Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Методическая разработка недели естественных наук Вода – чудесный дар природы
Автор(ы): Вербовая Жанна Александровна, учитель биологии, педагог-психолог; Егорова Неонила Федоровна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Вопросы охраны природы были актуальны для человечества всегда, но никогда прежде они не обретали такую остроту, как сейчас. Кризисная ситуация с охраной природы сложилась и в Кемеровской области: многие природные ландшафты практически уничтожены из-за добычи угля, руд и других полезных ископаемых, сильно загрязнены отходами металлургической, химической, энергетической промышленности водный и воздушный бассейны. Широкие возможности для пробуждения интереса у воспитанников к природе и проблемам ее охраны предоставляет внеклассная работа. Она позволяет комплексно, интегрированно решать вопросы экологического воспитания. Задачи экологического образования и воспитания воспитанников специальной школы имеют особое значение: большинство из них имеют узкий кругозор, низкую учебную мотивацию, ограниченные знания о природе, потребительское отношение к ней, слабые представления о том, что такое экология. Кемеровская специальная общеобразовательная школа для подростков с криминогенным поведением – учреждение закрытого типа. Вследствие эмоциональной и социальной депривации и других причин у воспитанников обнаруживаются высокий уровень агрессивности и враждебности к окружающим, эмоциональная неустойчивость, трудности в общении. Учитывая контингент воспитанников спецшколы, их психологические особенности, проблемы в обучении и воспитании, особое внимание уделяется внеклассной работе, активно используются разнообразные формы работы с воспитанниками. Познавательные беседы, конкурсы, викторины, праздники, игры, заочные путешествия, экскурсии, самостоятельная работа воспитанников в кружках “Юннат”, “Занимательная география”, моделирование физических явлений, озеленение классов, практическая работа на пришкольном участке – все это расширяет кругозор подростков, повышает мотивацию к обучению, развивает творческие способности, способствует развитию экологического самосознания, дает возможность использовать свои знания на практике, помогает подросткам приобрести навыки эффективного общения. В условиях общеобразовательного учреждения закрытого типа с малокомплектными классами эффективными являются такие формы внеклассной работы, которые проходят на уровне классных параллелей и общешкольных мероприятий. Традиционной и эффективной формой внеклассной работы в школе являются недели естественных наук, которые носят межпредметный характер. В течение нескольких лет они проводятся в Кемеровской специальной школе под девизом “Планета - наш общий дом”. Темы предметных недель: “Охрана воздуха”, “ Почва и урожай”, “Земля, на которой мы живем”, “Леса – наше богатство”, “Природа. Человек. Здоровье” и другие. Следует отметить, что тематика предметных недель выбирается не случайно. День 22 марта объявлен Всемирным днем воды на нашей планете, этой теме была посвящена предметная неделя “Вода - чудесный дар природы”, сценарий проведения которой представлен в данной методической разработке. Подготовка к Неделе начинается за 1-1,5 месяца, включает оформление воспитанниками под руководством учителя стендов, где размещаются план проведения недели, викторины, кроссворды, занимательный материал по теме недели. Все материалы подбираются разными группами учеников по заданию учителя и собственному выбору. Воспитанники готовят сообщения, участвуют в конкурсе рисунков, плакатов, устных журналах и др., посвященных охране воды. Кроме этого многие воспитанники участвуют в подготовке общешкольных мероприятий в ходе недели: оформляют сцену, зал, работают в качестве звукооператоров, выступают как исполнители музыкальных композиций, сценок, сказок и т.д. Неделя открывается общешкольным мероприятием или линейкой, цель которых - вызвать интерес у подростков к теме недели, активизировать их деятельность. Традиционно неделя завершается итоговым общешкольным праздником. Например, неделя “Вода - чудесный дар природы” открывалась экологической сказкой “Жила-была в океане капелька”, а завершилась путешествием “Для Кузбасса ты, как Волга”. Об интересе воспитанников к природе и проблемам ее охраны, развитии мотивов, побуждающих к деятельности по ее сохранению, свидетельствуют отзывы и сочинения воспитанников, стабильно большое количество членов кружков “Юннат”, “Занимательная география”. Вырос также уровень активности участия воспитанников в практических работах по уходу за растениями, животными, озеленению школьного двора. Анализ успеваемости показал, что у воспитанников повысилось качество знаний по предметам естественного цикла. Кроме этого, результаты психодиагностических обследований воспитанников показывают снижение у подростков уровня тревожности и агрессивности. Таким образом, вся система подготовки и проведения предметной недели предоставляет возможность воспитанникам не только проявить свои способности, инициативу, пережить ситуацию успеха, но и приобрести навыки межличностного взаимодействия, умение сопереживать ПЛАН НЕДЕЛИ “Вода - чудесный дар природы” “Вода!