Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Реконструкция обряда Русская свадьба. Комплексный проект - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Реконструкция обряда Русская свадьба. Комплексный проект


Автор(ы): Самойлова Елена Александровна, учитель технологии; Вольф Ирина Гуговна, учитель МХК


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Традиционный обряд и фольклор, долгое время остававшиеся не востребованными, удивительным образом сохранились в народной памяти. Москва является огромным мегаполисом, поэтому было решено за основу проведения свадебного обряда принять обряд среднесеверорусский с чётко выраженным и устойчивым комплексом действий, определёнными участниками и разработанным фольклорным циклом, конца XIX начала XX века. Тема возрождения русских традиций является особо актуальной в современных условиях быстрой смены культурных ориентиров, американизации и коммерциализации искусства. Поэтому обращение к народным истокам, изучение исконно-народного фольклора и традиционных обрядов помогает учащимся в собственной социализации.
Тип проекта: интегрированный (Технология и МХК), комплексный, ролевой, творческий, ознакомительно-ориентированный (информационный), практико-ориентированный, культуроведческий, музыкальный, межпредметный, долгосрочный, групповой, исследовательский.
Цели проекта:
  1. Сформировать представление о народной художественной культуре.
  2. Разработать и создать атрибуты для проведения обряда свадьбы.
  3. Пробудить интерес к народному искусству.
  4. Приобщить детей разных национальностей к российской культуре, воспитание гражданственности и патриотизма в отношении России и Москвы как своей гражданской Родины.
Проблема:
  • реконструкция обряда русская свадьба;
  • повышение интереса к истории народа и фольклору в современных условиях.
Задачи проекта:
  • развитие познавательных навыков;
  • развитие индивидуальности, творческих способностей личности;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • ориентация в информационном пространстве;
  • через предметный мир осмыслить и полюбить художественную культуру народа;
  • развитие интереса к народному искусству, формирование художественного вкуса;
  • сохранение и преемственность традиций в условиях массового промышленного производства товаров, лишённых самобытного национального отпечатка;
  • трудовое воспитание и нравственное воспитание;
  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине;
  • этнохудожественное воспитание детей;
  • организация коллективной работы над проектом с учётом возрастной разницы учащихся и творческих способностей.
СЦЕНАРИЙ.
Участники:

Со стороны жениха: Сваха, Дружка, поезжане.
Со стороны невесты: Отец, Мать, подруги-подголосицы.
Тысяцкий – почётное лицо на свадьбе.
Зрители – глядельщики.
Ведущий I (В1): Свадьба представляет собой комплекс обрядов, совершавшихся в определённой последовательности по установленному традицией сценарию.
Ведущий II (В2): Юношам и девушкам до свадьбы полагалось погулять, участвуя в молодёжных развлечениях.
Игровая хороводная “Ходит царь”.
Шуточная песня “Комара женить не будем”.

