Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО
Реконструкция обряда Русская свадьба. Комплексный проект
Автор(ы): Самойлова Елена Александровна, учитель технологии; Вольф Ирина Гуговна, учитель МХК
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Традиционный обряд и фольклор, долгое время остававшиеся не востребованными, удивительным образом сохранились в народной памяти. Москва является огромным мегаполисом, поэтому было решено за основу проведения свадебного обряда принять обряд среднесеверорусский с чётко выраженным и устойчивым комплексом действий, определёнными участниками и разработанным фольклорным циклом, конца XIX начала XX века. Тема возрождения русских традиций является особо актуальной в современных условиях быстрой смены культурных ориентиров, американизации и коммерциализации искусства. Поэтому обращение к народным истокам, изучение исконно-народного фольклора и традиционных обрядов помогает учащимся в собственной социализации. Тип проекта: интегрированный (Технология и МХК), комплексный, ролевой, творческий, ознакомительно-ориентированный (информационный), практико-ориентированный, культуроведческий, музыкальный, межпредметный, долгосрочный, групповой, исследовательский. Цели проекта: - Сформировать представление о народной художественной культуре.
- Разработать и создать атрибуты для проведения обряда свадьбы.
- Пробудить интерес к народному искусству.
- Приобщить детей разных национальностей к российской культуре, воспитание гражданственности и патриотизма в отношении России и Москвы как своей гражданской Родины.
Проблема: - реконструкция обряда русская свадьба;
- повышение интереса к истории народа и фольклору в современных условиях.
Задачи проекта: развитие познавательных навыков; развитие индивидуальности, творческих способностей личности; умение самостоятельно конструировать свои знания; ориентация в информационном пространстве; через предметный мир осмыслить и полюбить художественную культуру народа; развитие интереса к народному искусству, формирование художественного вкуса; сохранение и преемственность традиций в условиях массового промышленного производства товаров, лишённых самобытного национального отпечатка; трудовое воспитание и нравственное воспитание; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине; этнохудожественное воспитание детей; организация коллективной работы над проектом с учётом возрастной разницы учащихся и творческих способностей. СЦЕНАРИЙ. Участники: Со стороны жениха: Сваха, Дружка, поезжане. Со стороны невесты: Отец, Мать, подруги-подголосицы. Тысяцкий – почётное лицо на свадьбе. Зрители – глядельщики. Ведущий I (В1): Свадьба представляет собой комплекс обрядов, совершавшихся в определённой последовательности по установленному традицией сценарию. Ведущий II (В2): Юношам и девушкам до свадьбы полагалось погулять, участвуя в молодёжных развлечениях. Игровая хороводная “Ходит царь”. Шуточная песня “Комара женить не будем”. СВАТОВСТВО. В1: Основной формой заключения брака была свадьба сватовством. В2: Для сватовства выбирали лёгкие дни недели: воскресенье, вторник, четверг и субботу, избегая постных дней. Наиболее подходящим были вечер и даже ночь, время выхода и путь держали в тайне. В1: Выезжали “через зады” - через огород, задний двор. Ехали не прямо, а с объездами, не отвечая на вопрос, куда едут. Перед отъездом опутывали вожжами стол или печную трубу, чтобы удачно “опутать” невесту, т.е. склонить её к согласию. В2: Можно было обвязать кушаком четыре ножки стола, чтобы лучше “вязалась” свадьба. В спину свахи полагалось кинуть специально подготовленный старый лапоть. В1: Сваты наряжались в праздничную одежду. Сваха покрывалась большой шалью, независимо от времени года одевала валенки, шубу, подпоясывалась кушаком. Непременной принадлежностью свахи была палка, кочерга или сковородник, т.е. пришла с целью “выгрести” девку. В2: Сваха брала с собой кусок рыболовной сетки – “Чтоб невеста была поймана как рыбка”. В1: Приход сватов в дом невесты обставлялся множеством магических действий: сваха соскакивала с повозки и бегом направлялась в избу, чтобы родители невесты так же скоро склонились бы на её сватовство. В2: Войдя во двор, сваха отыскивала ступку, в которой девушка толкла лён и трижды оборачивала её вокруг себя, чтобы хозяйка ступы трижды была обведена вокруг аналоя, т.