Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Пугачев – историческая личность и литературный герой в повести А.С. Пушкина Капитанская дочка - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Пугачев – историческая личность и литературный герой в повести А.С. Пушкина Капитанская дочка


Автор(ы): Путинцева Маргарита Вячеславовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Эпиграф к уроку из повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”
Ну, барин, беда: буран!
...невесть и так куда заехали:
дороги нет, и мгла кругом.
Цели урока: путем сопоставительного анализа исторических материалов и художественного текста (“Капитанская дочка” А.С. Пушкина) определить отношение к Пугачеву как исторической личности и художественному образу; через восприятие художественного образа Пугачева прийти к осознанию идеи повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.
Задачи:
  • развивать умение вести исследовательскую работу с историческими документами и художественным произведением;
  • развивать логическое мышление;
  • прививать интерес к изучению истории и литературы;
  • воспитывать гуманность и милосердие.
    Оборудование: портрет Пушкина; исторические материалы (Указ Пугачева от 31 июля 1774 г.); тексты повести “Капитанская дочка” А.С. Пушкина (Хрестоматия для 8-го класса / Сост. Г.С. Меркин, 2005); презентация к уроку.
Ход урока
Учитель
. Тема нашего урока “Пугачев – историческая личность и литературный герой в повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка””. На уроке мы будем использовать исторические материалы для характеристики одного из главных героев повести “Капитанская дочка”, а именно Емельяна Пугачева, который, подняв восстание, всколыхнул Россию от Урала до Заволжья. Эта личность всегда особенно интересовала и историков, и государственных деятелей, и писателей, и художников.
Учитель. Что же представляла собой эпоха, в которую жил Пугачев?
Ученик изображает на доске кластер. (Приложение 1)
Учитель. Емельян Пугачев жил в эпоху так называемого золотого XVIII века Екатерины Это был век блестящих побед русской армии, век расцвета культуры и укрепления абсолютизма, век государственных переворотов. Но это еще и время усиления крепостного гнета и активного роста народных движений. Одной из печальных страниц в истории России является выступление крестьян под руководством Емельяна Пугачева. Историки именуют события 1773–1774 гг. пугачевщиной. (презентация “Крестьянская война”, приложение 2). О крестьянской войне сообщение подготовил… . Приложение 2
Учитель. Взгляд на предводителя крестьянского восстания противоречив. Внимательно посмотрите на портреты художников, изобразивших Пугачева. Что вы можете сказать об этом человеке?
Ученик. Это смелый, умный, проницательный человек, решительный, отважный, бросивший вызов самой императрице.
Учитель. Я хочу остановить ваше внимание на знаменитом двойном портрете Екатерины II и Пугачева. После взятия Илецкого городка повстанцам хотелось создать парадный портрет “царя Петра III”. Нашли портрет Екатерины II, проткнутый пиками, заштопали, а затем создали портрет Пугачева. На обороте сделали надпись: “Писан лик сей 1773 года сентября 21 дня”. Этот портрет был найден только в 1924 году. Стали реставрировать и обнаружили под ним портрет Екатерины. В результате решили оставить оба лика.
А что вы можете сказать о картине “Суд Пугачева”? (Ответы учащихся)
Учитель. А теперь посмотрим на Пугачева глазами Пушкина, который, изображая пугачевское восстание в повести “Капитанская дочка”, пытался не только понять и объяснить мотивы его поступков, но и указать путь, по которому надо идти, чтобы выбраться из “бурана” истории (указать на эпиграф), из этой “мглы”, среди которой “дороги нет”. И в этом нам помогут знания по истории и литературе. Обратимся к историческим фактам из биографии Е.Пугачева.
Сообщение ученика. Емельян Пугачев родился в Донской губернии. Фамилия Пугачев произошла от прозвища деда – Михаила Пугача. В семье, кроме Емельяна, был брат – Дементей, и две сестры – Ульяна и Федосья. Как указывал на допросе сам Пугачев, семье его принадлежала к официальной православной вере. На службе находился с 18 лет.
После отвода войск в Елизаветград в 1771 году, Пугачев заболел (“…и гнили у него грудь и ноги”). Направился в Черкасск проситься в отставку. В отставке ему отказали, предложив лечиться в лазарете или самостоятельно. В ноябре 1772 года Пугачев лечится у настоятеля Филарета, от которого услышал о произошедшем волнении в Яицком войске. Через несколько дней в конце ноября – в начале декабря Пугачев отправился в поездку за рыбой в Яицкий городок, где встретился с одним из участников восстания 1772 года Денисом Пьяновым. В разговоре с ним Пугачев впервые назвал себя спасшимся Петром III. Умный, находчивый, смелый, Пугачев воплощал в себе типичнейшие черты русского казака. Он обратился к яицким казакам, и те потребовали доказательств избранности Пугачева. Источник сообщает: “Караваев говорил ему, Емельке: “Ты-де называешь себя государем, а у государей-де бывают на теле царские знаки”, то Емелька ... разодрав у рубашки ворот, сказал: “На вот, коли вы не верите, што я государь, так смотрите”. Оные казаки, посмотря те знаки, сказали: “Ну теперь верим и за государя тебя признаем””.