СВАТОВСТВО.
В1:
Основной формой заключения брака была свадьба сватовством.
В2: Для сватовства выбирали лёгкие дни недели: воскресенье, вторник, четверг и субботу, избегая постных дней. Наиболее подходящим были вечер и даже ночь, время выхода и путь держали в тайне.
В1: Выезжали “через зады” - через огород, задний двор. Ехали не прямо, а с объездами, не отвечая на вопрос, куда едут. Перед отъездом опутывали вожжами стол или печную трубу, чтобы удачно “опутать” невесту, т.е. склонить её к согласию.
В2: Можно было обвязать кушаком четыре ножки стола, чтобы лучше “вязалась” свадьба. В спину свахи полагалось кинуть специально подготовленный старый лапоть.
В1: Сваты наряжались в праздничную одежду. Сваха покрывалась большой шалью, независимо от времени года одевала валенки, шубу, подпоясывалась кушаком. Непременной принадлежностью свахи была палка, кочерга или сковородник, т.е. пришла с целью “выгрести” девку.
В2: Сваха брала с собой кусок рыболовной сетки – “Чтоб невеста была поймана как рыбка”.
В1: Приход сватов в дом невесты обставлялся множеством магических действий: сваха соскакивала с повозки и бегом направлялась в избу, чтобы родители невесты так же скоро склонились бы на её сватовство.
В2: Войдя во двор, сваха отыскивала ступку, в которой девушка толкла лён и трижды оборачивала её вокруг себя, чтобы хозяйка ступы трижды была обведена вокруг аналоя, т.е. повенчана.
В1: Войдя в дом сваха ударяла пятою в порог, чтобы невеста “не попятилась”.
Сваха: Колотим о порог, чтобы нам не говорили поперёк!
Нога моя стой твёрдо и крепко
И слово моё твёрдо и метко
Что задумано, то исполнится!
В2: Помолясь Богу и поздоровавшись с хозяевами, сваты приступали к переговорам. Вели переговоры стоя, чтобы невеста не засиделась в девках. Иногда сваху сажали на длинную лавку под матицу.
Отец невесты: Поставь-ка, хозяйка, самовар! А вы, гости, проходите.
Сваха: Не сидеть мы приехали, а за добрым делом, за сватовством. Мы слышали, у вас есть товар, а у нас покупатель-купец на тот товар. Будем роднёй!
Отец: Бог вас спасёт, что и нас из людей не выкинули.
Сваха:
У нас парень хороший и дом у него добротный.
Ворота стекольчатые, вереи точёные,
Столбы позолоченные, подворотья серебряные, мосты калиновые.
В хлеву скотина, есть корова, есть кони, хозяйство всё: и кадушки с маслом и холсты.
Отец: Не один день дочь растили, чтобы враз отдать.
Сваха:
На нашем-то Петре голубой кафтан,
Голубой кафтан, шляпа чёрная
С алыми лентами, с позументами.
У Петра-то кудри завиты!
Отец: Дочку замуж выдать – не пирог испечь!
Сваха:
Нам нужен человек, а не платье.
Было бы тело, а платье сам делай!
Отец:
Она у нас славутная – и красавица, и умна, и с житием хорошим.
Червона наша кралечка, налитое сладко яблочко,
Подходка-то павлиная, ещё и речь лебединая.
Приказом отвечаю!
Вот вам залог – шёлковый платок.
УСЛОВКА.
В1:
Получив согласие родителей (приказ отца) и самой невесты (шёлковый платок жениху), сваты собирались на условку или сговорку. С неё начиналась подготовка к свадьбе.
