Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО
Открытый урок по МХК в 10-м классе Чехов и Левитан по теме: Пейзаж в русской живописи 60–90-х гг. XIX в.
Автор(ы): Шевченко Людмила Ивановна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: познакомить учащихся с чеховскими пейзажами и картинами Левитана; рассказать о дружбе писателя и художника; попытаться обозначить параллели в их творчестве; учить устному описанию живописных полотен; показать взаимосвязь различных видов искусства (пейзаж в живописи и литературе); воспитывать гордость и патриотизм за русскую культуру. Оборудование: - Портреты А.П.Чехова и И.И.Левитана.
- Репродукции картин Левитана “Ветряные мельницы”, “Вечер на Волге”, “Сжатое поле”, “Облачное небо”, “Золотая осень”, “Владимирка”, “Над вечным покоем”, “Сумерки. Стога”, “Вечер. Золотой плёс”.
- Повесть А.Чехова “Степь”.
Эпиграфы на уроке: “Это лучший русский пейзажист”. А.П.Чехов “Нет лучше страны, чем Россия!” И.И.Левитан Ход урока І. Введение в тему. Беседа. - Что значит природа в вашей жизни?
- Какие картины всплывают перед вашими глазами при слове “природа”?
- Почему пейзаж как жанр сформировался позднее других жанров в живописи?
- Почему в современной жизни большое значение уделяется защите природы?
- Какие экологические проблемы беспокоят всех сегодня?
- Кто раньше обратил внимание, свой взор к пейзажу в русском искусстве – писатели, поэты или художники? Почему?
ІІ. Видеоряд. Репродукции картин И.Левитана. Если посмотреть на полотна Левитана и открыть повесть А.П.Чехова “Степь”, то поразишься похожести пейзажных зарисовок. Найдем по тексту эти зарисовки. 1. “Ветряные мельницы”. “Егорушка нехотя глядел вперед на лиловую даль, и ему начинало казаться, что мельница, машущая крыльями, приближается”. 2. “Вечер на Волге”. “О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна”. 3. “Сжатое поле”. “Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое…” 4. “Облачное небо”. “Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-серое кудрявое облако”. 5. “Золотая осень”. “Покорная природа цепенела в молчании. Ни ветра, ни бодрого свежего звука, ни облачка”. 6. “Владимирка”. “Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги; то была серая полоса, хорошо выезженная и покрытая пылью”. 7. “Над вечным покоем”. “Во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни… И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску”. Нет, это не убеждение, что Левитан иллюстрировал Чехова. Скорее наоборот, это комментарии полотен Левитана с помощью Чехова. Это возможно, потому что схожи мироощущения двух художников. Известны напечатанные письма И.Левитана к Чехову, из которых нам известно о том, как трепетно относились они друг к другу, следили за успехами друг друга. 16 февраля 1900г. Москва. И.И.Левитан – Чехову. “…На днях слышал о новом твоем рассказе (повесть “В овраге”) в “Жизни”; говорят, что-то изумительное по достоинству”. А.Чехов как-то сказал драматургу П.П.Гнедичу: - Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его “Деревню”, серенькую, жалконькую, затерянную, безобразную, но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя: все бы на нее смотрел да смотрел. ІІІ. Доклад ученицы о жизни Левитана. Рассказ о жизни И.И.Левитана. Исаак Ильич Левитан родился в августе 1860 г. в Кибартае (Кибарты), небольшом литовском городке, откуда его семейство в поисках лучшей доли перебралось в Москву. В Москве, на Солянке, на 4-м этаже, под самой крышей, в квартире с рваными обоями безропотно голодала семья Левитана. Беспощадная судьба гнала ее куда-то, манил призрак удачи, благополучия, счастья. Но пока ничего этого не было, а были дети: 2 сына и 2 дочери. Адольф и Исаак с малых лет только и делали, что рисовали. Когда Исааку Левитану не исполнилось еще 13-ти лет, он написал заявление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества с просьбой принять его. Его приняли. Блеснул луч надежды, но радость была недолгой. Мать не выдержала нужды, умерла. Вслед за ней умер отец. Дети вынуждены были оставить Москву и поселиться в пригороде. Дети влачат жалкое