Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Этапы развития самоуправленческих способностей учащегося - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Этапы развития самоуправленческих способностей учащегося


Автор(ы): Пономаренко Ирина Васильевна, зам. директора по ВР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Развитие самоуправленческих способностей ребенка является одним из основных условий формирования личности. Этот процесс непрерывный, длительный и индивидуальный. В отличие от способностей специальных, которые создают возможность для успешного определенного вида деятельности, самоуправление - способность универсальная, присущая в той или иной мере каждому человеку . Специальные способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способности к самоуправлению зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений. Н.Коупленд отмечал, что «обычный человек использует только десять процентов своих физических и умственных способностей. Разница между той силой, которую он использует, и той, которая действительно имеется в его распоряжении, - это разница между тем, что он есть, и тем, кем он может быть.»
Поэтому роль любой педагогической системы заключается именно в том, чтобы помочь учащемуся непрерывно и целенаправленно развивать и совершенствовать способность управлять своей индивидуальной деятельностью, что предполагает:
  • способность ставить индивидуальные цели и работать над ними в плане конкретности и достижимости;
  • способность вычленять главное и логически выстраивать задачи с учетом их взаимодействия и соподчинения;
  • способность работать с информацией необходимой для достижения целей;
  • способность логически выстраивать деятельность и распределять события и действия во времени;
  • способность прогнозировать характер протекания процесса, предполагать возможные проблемы и трудности, находить пути их решения и устранения;
  • способность анализировать и оценивать результат своей деятельности.
Однако, исходя из того, что обучение – это передача индивидуального опыта, необходимо, чтобы человек, передающий этот опыт, сам обладал самоуправленческими способностями; умел эффективно организовывать обратные связи; учитывал возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Каждый возрастной период синзетивен для формирования определяющих качеств личности и усвоения необходимой информации, необходимых для развития способности к самоуправлению индивидуальной деятельностью.
Младший школьный возраст
Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью. Образно это состояние можно назвать «созерцательная любознательность». Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия.
Мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактному. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - напоминает К.Д.Ушинский, призывая опираться в начальной школе на эти особенности детского мышления.
Память младшего школьника имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Лучше запоминается материал интересный, яркий. Однако ученику начальной школы трудно распорядиться своей памятью и подчинить ее целям обучения.
Исходя из психологической характеристики этого возраста, можно сделать вывод, что данный период сензитивен для формирования положительного эмоционального отношения к познавательной деятельности и для обучения саморегуляции.
Если рассматривать саморегуляцию как способность учащегося управлять собственным состоянием и поведением, то она является первой ступенькой к развитию самоуправления. По причине слабо развитой саморегуляции младший школьник затрудняется принять и удержать в памяти учебную задачу, самостоятельно наметить способ выполнения и получить определенный результат.
Очень важна для младшего школьника доступность целей. Деятельность, направленная на решение доступных для учащегося задач, приобретает целенаправленность. Решаемая задача, создавая объективную возможность успеха, заставляет ребенка мобилизовать силы для достижения цели, проявить организованность, терпение, настойчивость.
Стремление к яркому и необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытать двигательную активность естественно удовлетворяется в игре, как наиболее понятному и привычному виду деятельности.
В связи с этим уместно разобраться в весьма эффективной игровой технике.
Все виды игр можно разбить на две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а так же разными формами активности ребенка.
I – группа – это обучающие или как принято называть дидактические игры, в которой взрослый обозначает цель, обуславливает правила, дает фиксированную программу действий для достижения результата. Чаще всего они направлены на усвоение определенной информации.
II – группа – это игры, где педагог или консультант принимает косвенное участие, как в их подготовке, так и в их проведении. Активность ребенка, при этом, имеет инициативный, творческий характер. В этом случае цель, развитие замысла игры, выбор эффективных способов достижения задач становится прерогативой самого ученика. В этой группе игр создаются условия для проявления инициативы, которая может рассматриваться педагогом как обратная связь несущая последнему информацию об уровне развитости самоуправленческих способностей, уровне интеллекта, ценностных ориентация, о познавательном и социальном опыте участника.
Ситуация поиска решения возникших в процессе игры проблем, естественным образом, повышает познавательную активность учащегося и способствует самостоятельному моделированию индивидуальной деятельности.
Именно поэтому появляется необходимость создания таких познавательных и обучающих игровых программ, которые бы способствовали активизации самоуправленческой активности, то есть ставили ребенка в ситуацию выбора путей и средств достижения цели, способствовали появлению потребности добиваться конкретного, осознанного результата индивидуальной деятельности, требующей определенных интеллектуальных затрат.
В этом возрасте очень важно развитие речевых навыков. Умение сформулировать и объяснить свою позицию себе и окружающим повышает самооценку учащегося и способствует развитию коммуникативных качеств.
В начальной школе ребенок еще очень зависим от взрослого. Поэтому огромную роль в развитии самоуправленческих способностей играют взаимоотношения с педагогом. Очень часто доминирование в диалоге учителя ставит учащегося в ситуацию подчиненности, лишает возможности высказывать свою точку зрения, анализировать свои поступки, мысли и деятельность.
В развитии самоуправленческих способностей учащегося серьезную роль может сыграть «Дневник достижений», с помощью которого младший школьник будет учиться самостоятельной работе с информацией.