… У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь”. Антуан де Сент-Экзюпери Цель: расширить представления о внутренних водах России как о резервуарах пресной воды, самом ценном природном ресурсе. Задачи: расширить знания о реках России, Кузбасса как самых удивительных, красивейших и необходимых для жизни человека созданий природы; закреплять систему представлений воспитанников о свойствах воды, ее значении в природе и жизни человека; провести практические работы по очистке и благоустройству участка реки Томь в районе школы. 1 деньОткрытие недели естественных наук | Общешкольное мероприятиеУстный журнал | “Жила-была в океане капелька” | Все классы | Урок – викторина | “Все ли ты знаешь о воде?” | 9 класс | 2 день | Экологическая игра | “Колодец вовсе не бездонен” | 8-9 классы | Викторина | “Все о воде” | 5-6 классы | 3 день | Эколого-географическая панорама | “Реки Кузбасса” | 7-8 классы | Аукцион знаний | “Природные святыни России” | 6 класс | Беседа | “Вода, вода – кругом вода” | 8 класс | 4 день | Дискуссия | “Утолим ли мы жажду?” | 8-9 классы | Конкурс плакатов | “Охрана воды” | 5-6 классы | Заочная экскурсия | “Вниз по матушке, по Волге…” | 5 –7 классы | 5 день | Конкурс | “Путь к вершине” | 6-8 классы | | Кинолекторий | “Морской круиз” | 5-7 классы | 6 день Закрытие Недели естественных наук | Заочное путешествие | “Для Кузбасса ты, как Волга…” | Все классы | Подведение итогов недели. | | Все классы | Для Кузбасса ты как Волга”. Путешествие Цель: актуализировать знания воспитанников 5-9 классов о главной водной артерии Кемеровской области – реке Томи. Задачи: расширить знания воспитанников о реке Томи; и малых реках Кемеровской области; познакомить с социально - экономическими переменами, происшедшими в жизни кузбасских городов в последнее время; воспитывать чувство любви к Родине. Оформление сцены: транспарант “Для Кузбасса ты, как Волга”; репродукции картин с видами природы Кузбасса; контур реки Томи с городами; (Рисунок 1) На сцену поочередно выходят ребята, которые и ведут путешествие по Томи.. 1-й чтец: Родина - мы произносим тихо, И в глазах задумчивых у нас Медленно качается гречиха И дымится луч в рассветный час. Речка вспоминается, наверное, Чистая, прозрачная до дна, И сережки светятся на вербе, И в траве тропиночка видна. 1-й ведущий: Необъятна наша Родина, но есть на ней места, которое каждому человеку особенно дороги и близки. Это его родной край, место, где он родился, учился, начал трудиться, а часто и прожил всю жизнь. Родина наша малая – Там, где родился и рос. Связана с ласкою маминой, С лепетом белых берез. Родина наша малая – Там, где в тяжелый год Сердце наше усталое Чуточку отдохнет. Родина наша малая – Там, где в прощальный час Зори восходят алые, Добром провожая нас. Валентин Махалов Звучит гимн Кемеровской области, муз. Е. Лугового, сл. Г. Юрова 2-й ведущий Имя нашего родного края – Кузбасс, так предложил назвать его выдающийся русский ученый Петр Александрович Чихачев в 1842 году в честь первого города нашей земли – Кузнецка. Среди высоких гордых гор – Простор Кузнецкой котловины. Синеют блюдечки озер, Пестрят коврами луговины. Вихрами дыбятся леса, Пронзают небо стрелы кранов, И заводские корпуса Дымят, как трубки великанов. Пусть о тебе, мой край родной, Молва идет, шумит по свету. В твоей богатой кладовой Каких сокровищ только нету! Не о цветах, друзья, пою, Не о чащобах, где медведи. Слагаю песню я свою О черном золоте и меди. Смотрю в синеющую даль, Любуюсь утренней зарею, Хочу воспеть чугун и сталь, Что брызжет огненной струею. Кузбасс! Ты дорог и любим. Горжусь твоею красотою. Твоею мощью, широтою, Рабочим обликом твоим. С.Торбоков,перевел с шорского М. Небогатов 3-й ведущий Кузбасс, так называют Кемеровскую область, потому, что в центре ее расположен Кузнецкий угольный бассейн. На долю Кузбасса приходится 44% добычи каменных углей, более 70% добычи коксующихся углей в России. Наша область производит чугун и сталь, алюминий и кокс, шахтное оборудование. На территории Кемеровской области 20 городов, 46 рабочих поселков, 1066 сельских населенных пунктов, в которых проживают около трех миллионов человек более 100 национальностей. Кузнецкий край – это не только индустриальное сердце России, но и редкий по красоте уголок Сибири с уникальными памятниками природы, хвойными и лиственными лесами, горными перевалами и хребтами, многочисленными озерами, полноводными и малыми реками. Сегодня мы совершим с вами путешествие по реке, удивительной и неповторимой в своем разнообразии, которую в народе называют Томью – матушкой, дочерью Кузбасса. 4-й ведущий Питание у реки смешанного типа. В верховьях она имеет бурный горный характер течения, для нее характерны каменные перекаты, пороги и скалы по берегам. После впадения у Новокузнецка реки Кондомы скорость течения Томи заметно снижается.Томь принимает более 115 притоков. Наиболее крупные из них Бельсу, Уса, Мрассу, Тутуяс, Кондома, Верхняя, Средняя и Нижняя Терси, Тайдон и другие. Постепенно на равнине Томь приобретает спокойный и плавный характер течения с большим количеством островов, пойменных озер. Впадает Томь в реку Обь и является ее правым притоком. 5-й ведущий. Для Кузбасса ты, как Волга для родной страны, По тебе Михайло Волков вел свои челны. От вершин белоголовых, до спокойных обских вод- Ско...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2937
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|