Учитель. Почему же казаки поверили Пугачеву?
Ученики. Он был представителем народа.
Учитель литературы. При помощи каких литературных приемов Пушкин показывает близость Пугачева к народу?
1. Речь Пугачева просторечная, присутствуют народные выражения, пословицы, поговорки, бранные слова.
(Хрестоматия. “Был тулуп ... заложил вечор у целовальника”, с. 221; “чего греха таить”, c. 221; “не твоя печаль”, c. 222; “одурел от радости”, “унять старую ведьму”, с. 259; “небо с овчинку показалось”, с. 265; “узнал старого хрыча”, c. 265; “казнить так казнить, миловать так миловать”, с. 266.)
2. Внешность Пугачева.
– “в постели лежит мужик с черной бородой”, с. 220;
– “лицо имело выражение довольно простое”, c. 221;
– “волоса обстрижены в кружок”, с. 221;
– “оборванный армяк и татарские шаровары”, с. 221;
– “на нем ... красивый казацкий кафтан”, c. 257;
– “подпирая черную бороду своим широким кулаком”, с. 263.
Учитель. Народ, встретив с радостью императора Петра III, присягает ему на верность. Пугачев обращается к своим поданным с Указом. Текст этого документа у вас на столах. Путем сопоставительного анализа исторического документа и художественного текста мы заполним таблицу в рабочих тетрадях и определим отношение к Пугачеву как исторической личности и художественному образу. Прочитаем указ. (Читаю сама).
Учитель. Как называет себя Пугачев в Указе?
Ученики. Император.
Учитель. Как это его характеризует?
Ученики. Дерзок. (Запись в таблицу.)
Учитель литературы. Как велит себя называть в повести Пугачев?
Ученики. Государь Петр Федорович. В разговоре с Гриневым: “Дай срок ... как пойду на Москву” (Хрестоматия, гл. XI, с. 285) – тоже проявляет дерзость.
Учитель. Что обещает Пугачев народу? (Чтение выдержек из манифеста, записать в таблицу.)
Ученики. – отмену крепостного права;
– отмену налогов, рекрутских наборов;
– дарует крестьянам землю, лесные угодья, соляные озера и т.д.
Учитель. О каких чертах характера это говорит?
Ученики. Широта души, щедрость.
Учитель. Как эти качества показаны в повести? (Хрестоматия, гл. 8, с. 260-266.)
– “так ли тебя пожалую, когда получу свое государство”; стр.265
– “я тебя пожалую в фельдъегери и князья”; стр. 265
– “казнить так казнить – миловать так миловать”; стр.266
– “возьми свою красавицу; вези ее куда хочешь”; стр.290
Учитель. Каковы планы Пугачева?
– захват престола в России;
– даровать свободу поддержавшим его крестьянам;
– наказать дворян;
– насладиться роскошью царской жизни.
О какой черте характера это говорит?
Ученики. Честолюбие, властолюбие. (Записать в таблицу.)
Учитель. Раскрывает ли эту черту характера Пугачева Пушкин? (Хрестоматия, гл. 11, с. 285.)
– “прусский король мог бы со мной потягаться?”; стр.285
– “я воюю хоть куда ... сорок генералов убиты ... четыре армии взяты в полон”; стр.285
– “Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою”; стр. 265
– “лучше раз напиться живой крови” (иносказание: напиться живой кровью – значит поцарствовать, пожить на широкую ногу). Стр. 287 гл.8
Учитель. Как Пугачев воплощает свои планы в жизнь?
– он собирает войско на Руси, к нему приходят обездоленные;
– у него хорошая армия, вооружение;
– проводит ряд удачных военных операций.
О каких чертах характера Пугачева это говорит?
Ученики. Талантливый военачальник. (Записать в таблицу.)
Учитель. Что говорится в указе в отношении дворян?
Ученик. Ловить, казнить и вешать.
Учитель. А как показывает Пушкин жестокость, зверство Пугачева?
Ученики. По приказу Пугачева были казнены капитан Миронов, его жена Василиса Егоровна, Иван Игнатьич, офицеры Нижнеозерской крепости.
Речь Пугачева наполнена угрозами:
а) “Унять старую ведьму!” (гл. 7, с. 259)
б) “... с тебя живого велю кожу содрать”
в) О Швабрине: “Я его повешу!” (с. 281)
Портретная характеристика: “звериный взгляд”, “огненные глаза”.
Учитель. Говорится ли в данном Указе о милосердии?
Ученики. Да, “милосердием всех награждаю”.
Учитель. К кому Пугачев проявляет милосердие?
Ученики. К тем, кто его поддержал, – к крестьянам и казакам.
Учитель. Какие приемы и средства использует Пушкин, чтобы показать милосердие Пугачева?
Ученик. 1) показывает его поступки:
а) вывел к жилью Гринева и Савельича, дал овчинный тулуп и полтину денег;
б) освободил Машу и принял самое живое участие в ее судьбе.
2) речевая характерис...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3990

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340