е. повенчана. В1: Войдя в дом сваха ударяла пятою в порог, чтобы невеста “не попятилась”. Сваха: Колотим о порог, чтобы нам не говорили поперёк! Нога моя стой твёрдо и крепко И слово моё твёрдо и метко Что задумано, то исполнится! В2: Помолясь Богу и поздоровавшись с хозяевами, сваты приступали к переговорам. Вели переговоры стоя, чтобы невеста не засиделась в девках. Иногда сваху сажали на длинную лавку под матицу. Отец невесты: Поставь-ка, хозяйка, самовар! А вы, гости, проходите. Сваха: Не сидеть мы приехали, а за добрым делом, за сватовством. Мы слышали, у вас есть товар, а у нас покупатель-купец на тот товар. Будем роднёй! Отец: Бог вас спасёт, что и нас из людей не выкинули. Сваха: У нас парень хороший и дом у него добротный. Ворота стекольчатые, вереи точёные, Столбы позолоченные, подворотья серебряные, мосты калиновые. В хлеву скотина, есть корова, есть кони, хозяйство всё: и кадушки с маслом и холсты. Отец: Не один день дочь растили, чтобы враз отдать. Сваха: На нашем-то Петре голубой кафтан, Голубой кафтан, шляпа чёрная С алыми лентами, с позументами. У Петра-то кудри завиты! Отец: Дочку замуж выдать – не пирог испечь! Сваха: Нам нужен человек, а не платье. Было бы тело, а платье сам делай! Отец: Она у нас славутная – и красавица, и умна, и с житием хорошим. Червона наша кралечка, налитое сладко яблочко, Подходка-то павлиная, ещё и речь лебединая. Приказом отвечаю! Вот вам залог – шёлковый платок. УСЛОВКА. В1: Получив согласие родителей (приказ отца) и самой невесты (шёлковый платок жениху), сваты собирались на условку или сговорку. С неё начиналась подготовка к свадьбе. В2: В назначенный день в дом невесты отправлялись жених, его родители, крёстные и кто-то из близкой родни, сваха. Встреча носила деловой характер, особого угощения не предусматривалось. Договаривались о дне рукобития и обсуждали все опросы, связанные со свадьбой. Сваха: На какой день с попом договариваться будем? Отец: На субботу или в воскресенье. Сваха: Гостей наших будет 15 человек. Отец: Нашей родни будет 10 человек. Сваха: Готовы ли дары у невесты? Отец: для свекрови – 9 станушек, для крёстной – 1 станушка, свёкру – вышитый закраек для постели, тётушкам и дядюшкам – полотенце и поясу. Готов ли ларец у жениха? Сваха: И штиблеты, и чулки, и румяны с пудрой и зеркальцем. Каково же приданое за невестой? Мать: Дочку в колыбельку, приданое в коробейку. И перины, и подушки, и тёплое одеяло; наделок (тёлка и телёнок); коса, серп, грабли, прялка,… В1: На условки решали на сколько столов проводить свадьбу – на 1 или на 2? В2: Невесте было необходимо успеть подготовить с помощью подруг и сестёр подарки для будущих родственников, сшить рубаху и порты в подарок жениху. В1: Кроме того, она должна посетить своих родственников, чтобы пригласить их на свадьбу и получить подарки к предстоящему торжеству. Подружки: - Как нашей Евдокиюшке Много даров надобно, - Ей дарить, всё дарить, Свёкра со свекровью, - Деревьев дарить, Да всё с золовками, - И молодца само Со всем поездом, - Со всем поездом Шёлковым поясом. РУКОБИТИЕ. В1: Рукобитье назначали через 2-3 дня после сватовства. Жених приезжал в сопровождении родителей, крёстных и родни. В избе были накрыты столы. В горнице – всё готово для богомолья. В2: Прибывших провожали в горницу, где перед иконами в углу расстилали покупной (торговский) коврик для жениха и невесты. Родня вставала сбоку и сзади. Мать невесты лучинной брала огонь из загнётка, а отец зажигал этой лучиной свечу у иконы. В1: Молились молча, трижды крестили глаза. Мать невесты кадила ладаном и углями из печи. Звонил колокольчик (это делал кто-то из родни жениха). Жених целовал невесту, а родители ударяли по рукам, обернув ладони полами одежды – чтобы супруги жили зажиточно. Сваха и Отец: Жить да богатеть, друг друга любя. (Далее то же самое проделывают родственники с обеих сторон) В2: Жениха уводили из горницы, гостей приглашали в избу. Невеста кланялась поочерёдно родителям, родне и не разгибаясь, со слёзным платочком в руках начинала вопеть. Невеста: Мою волю поневолили И не в колокол ударили, Меня, девушку, просватали. (Всхлипывает) У родимого батюшки, У него сердце каменно. Он сходил к дубову столу, Он выпил зелено вино, Он пропил меня, молоду На чужу дальнюю сторону. ПЕСНЯ-ПРИЧЕТ “НЕ ВО БЕРЕЖКУ”. В1: Невесту уводят в горницу, приносят ей чашку для умывания. Когда она выходит из дому и садится с женихом, начинают звучать свадебные песни. СВАДЕБНАЯ ПЕСНЯ: “А КТО У НАС ГОСТЬ БОЛЬШОЙ”. (Певицам даёт деньги каждый, про кого они поют.) В2: Невеста только пьёт чай, ужинать не садится. Стол – богатый: