Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Применение модульной технологии на уроках истории на примере урока по теме Русский национальный характер - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Применение модульной технологии на уроках истории на примере урока по теме Русский национальный характер


Автор(ы): Петруханова Юлия Борисовна, ведущий специалист


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Проект урока
1. Характеристика темы:
Тема может рассматриваться как часть обществоведческого курса и как часть курса “История мировых цивилизаций”. Она имеет важное значение для изучения особенностей и характерных черт Российской цивилизации. Работа ведётся с опорой на ранее полученные знания по различным гуманитарным дисциплинам: истории, обществознанию, литературе, а также с опорой на собственный жизненный опыт учащихся и требует от них умений и навыков по работе с документами и литературными источниками.
2. Система целей к уроку:
Общедидактическая цель (ОДЦ): Приобретение новых знаний с использованием ранее изучаемого материала, выработка умений и навыков по их применению.
Триединая дидактическая цель (ТДЦ):
Образовательный аспект: дальнейшее формирование навыков самостоятельной работы с документами, и литературными источниками, опорным конспектом (технологической картой). Создание условий для усвоения нового материала на уровне:
а) знания: ключевых понятий, характеристик, различных подходов к изучаемой теме;
б) понимания: причин, особенностей и последствий изучаемых явлений;
в) применения: полученных знаний для осмысления дальнейшего исторического пути и решения проблемных задач.
Воспитательный аспект: создать условия для формирования коммуникативной культуры - умения работать в парах, группах, выслушивать и уважать мнения других. Кроме того, показать уникальность российской цивилизации и русского национального характера, гигантский потенциал русского народа, его особое место в историческом пути человечества.
Развивающий аспект: создать условия для развития логического мышления, речи, интеллектуальных умений. Развивать потребности и навыки совместного поиска ответа на вопрос. Формирование способности критически анализировать прошлое на основе самостоятельного изучения исторических источников, формулировать выводы и аргументировать собственную позицию, способствовать дальнейшему росту интереса к процессу познания.
Тип урока: урок изучения нового материала.
3. Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):
Общеклассная; групповая; парная; индивидуальная.
4. Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративные; частично-поисковые; проблемные; творческие.
Формы реализации методов: беседа, рассказ, самостоятельная работа.
Средства обучения: наглядные, дидактический материал, документы, технологическая карта.
5. Система контроля на уроке:
Cочетание контроля учителя, самоконтроля, взаимоконтроля.
6. Технологическая карта урока:
Тема:
Дана нам красота невиданная
И богатство неслыханное.
Это – Россия.
Но глупые дети всё растратили.
Это – РУССКИЕ.
(В.В. Розанов).
Учебные этапы. Деятельность ученика. Советы учителя.
УЭ – 0
Самоцелеполагание и целеполагание.
Задача этапа:
Чётко сформулировать тему и определить цели учебного занятия.
1. Вступительная беседа:Внимательно прочитайте два значения одного слова данные в словаре Ожегова:
– Совокупность всех психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении;
– Отличительное свойство, особенность, качество чего-нибудь.
Попробуйте определить, о чём идёт речь?
2. Работа в группах:
Составьте 3 вопроса, на которые необходимо ответить, чтобы получить представление о предмете нашего разговора.
3. Совместная работа в классе:
Назовите свои вопросы, когда подойдёт очередь вашей группы.


4. Работа в парах:
Сформулируйте тему нашего учебного занятия, исходя из тех целей, которые мы определили.
Примите активное участие в беседе. Не бойтесь высказывать свою точку зрения, каждое мнение важно!

