Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Методическая разработка недели естественных наук Вода – чудесный дар природы - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Методическая разработка недели естественных наук Вода – чудесный дар природы


Автор(ы): Вербовая Жанна Александровна, учитель биологии, педагог-психолог; Егорова Неонила Федоровна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Вопросы охраны природы были актуальны для человечества всегда, но никогда прежде они не обретали такую остроту, как сейчас.
Кризисная ситуация с охраной природы сложилась и в Кемеровской области: многие природные ландшафты практически уничтожены из-за добычи угля, руд и других полезных ископаемых, сильно загрязнены отходами металлургической, химической, энергетической промышленности водный и воздушный бассейны.
Широкие возможности для пробуждения интереса у воспитанников к природе и проблемам ее охраны предоставляет внеклассная работа. Она позволяет комплексно, интегрированно решать вопросы экологического воспитания.
Задачи экологического образования и воспитания воспитанников специальной школы имеют особое значение: большинство из них имеют узкий кругозор, низкую учебную мотивацию, ограниченные знания о природе, потребительское отношение к ней, слабые представления о том, что такое экология.
Кемеровская специальная общеобразовательная школа для подростков с криминогенным поведением – учреждение закрытого типа. Вследствие эмоциональной и социальной депривации и других причин у воспитанников обнаруживаются высокий уровень агрессивности и враждебности к окружающим, эмоциональная неустойчивость, трудности в общении.
Учитывая контингент воспитанников спецшколы, их психологические особенности, проблемы в обучении и воспитании, особое внимание уделяется внеклассной работе, активно используются разнообразные формы работы с воспитанниками. Познавательные беседы, конкурсы, викторины, праздники, игры, заочные путешествия, экскурсии, самостоятельная работа воспитанников в кружках “Юннат”, “Занимательная география”, моделирование физических явлений, озеленение классов, практическая работа на пришкольном участке – все это расширяет кругозор подростков, повышает мотивацию к обучению, развивает творческие способности, способствует развитию экологического самосознания, дает возможность использовать свои знания на практике, помогает подросткам приобрести навыки эффективного общения.
В условиях общеобразовательного учреждения закрытого типа с малокомплектными классами эффективными являются такие формы внеклассной работы, которые проходят на уровне классных параллелей и общешкольных мероприятий. Традиционной и эффективной формой внеклассной работы в школе являются недели естественных наук, которые носят межпредметный характер. В течение нескольких лет они проводятся в Кемеровской специальной школе под девизом “Планета - наш общий дом”.
Темы предметных недель: “Охрана воздуха”, “ Почва и урожай”, “Земля, на которой мы живем”, “Леса – наше богатство”, “Природа. Человек. Здоровье” и другие. Следует отметить, что тематика предметных недель выбирается не случайно. День 22 марта объявлен Всемирным днем воды на нашей планете, этой теме была посвящена предметная неделя “Вода - чудесный дар природы”, сценарий проведения которой представлен в данной методической разработке.
Подготовка к Неделе начинается за 1-1,5 месяца, включает оформление воспитанниками под руководством учителя стендов, где размещаются план проведения недели, викторины, кроссворды, занимательный материал по теме недели. Все материалы подбираются разными группами учеников по заданию учителя и собственному выбору. Воспитанники готовят сообщения, участвуют в конкурсе рисунков, плакатов, устных журналах и др., посвященных охране воды.
Кроме этого многие воспитанники участвуют в подготовке общешкольных мероприятий в ходе недели: оформляют сцену, зал, работают в качестве звукооператоров, выступают как исполнители музыкальных композиций, сценок, сказок и т.д.
Неделя открывается общешкольным мероприятием или линейкой, цель которых - вызвать интерес у подростков к теме недели, активизировать их деятельность. Традиционно неделя завершается итоговым общешкольным праздником. Например, неделя “Вода - чудесный дар природы” открывалась экологической сказкой “Жила-была в океане капелька”, а завершилась путешествием “Для Кузбасса ты, как Волга”.
Об интересе воспитанников к природе и проблемам ее охраны, развитии мотивов, побуждающих к деятельности по ее сохранению, свидетельствуют отзывы и сочинения воспитанников, стабильно большое количество членов кружков “Юннат”, “Занимательная география”. Вырос также уровень активности участия воспитанников в практических работах по уходу за растениями, животными, озеленению школьного двора.
Анализ успеваемости показал, что у воспитанников повысилось качество знаний по предметам естественного цикла. Кроме этого, результаты психодиагностических обследований воспитанников показывают снижение у подростков уровня тревожности и агрессивности. Таким образом, вся система подготовки и проведения предметной недели предоставляет возможность воспитанникам не только проявить свои способности, инициативу, пережить ситуацию успеха, но и приобрести навыки межличностного взаимодействия, умение сопереживать
ПЛАН НЕДЕЛИ
“Вода - чудесный дар природы”
“Вода!… У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь”.
Антуан де Сент-Экзюпери
Цель: расширить представления о внутренних водах России как о резервуарах пресной воды, самом ценном природном ресурсе.
Задачи:
  • расширить знания о реках России, Кузбасса как самых удивительных, красивейших и необходимых для жизни человека созданий природы;
  • закреплять систему представлений воспитанников о свойствах воды, ее значении в природе и жизни человека;
  • провести практические работы по очистке и благоустройству участка реки Томь в районе школы.
1 деньОткрытие недели естественных наук Общешкольное мероприятиеУстный журнал “Жила-была в океане капелька” Все классы
Урок – викторина “Все ли ты знаешь о воде?” 9 класс
2 день Экологическая игра “Колодец вовсе не бездонен” 8-9 классы
Викторина “Все о воде” 5-6 классы
3 день Эколого-географическая панорама “Реки Кузбасса” 7-8 классы
Аукцион знаний “Природные святыни России” 6 класс
Беседа “Вода, вода – кругом вода” 8 класс
4 день Дискуссия “Утолим ли мы жажду?” 8-9 классы
Конкурс плакатов “Охрана воды” 5-6 классы
Заочная экскурсия “Вниз по матушке, по Волге…” 5 –7 классы
5 день Конкурс “Путь к вершине” 6-8 классы
Кинолекторий “Морской круиз” 5-7 классы
6 день Закрытие Недели естественных наук Заочное путешествие “Для Кузбасса ты, как Волга…” Все классы
Подведение итогов недели. Все классы
Для Кузбасса ты как Волга”. Путешествие
Цель:
актуализировать знания воспитанников 5-9 классов о главной водной артерии Кемеровской области – реке Томи.
Задачи:
  • расширить знания воспитанников о реке Томи; и малых реках Кемеровской области;
  • познакомить с социально - экономическими переменами, происшедшими в жизни кузбасских городов в последнее время;
  • воспитывать чувство любви к Родине.
Оформление сцены:
  • транспарант “Для Кузбасса ты, как Волга”;
  • репродукции картин с видами природы Кузбасса;
  • контур реки Томи с городами; (Рисунок 1)
На сцену поочередно выходят ребята, которые и ведут путешествие по Томи..
1-й чтец
:

