Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Применение модульной технологии на уроках истории на примере урока по теме Русский национальный характер
Автор(ы): Петруханова Юлия Борисовна, ведущий специалист
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Проект урока 1. Характеристика темы: Тема может рассматриваться как часть обществоведческого курса и как часть курса “История мировых цивилизаций”. Она имеет важное значение для изучения особенностей и характерных черт Российской цивилизации. Работа ведётся с опорой на ранее полученные знания по различным гуманитарным дисциплинам: истории, обществознанию, литературе, а также с опорой на собственный жизненный опыт учащихся и требует от них умений и навыков по работе с документами и литературными источниками. 2. Система целей к уроку: Общедидактическая цель (ОДЦ): Приобретение новых знаний с использованием ранее изучаемого материала, выработка умений и навыков по их применению. Триединая дидактическая цель (ТДЦ): Образовательный аспект: дальнейшее формирование навыков самостоятельной работы с документами, и литературными источниками, опорным конспектом (технологической картой). Создание условий для усвоения нового материала на уровне: а) знания: ключевых понятий, характеристик, различных подходов к изучаемой теме; б) понимания: причин, особенностей и последствий изучаемых явлений; в) применения: полученных знаний для осмысления дальнейшего исторического пути и решения проблемных задач. Воспитательный аспект: создать условия для формирования коммуникативной культуры - умения работать в парах, группах, выслушивать и уважать мнения других. Кроме того, показать уникальность российской цивилизации и русского национального характера, гигантский потенциал русского народа, его особое место в историческом пути человечества. Развивающий аспект: создать условия для развития логического мышления, речи, интеллектуальных умений. Развивать потребности и навыки совместного поиска ответа на вопрос. Формирование способности критически анализировать прошлое на основе самостоятельного изучения исторических источников, формулировать выводы и аргументировать собственную позицию, способствовать дальнейшему росту интереса к процессу познания. Тип урока: урок изучения нового материала. 3. Формы организации познавательной деятельности (ФОПД): Общеклассная; групповая; парная; индивидуальная. 4. Методы обучения: Объяснительно-иллюстративные; частично-поисковые; проблемные; творческие. Формы реализации методов: беседа, рассказ, самостоятельная работа. Средства обучения: наглядные, дидактический материал, документы, технологическая карта. 5. Система контроля на уроке: Cочетание контроля учителя, самоконтроля, взаимоконтроля. 6. Технологическая карта урока: Тема: Дана нам красота невиданная И богатство неслыханное. Это – Россия. Но глупые дети всё растратили. Это – РУССКИЕ. (В.В. Розанов). Учебные этапы. | Деятельность ученика. | Советы учителя. | УЭ – 0 Самоцелеполагание и целеполагание. Задача этапа: Чётко сформулировать тему и определить цели учебного занятия. | 1. Вступительная беседа:Внимательно прочитайте два значения одного слова данные в словаре Ожегова: – Совокупность всех психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; – Отличительное свойство, особенность, качество чего-нибудь. Попробуйте определить, о чём идёт речь? 2. Работа в группах: Составьте 3 вопроса, на которые необходимо ответить, чтобы получить представление о предмете нашего разговора. 3. Совместная работа в классе: Назовите свои вопросы, когда подойдёт очередь вашей группы. 4. Работа в парах: Сформулируйте тему нашего учебного занятия, исходя из тех целей, которые мы определили. | Примите активное участие в беседе. Не бойтесь высказывать свою точку зрения, каждое мнение важно! Кратко зафиксируйте вопросы в тетради. Внимательно слушайте вопросы других групп. При необходимости корректируйте свои записи. Зафиксируйте тему в вашей технологической карте. | УЭ – 1. Усвоение новых знаний. Задачи этапа: 1) Определить смысл понятия “русский”; 2) Выявить основные черты и особенности русского национального характера. 