существование. А еще Левитана за бедность исключают из училища. Тогда учащиеся собрали нужную сумму, большую часть которой дал Саврасов, его оставили. Чтобы хоть как-то свести концы с концами, он выполнял заказы для магазинов художественных предметов, но и продолжал учиться. Он принимал участие в ученических выставках, а его пейзаж “Осенний день. Сокольники” приобрел сам Третьяков! Это была победа, а Левитану – всего 19 лет! Левитан едет в Крым, откуда привозит 50 этюдов и множество зарисовок. Талант художника становится общепризнанным. Левитан любит Россию и, любя, плачет о ней. Жизнь Левитана – цепь тяжелых испытаний. Его преследовало одиночество, которое было нестерпимо. Он все искал человека, которому можно поведать о том, что гнетет его. Часто ошибался в людях, но все отступало перед абсолютным поклонением Левитана искусству. Много картин и этюдов художник написал на Волге. В течение всей своей короткой жизни куда-то ездит, что-то ищет. Попадает на Нижегородскую ярмарку, гостит в дворянских усадьбах, влюбляется, разочаровывается. Париж, Вена, Ницца, Швейцария, Германия… Снова Волга. Ему нужно побыть наедине с природой, со всем, без чего он не может жить, дышать. О себе Левитан знает, что он обречен, что болезнь сердца неизлечима. Он не подает вида, чтобы не огорчать друзей, и работает, не выпускает кисти из рук. Левитан в зените славы, богат. Он красив какой-то особенной красотой, словно в нем отразилась пленительная тайна его полотен. Его появление никогда не проходит незамеченным… Сияет огнями Большой театр. Левитан медленно проходит по залу, идет к третьему ряду партера, ищет свое место. Смуглое лицо восточного типа. В глазах мягкий свет, не умеренная грусть, а затаенная страсть, скрытый огонь творца, не знающего покоя. Он в черном сюртуке, в белоснежной крахмальной сорочке. Левитан – профессор пейзажного класса Училища. Он подъезжает к зданию на Мясницкой, швейцар распахивает тяжелую дубовую дверь… Ту самую, из которой он однажды выбежал, изгнанный из Училища за бедность. Теперь Москва с нетерпением ждет каждую новую картину. Левитан знаменит, но дни его сочтены. Здоровье художника ухудшается с каждым днем. 4 августа 1900 года Левитана не стало. Ему было только 40 лет! (У портрета Левитана зажигаем свечу). ІV. Рассказ учителя о дружбе Чехова и Левитана. Использую “Переписку А.П.Чехова” (т.І, стр.169 – 13 писем Левитана к Чехову). Знакомство Левитана с Чеховым началось в конце 1870-х годов, когда оба были бедными студентами. Но более задушевной их дружба стала с 1885 года, когда они провели лето в подмосковной усадьбе Киселёвых Бабкино на реке Истра. Охота, рыбная ловля, сбор грибов. Вечерами куролесили, рядились, кто во что горазд, писали веселые стихи: А вот и флигель Левитана Художник милый здесь живет, Встает он очень-очень рано И тотчас чай китайский пьет. Позвав к себе собаку Весту, Дает ей крынку молока, И тут же, не вставая с места, Этюд он трогает слегка. Смеялись до упаду, разыгрывая друг друга. Но нередко и пересаливали. Бывало, Левитан обидится и уйдет. Дня два-три его не видно. После долгих лет нищеты, голода, одиночества он был особенно чувствительным, легко ранимым. Левитан, весной того года переживший тяжелый душевный кризис, доведший его до попытки самоубийства, нашел в семье Чеховых помощь и понимание. Чехов и Левитан близки по мироощущению. В формировании пейзажного мастерства Чехова большую роль сыграло общение с живописью Левитана. Постоянным принципом писателя стало соотнесение природы и человеческих чувств. Пейзажи Чехова подвижны, порой печальны. То же и у Левитана: Где человек у Левитана? Березы тихо дрогнут у пруда, И лошаденка тянет неустанно Худые сани – неведомо куда, А над безлюдьем светится звезда… Да, человека нет у Левитана. Задумчиво я в этот мир вхожу И чувствую, что счастье и печаль,- А ими здесь пропитан воздух,- Все от людей: рассвет, туман и даль; А если я всмотрюсь, то разгляжу Людские судьбы – в елях, в речках, в з...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.08.16 | Просмотров: 1939
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|