Родина - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропиночка видна.
1-й ведущий: Необъятна наша Родина, но есть на ней места, которое каждому человеку особенно дороги и близки. Это его родной край, место, где он родился, учился, начал трудиться, а часто и прожил всю жизнь.
Родина наша малая –
Там, где родился и рос.
Связана с ласкою маминой,
С лепетом белых берез.
Родина наша малая –
Там, где в тяжелый год
Сердце наше усталое
Чуточку отдохнет.
Родина наша малая –
Там, где в прощальный час
Зори восходят алые,
Добром провожая нас.
Валентин Махалов
Звучит гимн Кемеровской области, муз. Е. Лугового, сл. Г. Юрова
2-й ведущий
Имя нашего родного края – Кузбасс, так предложил назвать его выдающийся русский ученый Петр Александрович Чихачев в 1842 году в честь первого города нашей земли – Кузнецка.
Среди высоких гордых гор –
Простор Кузнецкой котловины.
Синеют блюдечки озер,
Пестрят коврами луговины.
Вихрами дыбятся леса,
Пронзают небо стрелы кранов,
И заводские корпуса
Дымят, как трубки великанов.
Пусть о тебе, мой край родной,
Молва идет, шумит по свету.
В твоей богатой кладовой
Каких сокровищ только нету!
Не о цветах, друзья, пою,
Не о чащобах, где медведи.
Слагаю песню я свою
О черном золоте и меди.
Смотрю в синеющую даль,
Любуюсь утренней зарею,
Хочу воспеть чугун и сталь,
Что брызжет огненной струею.
Кузбасс! Ты дорог и любим.
Горжусь твоею красотою.
Твоею мощью, широтою,
Рабочим обликом твоим.
С.Торбоков,перевел с шорского М. Небогатов
3-й ведущий Кузбасс, так называют Кемеровскую область, потому, что в центре ее расположен Кузнецкий угольный бассейн. На долю Кузбасса приходится 44% добычи каменных углей, более 70% добычи коксующихся углей в России. Наша область производит чугун и сталь, алюминий и кокс, шахтное оборудование. На территории Кемеровской области 20 городов, 46 рабочих поселков, 1066 сельских населенных пунктов, в которых проживают около трех миллионов человек более 100 национальностей. Кузнецкий край – это не только индустриальное сердце России, но и редкий по красоте уголок Сибири с уникальными памятниками природы, хвойными и лиственными лесами, горными перевалами и хребтами, многочисленными озерами, полноводными и малыми реками. Сегодня мы совершим с вами путешествие по реке, удивительной и неповторимой в своем разнообразии, которую в народе называют Томью – матушкой, дочерью Кузбасса.
4-й ведущий
Питание у реки смешанного типа. В верховьях она имеет бурный горный характер течения, для нее характерны каменные перекаты, пороги и скалы по берегам. После впадения у Новокузнецка реки Кондомы скорость течения Томи заметно снижается.Томь принимает более 115 притоков. Наиболее крупные из них Бельсу, Уса, Мрассу, Тутуяс, Кондома, Верхняя, Средняя и Нижняя Терси, Тайдон и другие. Постепенно на равнине Томь приобретает спокойный и плавный характер течения с большим количеством островов, пойменных озер. Впадает Томь в реку Обь и является ее правым притоком.
5-й ведущий.
Для Кузбасса ты, как Волга для родной страны,
По тебе Михайло Волков вел свои челны.
От вершин белоголовых, до спокойных обских вод-
Ско...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2937

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340