Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Технология психико-педагогического сопровождения воспитательного образовательного процесса в условиях санаторной школы-интерната
Автор(ы): Гаркуша Наталья Алексеевна, замдир по УР,педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Сегодня трудно представить воспитательно-образовательный процесс без психолого- педагогического сопровождения. Оно стало неотъемлемой частью школьной жизни, важнейшим ресурсом, создающим условия для повышения качества образования, гуманизации образовательного процесса, охраны, и в случае необходимости, защиты прав его участников Когда мы говорим о технологии психолого – педагогического сопровождения, то подразумеваем четко организованную систему целенаправленной работы, которая определяется внутренними, собственно психологическими целями, задачами и ценностями, но при этом позволяет органично вплести эту практику в ткань образовательной, а в случае с нашей школой, лечебно- образовательной деятельности. Психотехнический потенциал идеи психолого-педагогического сопровождения заключен в возможности выстроить работу в данном направлении как логически продуманный, осмысленный процесс, охватывающий все направления и всех участников внутришкольного взаимодействия. При этом, психолого-педагогическое сопровождение должно быть плановым, систематическим, целенаправленным, квалифицированным, многосторонним, дифференцированным, четко организованным и результативным. Процесс сопровождения опирается на ряд важных организационных принципов, касающихся школьной психологической практики. К ним относятся: - системный характер ежедневной деятельности школьного психолога;
- организационное закрепление (в перспективных и текущих планах работы педагогического коллектива) различных форм сотрудничества педагога и психолога в вопросах создания условий для успешного обучения и развития школьников;
- утверждение различных форм психологической работы в качестве официального элемента воспитательно-образовательного процесса на уровне планирования, реализации и контроля за результатами.
Основными задачами, реализуемыми в ходе психолого-педагогического сопровождения воспитательно- образовательного процесса являются: - изучение личности школьника и классного коллектива, формирование банка данных;
- поддержка и защита прав и здоровья обучающихся;
- содействие созданию благоприятного психологического климата в классных коллективах и образовательном учреждении в целом;
- организация дифференцированной работы с различными категориями обучающихся и их родителями;
- организация практической помощи педагогам;
- содействие созданию благоприятного психологического климата в трудовом коллективе, предупреждение конфликтных ситуаций;
- создание условий для сохранения психологического здоровья педагогов.
Особенность работы по психолого-педагогическому сопровождению в нашей школе определяется спецификой деятельности нашего образовательного учреждения, которая заключается в том, что мы работаем с психически здоровыми, но соматически больными и физически ослабленными детьми. При этом, лечение не просто сопровождает образовательный процесс, но является его компонентом. Кроме того, необходимость круглосуточного пребывания для части детей ставит их в ситуацию постоянного вынужденного общения. Отсюда следует, что приоритетными направлениями в деятельности по психологическому сопровождению являются: - адаптация воспитанников к условиям лечебно-образовательного учреждения интернатного типа;
- оциализация больного сколиозом ребенка.
Ежегодное обновление контингента воспитанников составляет в среднем 30%. Поэтому процесс адаптации вновь поступивших специально организуется, отслеживается и своевременно корректируется. При этом свою роль выполняют медицинские работники, психолог, учителя и воспитатели, родители. И, как результат работы коллектива по данному направлению деятельности,- снижение показателя “текучести” контингента воспитанников за последние 5 лет с 25-30% до 4-5%. Работа по социализации воспитанников школы направлена на развитие основных психологических компонентов, формирующихся под влиянием целенаправленных педагогических воздействий и определяющих уровень социализации растущего человека – социального интеллекта и социальной компетентности. Социальный интеллект определяется как особое свойство ума, позволяющее понимать личность, проникать в мотивацию поведения и распознавать ее, это средство познания социальной действительности. Социальная компетентность – это продукт социального интеллекта, степень владения когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения. Социально компетентный человек способен: - понимать свои собственные чувства и требования;
- принимать ответственные решения;
- преодолевать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;
- представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом;
- правильно понимать желания, ожидания и требования других людей;
- представлять, как, с учетом конкретных обстоятельств и времени, вести себя, принимая во внимание других людей и ограничения социальных структур;
- отдавать себе отчет, уважать права и обязанности других людей.
Оценить эффективность данного направлении работы по психологическому сопровождению, естественно, сложнее, т.к. результат отсрочен во времени, но во многом формирует имидж и даже конкурентноспособность учреждения и его воспитанников. Значительное место в деятельности сопровождения отводится работе с так называемыми проблемными детьми или детьми “группы риска”. Сюда мы относим детей с выраженными признаками дезадаптации, личностной деформации, трудностями в обучении, проблемами в межличностном взаимодействии, склонными к девиантному и делинквентному поведению. Количество таких детей колеблется в пределах...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.08.16 | Просмотров: 1151
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|