Кратко зафиксируйте вопросы в тетради.
Внимательно слушайте вопросы других групп. При необходимости корректируйте свои записи.
Зафиксируйте тему в вашей технологической карте.
УЭ – 1.
Усвоение новых знаний.
Задачи этапа:
1) Определить смысл понятия “русский”;
2) Выявить основные черты и особенности русского национального характера.
3) Выяснить, какие факторы могли повлиять на формирование тех или иных черт русского характера.
1. Индивидуальная работа:Внимательно познакомьтесь с блоком информации №1,
выделите главную мысль;
попробуйте объяснить позицию учёного.
2. Совместная работа в классе:
Выскажите свою точку зрения.
3. Работа в группах:
Постарайтесь на основании вашего жизненного опыта перечислить черты характера, которыми наделён русский народ.
Выделите из них на ваш взгляд определяющую.
4. Совместная работа в классе:
Назовите выделенные вами черты, когда подойдёт очередь вашей группы.
5. Работа в группах:
Познакомьтесь с блоком информации №2:
распределите данную информацию на группы по различным факторам (сколько факторов – столько групп), дайте им название, запишите;
Попробуйте определить, какие черты русского характера будут формироваться под влияние каждого фактора, кратко зафиксируйте их в тетради.
6. Совместная работа в классе:
Поделитесь своими выводами перед классом:
Сколько групп у вас получилось?
Назовите их, перечисляя черты ими формируемые.
7. Индивидуальная работа:
Ознакомьтесь с блоком информации №3:
Приведите в соответствие географические и климатические условия с теми чертами личности, которые они формируют.
Проверьте себя, используя “ключ”.
Работая над заданием, держите в уме вопрос: Кого наши предки считали “русскими”?Свои ответы обосновывайте.
Свои ответы фиксируйте в тетради.





Постарайтесь построить работу наиболее рационально, работая, помните, что вы не должны мешать окружающим.

Будьте активными!
Проверяйте свои выводы, корректируйте записи.
Работайте самостоятельно.
УЭ – 2.
Усвоение новых знаний.
Задачи этапа:
1) Познакомиться с некоторыми наиболее характерными чертами русского народа.
1. Работа в группе:Прочитайте блок информации №4:
Попробуйте сделать вывод, о какой черте русского характера идёт речь?
2. Совместная работа в классе:
Поделитесь своими выводами, какие строки натолкнули вас на эту мысль?
3. Индивидуальная работа:
Поработайте с блоком информации №5:
Тем чертам, которые выделил Н. Бердяев, попробуйте найти противоположные, так же соответствующие русскому характеру.
Свои ответы фиксируйте.
4. Работа в группе:
Сверьте свои ответы, скорректируйте их, выберите лучшие.
5. Совместная работа в классе:
Поделитесь своими мыслями.
Проверьте себя, сверяя свои ответы с мыслями Бердяева.
Обратите внимание на общую мысль всех стихотворных отрывков.


Постарайтесь подобрать антонимы, но они должны соответствовать русскому характеру

УЭ – 3.
Усвоение новых знаний.
Задачи этапа:
1) Сравнить некоторые черты русского характера с чертами характера присущими другим народам.
2) Выяснить, какими мы кажемся в глазах иностранцев.
1. Работа в группах:Познакомьтесь с блоком информации №6:
Обсудите предложенную ситуацию;
Постарайтесь дать обоснованный ответ на вопрос: какая черта (черты) русского характера заставляет человека вести себя так, а не иначе.
2. Совместная работа в классе:
Поделитесь своими выводами.
3. Работа в группе:
Познакомьтесь с мнением о нас иностранцев на основании блока информации №7:
Какие черты русского характера они выделяют?
Что в нашем поведении кажется им странным? Почему?
Согласны ли вы с ними? Можете привести подтверждения на основании собственного опыта, литературы?
4. Совместная работа в классе:
Кратко передайте содержание вашего отрывка;
Познакомьте класс с теми выводами, которые вы сделали:
Что общего во всех рассуждения иностранцев?
Помните, что, работая в группе, вы не должны мешать окружающим.


Подготовьте выступление от группы, выберите, кто будет выражать ваше общее мнение?
УЭ – 4.
Подведение итогов.
Задачи этапа:
1) Подвести итоги самостоятельной и совместной деятельности.
1. Работа в группе:Опираясь на органы чувств человека, представьте себе символ России:
изобразите его в образе человека (это будет мужчина или женщина?);
цвет (какой цвет, по-вашему, может быть назван цветом России?);
какой литературный герой может стать символом русского человека?
2. Индивидуальная работа:
Подведите мысленный итог своей деятельности на данном учебном занятии.
Заполните “Оценочный листок”.
Работайте вместе, прислушиваясь к мнению друг друга.Т = 5.