3) Выяснить, какие факторы могли повлиять на формирование тех или иных черт русского характера. | 1. Индивидуальная работа:Внимательно познакомьтесь с блоком информации №1, – выделите главную мысль; – попробуйте объяснить позицию учёного. 2. Совместная работа в классе: Выскажите свою точку зрения. 3. Работа в группах: Постарайтесь на основании вашего жизненного опыта перечислить черты характера, которыми наделён русский народ. Выделите из них на ваш взгляд определяющую. 4. Совместная работа в классе: Назовите выделенные вами черты, когда подойдёт очередь вашей группы. 5. Работа в группах: Познакомьтесь с блоком информации №2: – распределите данную информацию на группы по различным факторам (сколько факторов – столько групп), дайте им название, запишите; – Попробуйте определить, какие черты русского характера будут формироваться под влияние каждого фактора, кратко зафиксируйте их в тетради. 6. Совместная работа в классе: Поделитесь своими выводами перед классом: – Сколько групп у вас получилось? – Назовите их, перечисляя черты ими формируемые. 7. Индивидуальная работа: Ознакомьтесь с блоком информации №3: – Приведите в соответствие географические и климатические условия с теми чертами личности, которые они формируют. – Проверьте себя, используя “ключ”. | Работая над заданием, держите в уме вопрос: Кого наши предки считали “русскими”?Свои ответы обосновывайте. Свои ответы фиксируйте в тетради. Постарайтесь построить работу наиболее рационально, работая, помните, что вы не должны мешать окружающим. Будьте активными! Проверяйте свои выводы, корректируйте записи. Работайте самостоятельно. | УЭ – 2. Усвоение новых знаний. Задачи этапа: 1) Познакомиться с некоторыми наиболее характерными чертами русского народа. | 1. Работа в группе:Прочитайте блок информации №4: Попробуйте сделать вывод, о какой черте русского характера идёт речь? 2. Совместная работа в классе: Поделитесь своими выводами, какие строки натолкнули вас на эту мысль? 3. Индивидуальная работа: Поработайте с блоком информации №5: – Тем чертам, которые выделил Н. Бердяев, попробуйте найти противоположные, так же соответствующие русскому характеру. – Свои ответы фиксируйте. 4. Работа в группе: Сверьте свои ответы, скорректируйте их, выберите лучшие. 5. Совместная работа в классе: – Поделитесь своими мыслями. – Проверьте себя, сверяя свои ответы с мыслями Бердяева. | Обратите внимание на общую мысль всех стихотворных отрывков. Постарайтесь подобрать антонимы, но они должны соответствовать русскому характеру | УЭ – 3. Усвоение новых знаний. Задачи этапа: 1) Сравнить некоторые черты русского характера с чертами характера присущими другим народам. 2) Выяснить, какими мы кажемся в глазах иностранцев. | 1. Работа в группах:Познакомьтесь с блоком информации №6: – Обсудите предложенную ситуацию; – Постарайтесь дать обоснованный ответ на вопрос: какая черта (черты) русского характера заставляет человека вести себя так, а не иначе. 2. Совместная работа в классе: Поделитесь своими выводами. 3. Работа в группе: Познакомьтесь с мнением о нас иностранцев на основании блока информации №7: – Какие черты русского характера они выделяют? – Что в нашем поведении кажется им странным? Почему? – Согласны ли вы с ними? Можете привести подтверждения на основании собственного опыта, литературы? 4. Совместная работа в классе: – Кратко передайте содержание вашего отрывка; – Познакомьте класс с теми выводами, которые вы сделали: Что общего во всех рассуждения иностранцев? | Помните, что, работая в группе, вы не должны мешать окружающим. Подготовьте выступление от группы, выберите, кто будет выражать ваше общее мнение? | УЭ – 4. Подведение итогов. Задачи этапа: 1) Подвести итоги самостоятельной и совместной деятельности. | 1. Работа в группе:Опираясь на органы чувств человека, представьте себе символ России: – изобразите его в образе человека (это будет мужчина или женщина?); – цвет (какой цвет, по-вашему, может быть назван цветом России?); – какой литературный герой может стать символом русского человека? 2. Индивидуальная работа: – Подведите мысленный итог своей деятельности на данном учебном занятии. – Заполните “Оценочный листок”. | Работайте вместе, прислушиваясь к мнению друг друга.