В2: В назначенный день в дом невесты отправлялись жених, его родители, крёстные и кто-то из близкой родни, сваха. Встреча носила деловой характер, особого угощения не предусматривалось. Договаривались о дне рукобития и обсуждали все опросы, связанные со свадьбой.
Сваха: На какой день с попом договариваться будем?
Отец: На субботу или в воскресенье.
Сваха: Гостей наших будет 15 человек.
Отец: Нашей родни будет 10 человек.
Сваха: Готовы ли дары у невесты?
Отец: для свекрови – 9 станушек, для крёстной – 1 станушка, свёкру – вышитый закраек для постели, тётушкам и дядюшкам – полотенце и поясу. Готов ли ларец у жениха?
Сваха: И штиблеты, и чулки, и румяны с пудрой и зеркальцем. Каково же приданое за невестой?
Мать: Дочку в колыбельку, приданое в коробейку. И перины, и подушки, и тёплое одеяло; наделок (тёлка и телёнок); коса, серп, грабли, прялка,…
В1: На условки решали на сколько столов проводить свадьбу – на 1 или на 2?
В2: Невесте было необходимо успеть подготовить с помощью подруг и сестёр подарки для будущих родственников, сшить рубаху и порты в подарок жениху.
В1: Кроме того, она должна посетить своих родственников, чтобы пригласить их на свадьбу и получить подарки к предстоящему торжеству.
Подружки:
- Как нашей Евдокиюшке
Много даров надобно,
- Ей дарить, всё дарить,
Свёкра со свекровью,
- Деревьев дарить,
Да всё с золовками,
- И молодца само
Со всем поездом,
- Со всем поездом
Шёлковым поясом.
РУКОБИТИЕ.
В1:
Рукобитье назначали через 2-3 дня после сватовства. Жених приезжал в сопровождении родителей, крёстных и родни. В избе были накрыты столы. В горнице – всё готово для богомолья.
В2: Прибывших провожали в горницу, где перед иконами в углу расстилали покупной (торговский) коврик для жениха и невесты. Родня вставала сбоку и сзади. Мать невесты лучинной брала огонь из загнётка, а отец зажигал этой лучиной свечу у иконы.
В1: Молились молча, трижды крестили глаза. Мать невесты кадила ладаном и углями из печи. Звонил колокольчик (это делал кто-то из родни жениха). Жених целовал невесту, а родители ударяли по рукам, обернув ладони полами одежды – чтобы супруги жили зажиточно.
Сваха и Отец: Жить да богатеть, друг друга любя.
(Далее то же самое проделывают родственники с обеих сторон)
В2:
Жениха уводили из горницы, гостей приглашали в избу. Невеста кланялась поочерёдно родителям, родне и не разгибаясь, со слёзным платочком в руках начинала вопеть.
Невеста:
Мою волю поневолили
И не в колокол ударили,
Меня, девушку, просватали.
(Всхлипывает)
У родимого батюшки,
У него сердце каменно.
Он сходил к дубову столу,
Он выпил зелено вино,
Он пропил меня, молоду
На чужу дальнюю сторону.
ПЕСНЯ-ПРИЧЕТ “НЕ ВО БЕРЕЖКУ”.
В1:
Невесту уводят в горницу, приносят ей чашку для умывания. Когда она выходит из дому и садится с женихом, начинают звучать свадебные песни.
СВАДЕБНАЯ ПЕСНЯ: “А КТО У НАС ГОСТЬ БОЛЬШОЙ”.
(Певицам даёт деньги каждый, про кого они поют.)

