Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок географии и экономики по теме: Мировое хозяйство - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Интегрированный урок географии и экономики по теме: Мировое хозяйство


Автор(ы): Черепанова Людмила Петровна, учитель географии и экономики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • Повторить:
    – типы стран по уровню развития производительных сил и производственных отношений;
    – условия специализации.
  • Изучить:
– мировое хозяйство;
– международное разделение труда;
– задачи и место России в международном разделении труда.
Форма проведения: групповая работа с элементами деловой игры.
Оборудование: “Политическая карта”, таблицы (типы стран, этапы развития общества, условия специализации, задачи разных типов стран), бумага, скрепки, степлер, 2 ножницы, иголки.
ХОД УРОКА
1. Деловая игра “Книжная фабрика”
Моделируется производство книг при различных способах организации производства (ручной труд, ручной труд и разделение труда и машинное производство). Для выполнения этих задач класс делится на группы и каждая группа представляет собой издательскую компанию. Часть группы получает скрепки, иголки, бумагу ножницы и вводят разделение труда. И последние группы получают бумагу, ножницы и степлеры, т.е. разделение труда и механизация.
Задача: каждая группа должна изготовить книжку из 8 листов, пронумеровать листы и подписать название фирмы.
Подведение итогов.
Доска:
  1. Фирма. Индивидуальный ручной труд.
  2. Фирма. Мануфактура (улучшение орудий труда) разделение труда.
  3. Фирма. Машинное производство, разделение труда.
Вопросы для обсуждения.
– Почему менялось количество произведенной продукции?
Предполагаемые ответы:
  1. Повышалась капиталовооруженность:
    • игла, скрепки;
    • игла, скрепки, ножницы;
    • ножницы, степлер.
  2. Совершенствовались производственные отношения: от индивидуального труда к разделению труда и специализации.
  3. Возрастали производительные силы общества:
    • специализация трудовых ресурсов;
    • механизация (капитал).
2. Международная специализация
– Данные явления мы можем наблюдать на примере одного предприятия, в рамках государства и всего мирового хозяйства.
Но далеко не одновременно на очередную ступеньку в развитии производительных сил вступают государства. Их эволюционный путь, как вы знаете, лежит от присваивающего хозяйства к аграрному, от аграрного к индустриальному и затем к постиндутриальному обществу. Но независимо от того кто на какой ступеньке находится, все они входят в состав мирового хозяйства и имеют свою специализацию.
Мировое хозяйство – это система взаимосвязанных национальных хозяйств, в основе которой лежит международное разделение труда, различные экономические и политические отношения.
Таким образом, специализация оказалась главным способом повышения производительности труда, как для отдельно взятого человека, для предприятия, так и для страны.
Вопрос к группам:
– При каких условиях складывается специализация?
Результаты работы:
  1. Производство данной продукции обходится дешевле чем в других странах.
  2. Продукция может выпускаться в большем объеме, чем необходимо для удовлетворения внутренних потребностей.
  3. Выпуск такой продукции надолго обеспечен ресурсами и условиями.
  4. Есть потребность в данной продукции.
3. Типы стран
– Вы знаете, что страны можно разделить по характеру специализации на группы: 1-ю, где большую роль играют природные условия и ресурсы и 2-ю, где основу специализации определяет высокий уровень развития производительных сил, что не мешает и им выходить на международный рынок с сырьем, например, Канада, Австралия, США и др.
Помимо деления по уровню развития производительных сил на развитые и развивающие, деление проводится по типам экономических систем, т.е. по особенностям производственных отношений.
Типы стран современного мира
Группы стран по уровню экономического развития Типы экономических систем (по особенностям производственных отношений)
    1. Форма собственности.
    2. Что производить?
    3. Как производить?
    4. Для кого производить?
Традиционная Командная Рыночная Смешанная
Промышленно развитые страны США, Япония, Германия и другие страны ОЭСР
Развивающиеся страны Некоторые страны Африки и Азии Куба, Северная Корея Некоторые страны Латинской Америки, Африки и Азии Индия, Мексика, Бразилия, Чили и другие
Постсоциалистические страны
4. Место России в международном сообществе
– Для того, чтобы определить место России в классификации по типу производственных отношений и типу развития производительных сил, нам необходимо проанализировать их особенности и задачи.
Характеристика экономических систем (работа с учащимися):


    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.08.13 | Просмотров: 1514

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340