Т = 5. Старайтесь быть объективными. | 7. Мотивационная беседа (постановка проблемы): УЭ – 0 – Вступительная беседа: Характер – слово, которое имеет как минимум два значения: 1) Характером могут обладать события, ситуации, процессы; 2) Характером наделен человек, каждый из нас. Каким может быть характер человека? А что означают выражения: “английская чопорность”; “французская легкомысленность”; “немецкая педантичность”; “итальянская жизнерадостность”; “американский прагматизм”? Значит ли это, что существует понятие “национального характера”? УЭ – 0 определение темы урока: Слова нашего эпиграфа подобраны неслучайно. Только вдумайтесь: Россия великая страна, с гигантскими природными ресурсами. Почему же тогда мы все жалуемся на то, что живём хуже многих? Почему из века в век на протяжении столетий, русский человек преодолевает массу трудностей, которые создаёт себе сам? Так может русский религиозный философ Василий Розанов прав и дело действительно в нас? И мы - глупые дети, не умеющие применить себе во благо то, что имеем. Что делает нас такими? Возможно, причина кроется в русском национальном характере в том числе? Ответить на эти вопросы в течение одного урока невозможно, тем более решить поставленную проблему. Но обсудить её, что бы получить представление о предмете нашего разговора (а это русский национальный характер) вполне возможно. Что я и предлагаю вам сегодня сделать. 8. Задания: №1. В русском языке все народы обозначаются существительным, и только слово “русский” идёт как прилагательное. Почему? Дм. Ольшанский считает, что “…в своём политико-психологическом прошлом наша общность шла не путём чёткого выделения себя, а путём прежде всего определения других. Вот так когда-то и появились “немцы” – “немы”, “немые”, т.е. не говорящие по-нашему. Остальные же из близких соседей, кто изначально, а кто и постепенно, с течением времени и расширением собственной государственности колониальной экспансии считались “нашими”, “русскими”. №2. 1) Н. Бердяев: “…в душе русского народа остаётся сильный природный элемент, связанный с необъятностью русской земли, с безграничностью русской равнины. У русских “природа”, стихийная сила, сильнее, чем у людей западных…” 2) Н. Бердяев: “Необъятность русской земли, отсутствие границ и приделов выразились в строении русской души. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремлённость в бесконечность, широта…Можно было бы сказать, что русский народ пал жертвой необъятности своей земли, своей природной стихийности”. 3) Н. Бердяев: “…Русская душа подавлена необъятными русскими полями и необъятными русскими снегами, она утопает и растворяется в этой необъятности”. 4) И. Ильин: “Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой, захватывающей, с глубокой зимой и раскаленным летом, с безнадёжной осенью и бурною, страстною весною. Она погрузила нас в эти колебания, растворила с ними, заставила нас жить их властью и глубиной… И души наши глубоки и буреломны, разливны и бездомны, и научились во всём идти до конца и не бояться смерти…” 5) И Ильин: “Россия одарила бескрайними просторами, ширью равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в лёгкий далёкий путь. И просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и лёгкость, каких нет у других народов. Русскому духу присуща духовная свобода, внутренняя ширь”. 6) Г. Федотов: “Славяне, финны, тюрки – всё отложилось в русской душе”. 7) Л. Карсавин: “…Преимущество восточного христианства перед западным заключается в полноте и чистоте хранимого им предания… Недостаточность же православия в том, что оно только хранит, не раскрывая и не развивая потенций хранимого…” Карсавин отмечал, что русский человек стремится делать всё во имя чего-то абсолютного, “идеального”. Ради идеала он готов пожертвовать всем, но если усомнится в его существовании, то становится равнодушным, впадает в апатию. 8) М. Волошин: Эх, не выпить до дна нашей воли, Не связать нас в единую цепь! Широко наше Дикое поле, Глубока наша скифская степь. №3. 1. | а) Бескрайность, безграничность пейзажа формирует такие качества, как широта души, лёгкость передвижения, любовь к во...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.08.12 | Просмотров: 1729
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|