В2:
Невеста только пьёт чай, ужинать не садится. Стол – богатый: курники, крендели. Гостям выносили тонкие пироги в форме полумесяца – сканцы (лунные). Жених и невеста сгибали их пополам, откусывали середину и бросали девушкам – кто вперёд поймает, тот скорее выйдет замуж.
В1: После застолья невеста повязывала жениху под воротник белую шёлковую косынку “галстуком”. А ей на голову надевали колпачок и называли “сговорёнкой”.
ПЕСНЯ “НЕ ЯХОТНИК ПО ГОРНИЦЕ КАТАЛСЯ”.
ПЕСНЯ “ТЫ ПОЧТО, МАТИ, ХОРОШУ РОДИЛА?”
В2:
Сваты откланивались и ехали домой под звон колокольчиков.
ФРАГМЕНТ ИЗ К/Ф “МОРОЗКО”.
ДЕВИЧНИК.
В1:

День плакать, а век радоваться!
Не навоешься за столом,
Так наревёшься за столбом!
В2: Невеста на девичнике порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом.
Невеста:
Остаться бы во девушках, как на круглой долгой годышек,
Либо на круглую на гостиную на неделюшку
Хоть во любимом во прекрасном во девичестве.
В1: После бани в канун свадьбы начиналось расчёсывние волос.
Невеста:
Расчеши-ка мою младую головушку,
Уплети мою уплетну руссу косыньку.
И вот не в первый раз у девушки, последний раз,
Более в девушках меня вы не увидите,
Жалких песенок не услышите.
В2: каждый из присутствующих, взяв гребень, подносил его к устам, подойдя к невесте делал крёстное знамение на её голове и расчёсывал волосы. Остающиеся на гребне волосы обертывались вокруг гребня.
В1: В последний раз по-девичьи косу заплетала любимая подруга. Она заплетала её так, что трудно было расплести. Основную ленту-косоплётку завязывала множеством узелков, закалывала булавками саму косу.
В2: Иногда косу делили на много косичек, переплетали очень мелко, перевязывая основной лентой с узелками – все эти препятствии свидетельствовали о нежелании, чтобы воля девичья была отнята.
В1: Косу украшали широкими цветными лентами, прикрепляя к косоплётке большой бант из широкой ленты. В это время наряжали красоту-ёлочку.
Подруга:
Ты послушай-ка, невольна красно девица,
Как плела я тебе мелку косыньку.
Волос к волосу у девушки не гладится,
На головушке цветок не собирается.
Твоя головушка в путь-дорогу собирается.
За эти города да незнакомые,
Да за это за прозваньице тяжелое.
В2: Косу расплетали или накануне или в день свадьбы утром. Ленту она дарила подругам или младшей сестре.
Сестра:
Наша косынька не бедна
Берёт денежки не медны, а серебрены.
ПРИЕЗД ВЕРШНИКОВ.
В1:
В ожидании “свадебного поезда” собиралась толпа зрителей. Как только вершники появились на краю деревни, об этом тотчас же становилось известно в доме невесты. Тут же все двери в её доме наглухо закрывались.
В2: Постучав специальной палкой ли кнутом в окно, не слезая с коня, дружка начинал петь.
Дружка:
Здравствуйте, господа,
Здесь ли свадебна изба?
Отец: Здесь.
Дружка:
А если здесь свадебна изба,
Так почему нет у вашего крыльца
Поставленного молодца,
Поддерживать нашего жеребца?
Отец:
А что вы есть за люди?
Чего сюда приехали?
Дружка:
Мы есть дружки, венные служки,
Богом созданные, молодым князем посланные
В вашем доме побывать, молодую повидать.
Дайте ответ – дома или нет?
Отец:
Наша княжна молодая
Утром вставала раненько,
Умылась беленько,
Оделась чистенько,
Повернулась белой лебедью и улетела,
Нет её дома.
Дружка:
Наш князь молодой,
Удалу – удалой,
Утром встал раненько,
Умылся беленько,
Оделся чистенько
И полетел вслед белой лебеди.
Он еси княжну молодую разыскал
И домой доставил.
И нечего не дело говорить,
Надо свадьбу заводить,
Молодых вместе сводить,
Молодых к венцу поставить,
Вина и ром на стол доставить.
Отец:
А как вы сюда приехали?
У нас были поставлены горы высокие,
Леса дремучие, озёра глубокие,
А там, где можно было пролезть,
У нас были поставлены сторожа.
Как вы сюда приехали?
Дружка:
Мы горы высокие порохом рвали,
Леса дремучие топорами вырубали,
Озёра глубокие на кораблях переплывали,
А там, где можно было пролезть, -
У вас были поставлены сторожа бедные,
Позарились на денюжки медные,
Мы их подкупили и к вам прикатили –
И нечего говорить, а надо свадьбу городить.
Отец: У вашего-то князя и дома-то нет, и жить негде.
Дружка:
Как у нашего князя молодого дом трёхэтажный,
Внизу – мыши, сами – повыше, наверху – голуби.
Отец: Ну, тогда проходите, угоститесь.
ХОР “СВАТУШКА” ИЗ ОП. “РУСАЛКА” А.ДАРГОМЫЖСКОГО.
Девушки:

Вот вам составлен суп
Из всяких разных круп.
Кладено в суп:
Мышья нога, тараканья голова,
Бараний рог и куриный зоб.
Ешьте, гостюшки, кушайте,
И нашу княгиню послушайте!


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.08.14 | Просмотров: 2575

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340