное отношение к жизни и искусству. Второй этап: исследовательский. Каждый участник самостоятельно выстраивает свою часть общего дела. Прочитывается необходимая литература, дополнительные исследования. Глава 2. Ритм. Первая группа учащихся получила задание - дать определение ритма. Найти примеры ритмического звучания в жизни, подбор стихов с ярко выраженной ритмичностью. - Вы слышали когда-нибудь, как гремит барабан? - Трам-тара-там! - Трам-тара-там! Барабан слушает тех, кто дружит с ритмом. Обратите внимание, как маршируют солдаты? А послушайте стук своего сердца! Ритмично идут часы, бежит спортсмен. Ритм - это порядок. А где порядок, там и красота. Возьмем стихи. Они нравятся многим. Они складные: в них ударные и безударные слоги расположены не как попало, а по порядку, они чередуются. Вот это и есть ритм. Он-то и делает стихотворение складным, красивым. Переставьте в строке слова - и ритм теряется. Пропадет и красота. Глава 3. Рифма. Рифма, звучная подруга Вдохновенного досуга, Вдохновенного труда. Вторая группа ребят работала над созданием и поиском рифм. Они нашли интересное персидское сказание о происхождении рифмы в стихе, свидетельствующее о том, что рифма была порождена любовью. Сказание повествует о любви некоего Байрама и его рабыни Диларам, которая так любила своего повелителя, что на каждую его фразу отвечала словами, созвучными его словам и по звуку и по ритму, таким образом, оба стали говорить рифмованными стихами. Вот отсюда и пошло стихосложение. Может это ложь, а, может, правда? Важно одно: стихи надо писать с любовью, вкладывая в них свою восторженную чистую душу. Глава 4. Домашние стихи. Буриме. Третья группа работала над определением домашних стихов. Буриме - это веселая разновидность эхо из разряда развлечений. Все знают, что рифма в творчестве играет большую роль, но если эту роль рифм выделить умышленно, как специальное задание, то и получится буриме. Сочинять подобные стихи - очень непростая задача и не сразу может получиться, но если очень захотеть, постараться, вложить душу, проявить выдумку, то должно получиться очень трогательно. ЭХО Ты скажи, ответь нам, эхо, Но серьезно, но без смеха, Что рыбак в реке ловил?! - : ил! - : ил? - : ил! - : ил? Оставь ты эту шутку! - : утку? - :утку! Глава 5. Акростих. Четвёртая группа работала над определением и созданием стихов - акростихов (от греческого akros - находящийся с краю, крайний). Акростихом называется стихотворение, каждая строчка которого начинается на определенную букву. Этот способ процветал в античной поэзии, процветал в эпоху Возрождения, был очень моден в XVII веке. Елка, помнишь, под травой Жил в траве приятель твой И гулял в иголочках, К
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1557
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|