Старайтесь быть объективными.
7. Мотивационная беседа (постановка проблемы):
УЭ – 0 – Вступительная беседа:
Характер слово, которое имеет как минимум два значения:
1) Характером могут обладать события, ситуации, процессы;
2) Характером наделен человек, каждый из нас. Каким может быть характер человека?
А что означают выражения: “английская чопорность”; “французская легкомысленность”; “немецкая педантичность”; “итальянская жизнерадостность”; “американский прагматизм”? Значит ли это, что существует понятие “национального характера”?
УЭ – 0 определение темы урока:
Слова нашего эпиграфа подобраны неслучайно. Только вдумайтесь: Россия великая страна, с гигантскими природными ресурсами. Почему же тогда мы все жалуемся на то, что живём хуже многих? Почему из века в век на протяжении столетий, русский человек преодолевает массу трудностей, которые создаёт себе сам? Так может русский религиозный философ Василий Розанов прав и дело действительно в нас? И мы - глупые дети, не умеющие применить себе во благо то, что имеем. Что делает нас такими? Возможно, причина кроется в русском национальном характере в том числе? Ответить на эти вопросы в течение одного урока невозможно, тем более решить поставленную проблему. Но обсудить её, что бы получить представление о предмете нашего разговора (а это русский национальный характер) вполне возможно. Что я и предлагаю вам сегодня сделать.
8. Задания:

№1.

В русском языке все народы обозначаются существительным, и только слово “русский” идёт как прилагательное. Почему? Дм. Ольшанский считает, что “…в своём политико-психологическом прошлом наша общность шла не путём чёткого выделения себя, а путём прежде всего определения других. Вот так когда-то и появились “немцы” “немы”, “немые”, т.е. не говорящие по-нашему. Остальные же из близких соседей, кто изначально, а кто и постепенно, с течением времени и расширением собственной государственности колониальной экспансии считались “нашими”, “русскими”.
№2.
1) Н. Бердяев: “…в душе русского народа остаётся сильный природный элемент, связанный с необъятностью русской земли, с безграничностью русской равнины. У русских “природа”, стихийная сила, сильнее, чем у людей западных…”
2) Н. Бердяев: “Необъятность русской земли, отсутствие границ и приделов выразились в строении русской души. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремлённость в бесконечность, широта…Можно было бы сказать, что русский народ пал жертвой необъятности своей земли, своей природной стихийности”.
3) Н. Бердяев: “…Русская душа подавлена необъятными русскими полями и необъятными русскими снегами, она утопает и растворяется в этой необъятности”.
4) И. Ильин: “Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой, захватывающей, с глубокой зимой и раскаленным летом, с безнадёжной осенью и бурною, страстною весною. Она погрузила нас в эти колебания, растворила с ними, заставила нас жить их властью и глубиной… И души наши глубоки и буреломны, разливны и бездомны, и научились во всём идти до конца и не бояться смерти…”
5) И Ильин: “Россия одарила бескрайними просторами, ширью равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в лёгкий далёкий путь. И просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и лёгкость, каких нет у других народов. Русскому духу присуща духовная свобода, внутренняя ширь”.
6) Г. Федотов: “Славяне, финны, тюрки – всё отложилось в русской душе”.
7) Л. Карсавин: “…Преимущество восточного христианства перед западным заключается в полноте и чистоте хранимого им предания… Недостаточность же православия в том, что оно только хранит, не раскрывая и не развивая потенций хранимого…” Карсавин отмечал, что русский человек стремится делать всё во имя чего-то абсолютного, “идеального”. Ради идеала он готов пожертвовать всем, но если усомнится в его существовании, то становится равнодушным, впадает в апатию.
8) М. Волошин:
Эх, не выпить до дна нашей воли,
Не связать нас в единую цепь!
Широко наше Дикое поле,
Глубока наша скифская степь.
№3.
1. а) Бескрайность, безграничность пейзажа формирует такие качества, как широта души, лёгкость передвижения, любовь к во...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.08.12 | Просмотров: 1729

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340