курники, крендели. Гостям выносили тонкие пироги в форме полумесяца – сканцы (лунные). Жених и невеста сгибали их пополам, откусывали середину и бросали девушкам – кто вперёд поймает, тот скорее выйдет замуж. В1: После застолья невеста повязывала жениху под воротник белую шёлковую косынку “галстуком”. А ей на голову надевали колпачок и называли “сговорёнкой”. ПЕСНЯ “НЕ ЯХОТНИК ПО ГОРНИЦЕ КАТАЛСЯ”. ПЕСНЯ “ТЫ ПОЧТО, МАТИ, ХОРОШУ РОДИЛА?” В2: Сваты откланивались и ехали домой под звон колокольчиков. ФРАГМЕНТ ИЗ К/Ф “МОРОЗКО”. ДЕВИЧНИК. В1: День плакать, а век радоваться! Не навоешься за столом, Так наревёшься за столбом! В2: Невеста на девичнике порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом. Невеста: Остаться бы во девушках, как на круглой долгой годышек, Либо на круглую на гостиную на неделюшку Хоть во любимом во прекрасном во девичестве. В1: После бани в канун свадьбы начиналось расчёсывние волос. Невеста: Расчеши-ка мою младую головушку, Уплети мою уплетну руссу косыньку. И вот не в первый раз у девушки, последний раз, Более в девушках меня вы не увидите, Жалких песенок не услышите. В2: каждый из присутствующих, взяв гребень, подносил его к устам, подойдя к невесте делал крёстное знамение на её голове и расчёсывал волосы. Остающиеся на гребне волосы обертывались вокруг гребня. В1: В последний раз по-девичьи косу заплетала любимая подруга. Она заплетала её так, что трудно было расплести. Основную ленту-косоплётку завязывала множеством узелков, закалывала булавками саму косу. В2: Иногда косу делили на много косичек, переплетали очень мелко, перевязывая основной лентой с узелками – все эти препятствии свидетельствовали о нежелании, чтобы воля девичья была отнята. В1: Косу украшали широкими цветными лентами, прикрепляя к косоплётке большой бант из широкой ленты. В это время наряжали красоту-ёлочку. Подруга: Ты послушай-ка, невольна красно девица, Как плела я тебе мелку косыньку. Волос к волосу у девушки не гладится, На головушке цветок не собирается. Твоя головушка в путь-дорогу собирается. За эти города да незнакомые, Да за это за прозваньице тяжелое. В2: Косу расплетали или накануне или в день свадьбы утром. Ленту она дарила подругам или младшей сестре. Сестра: Наша косынька не бедна Берёт денежки не медны, а серебрены. ПРИЕЗД ВЕРШНИКОВ. В1: В ожидании “свадебного поезда” собиралась толпа зрителей. Как только вершники появились на краю деревни, об этом тотчас же становилось известно в доме невесты. Тут же все двери в её доме наглухо закрывались. В2: Постучав специальной палкой ли кнутом в окно, не слезая с коня, дружка начинал петь. Дружка: Здравствуйте, господа, Здесь ли свадебна изба? Отец: Здесь. Дружка: А если здесь свадебна изба, Так почему нет у вашего крыльца Поставленного молодца, Поддерживать нашего жеребца? Отец: А что вы есть за люди? Чего сюда приехали? Дружка: Мы есть дружки, венные служки, Богом созданные, молодым князем посланные В вашем доме побывать, молодую повидать. Дайте ответ – дома или нет? Отец: Наша княжна молодая Утром вставала раненько, Умылась беленько, Оделась чистенько, Повернулась белой лебедью и улетела, Нет её дома. Дружка: Наш князь молодой, Удалу – удалой, Утром встал раненько, Умылся беленько, Оделся чистенько И полетел вслед белой лебеди. Он еси княжну молодую разыскал И домой доставил. И нечего не дело говорить, Надо свадьбу заводить, Молодых вместе сводить, Молодых к венцу поставить, Вина и ром на стол доставить. Отец: А как вы сюда приехали? У нас были поставлены горы высокие, Леса дремучие, озёра глубокие, А там, где можно было пролезть, У нас были поставлены сторожа. Как вы сюда приехали? Дружка: Мы горы высокие порохом рвали, Леса дремучие топорами вырубали, Озёра глубокие на кораблях переплывали, А там, где можно было пролезть, - У вас были поставлены сторожа бедные, Позарились на денюжки медные, Мы их подкупили и к вам прикатили – И нечего говорить, а надо свадьбу городить. Отец: У вашего-то князя и дома-то нет, и жить негде. Дружка: Как у нашего князя молодого дом трёхэтажный, Внизу – мыши, сами – повыше, наверху – голуби. Отец: Ну, тогда проходите, угоститесь. ХОР “СВАТУШКА” ИЗ ОП. “РУСАЛКА” А.ДАРГОМЫЖСКОГО. Девушки: Вот вам составлен суп Из всяких разных круп. Кладено в суп: Мышья нога, тараканья голова, Бараний рог и куриный зоб. Ешьте, гостюшки, кушайте, И нашу княгиню послушайте!
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.08.14 | Просмотров: 2575
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|