Дневник достижений (начальная школа)

хочу узнать, научиться, применить где найти? кто поможет? что делать? (порядок действий) узнал, научился, применил отношение
Не трудно увидеть, что в этом дневнике ребенок будет ставить индивидуальные цели, выбирать средства, планировать, контролировать и анализировать свою деятельность, но эти действия есть ни что иное, как реализация функций управленческого цикла.
Таким образом, в начальной школе важно:
  • развивать способность учащегося к саморегуляции;
  • расширить его информационное поле об окружающем мире, то есть о физических, социальных, духовных явлениях;
  • формировать положительную мотивацию к познанию, через изучение сферы его интересов, врожденных интеллектуальных способностей и потребностей;
  • развивать коммуникативные способности (письменное и устное изложение своих мыслей, чувств и желаний, культура общения и речи);
  • создавать условия для самостоятельной работы ученика с информацией.
  • применять соответствующие возрастным особенностям ребенка педагогические технологии.

Средний школьный возраст


В подростковом возрасте возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, поэтому для подростка характерна повышенная возбудимость.
Восприятие более целенаправленно, планомерно и организовано. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту.
Внимание избирательно: интересные дела очень увлекают подростка, он может долго сосредотачиваться на одном материале или явлении.
Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению. Мышление подростка приобретает новую черту – критичность (основа для контроля и самоконтроля). Он не опирается слепо на авторитет учителя или другого носителя педагогической информации, он стремится иметь свое собственное мнение, видение, отношение; склонен к спорам и возражениям.
Средний школьный возраст – наиболее благоприятен для развития творческого потенциала.
В речи заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Это говорит о том, что в общении и обучении педагогу необходимо как можно чаще применять равноправный диалог. Тогда занятия, независимо от того индивидуальные они или коллективные, будут направлены не на информирование подростка, а на обмен информацией по рассматриваемому вопросу.
Социальные потребности преобладают над познавательными, поэтому этот возраст синзетивен для формирования «персонального лидерства», то есть способности к самопознанию и самоопределению.
Чтобы не упустить возможности данного периода, психологи советуют предлагать учащемуся решать проблемные задачи, сравнивать, вычленять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости предметов и явлений, но эти мыслительные действия есть ни что иное, как элементы системного анализа.
В средней школе, где ребенок достигает подросткового возраста и пытается занять определенную социальную нишу среди сверстников, появляется необходимость ориентироваться на организацию групповой деятельности в образовательном процессе. Группа-сообщество – необходимое условие для одновременно и социализации и индивидуализации ученика. Условия групповой работы позволяют последнему более адекватно оценивать и анализировать результаты своей мыслительной и практической деятельности. Группа также создает более комфортные психологические условия: помогает повышению самооценки, расширяет личностный опыт, позволяет пополнить свой интеллектуальный багаж путем обмена информацией по обсуждаемому вопросу в условиях равноправного диалога. И конечно, для работы в группе учащимся необходимо иметь способности к управлению индивидуальной и групповой деятельностью. Происходит разделение ответственности с лидером (педагогом). Группа создает модель руководства, основанную на сотрудничестве и партнерстве, где цели, планы, формы и содержание работы определяются совместными усилиями педагога и учащихся. Традиционное взаимодействие, которое организовано на классическом уроке меняется на открытые эвристические отношения, на неформальное обсуждение проблем и рефлексию.
Группа – это команда, для которой характерны:
  • ответственность за совместный результат и за самих себя;
  • развитие индивидуального и общего интереса к исследовательской работе;
  • становление способности деятельностной оценки и качественной публичной экспертизы;
Группа работает как обучающая лаборатория:
  • удовлетворяет потребности своих членов;
  • предлагает новые идеи и подходы к решению познавательных задач;
  • предполагает возможность выбора;
  • поощряет исследовательские подходы к поставленным проблемам;
  • разрабатывает предложения, высказанные участниками;
  • координирует организацию деятельности;
  • оценивает процесс и перспективы продвижения;
  • побуждает к использованию накопленного опыта;
  • способствует принятию компромиссных решений;
  • ставит каждого в позицию руководителя на определенном этапе или при решении определенной задачи.
В конечном счете, группа помогает учащемуся в его стремлении самостоятельно решать свои проблемы.
Параллельно продолжается работа по активизации самоуправленческой деятельности через «Дневник достижений».
Дневник достижений (средняя школа)
Цель План действий Достижения Анализ достижений
Направление Время
Исходя из выше изложенного, можно определить и основную задачу средней школы, которая заключается в том, чтобы способствовать формированию у подростка «персонального лидерства», то есть способности определять жизненные и профессиональные долгосрочные цели, убедительно и доказательно обосновывать свой выбор. Для этого ему необходимо проделать, достаточно интересную работу, которая заключается в следующем:
  • изучение своей ментальности, личностной характеристики, своих способностей и возможностей;
  • получение информации о соответствующих личностным интересам и ценностной ориентации проф...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.08.12 | Просмотров: 1586

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340