Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Профориентационное занятие для старшеклассников Как добиться успеха?
Автор(ы): Квашнина Светлана Александровна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку старшеклассникам в ситуации выбора. Задачи: - обучать планированию карьеры;
- актуализировать цели ближайшего будущего;
- формировать умение планирования необходимых шагов для реализации своей цели;
- предоставить информацию о возможных вариантах построения карьеры;
- развивать коммуникативные способности учащихся (навыки работы в команде, развитие навыков эмпатического слушания).
Чтобы быть собою, надо быть хоть кем-нибудь. Станислав Ежи Лец Сценарий занятия 1. Вступительная часть. Слово учителя. «Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец», – советовал И. А. Крылов. Вряд ли кто-нибудь не согласится с советом классика. Но как узнать, к чему ты сроден? Ответ на этот вопрос, оценка собственных способностей имеет важный практический результат, напрямую влияет на профессиональную карьеру: человек, высоко оценивающий свои возможности, постоянно «повышает планку», стремится к более высоким достижениям в своем деле. Выбирая профессиональную карьеру, следует руководствоваться следующими критериями: - успешность;
- удовлетворенность работой;
- затраты здоровья.
2. Проблемная часть. Работа в группах (2 или более групп) и обсуждение проблемной ситуации. Ситуация: Родители настойчиво уговаривают свою дочь поступить в государственный вуз «по блату» на техническую специальность, мотивируя это тем, что они сами когда-то закончили этот вуз, что это престижная и востребованная специальность, что у них есть влиятельные приятели среди руководства. Проблема в том, что девушка не чувствует желания обучаться в техническом вузе, да и способностей, как она считает, у неё для этого нет. Она мечтает уехать в столицу и стать актрисой. Реальных шансов поступить в московский вуз и сделать карьеру актрисы мало. Задание для групп. 1-я группа: Приведите аргументы «за» (в пользу того, чтобы согласиться с родителями и поступить в технический вуз). 2-я группа: Приведите аргументы «против». Есть ли шансы воплотить мечту в жизнь? Обсуждение: - Выскажите своё мнение о сложившейся ситуации.
- Нужно ли учитывать обстоятельства при выборе профессии? Если да, то какие?
3. Работа над понятием «Личный профессиональный план». Один из факторов достижения профессионального успеха – личный профессиональный план. «План» – это не то, что написано на бумаге и озаглавлено «план», а образ, мысленное представление будущего. Работа в группах. Задание: составить схему построения образа профессионального будущего. Высказывание представителей от группы и составление общей схемы. Обсуждение. Схема построения образа профессионального будущего (работа с доской), беседа в ходе построения схемы. - Дальняя профессиональная цель (мечта).
- Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели).
- Знание себя (знание своих возможностей для достижения дальней и, особенно, ближних целей).
- Знания путей подготовки к достижению целей (особенно ближних) и способов работы над собой.
- Реальная подготовка к профессии (практическая реализация планов).
- Запасные варианты карьеры и их иерархия как способы движения к дальней цели. Возможны случаи, когда резервный вариант не совпадает с дальней целью и рассматривается как самостоятельный путь.
- В случае явного несоответствия своих возможностей избранным целям – другой профессиональный выбор.
4. Мотивационная часть. - Постарайтесь назвать слова-ассоциации, связанные со словом успех; успешный.
- Определение значения слова успех.
Успех - удача в достижении чего-нибудь;
- общественное признание;
- хорошие результаты в учёбе, работе.
Успешный– сопровождающийся успехом, удачный. См.: Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Вопросы для обсуждения: - Что для каждого из вас является успехом?
- Какого человека можно назвать успешным?
- Что, по вашему мнению, обеспечивает успех человека?
5. Информационная часть. Счастье и успех – связанные понятия. Почему одни люди успешнее других? Специалисты в области психологии достижения считают, что для достижения успеха важно научиться управлять собой. А для этого надо, во-первых, знать психологические закономерности, а во-вторых, совершить усилие, чтобы применить эти знания для достижения успеха. Итак, что же необходимо знать? - Мы чувствуем себя хорошо в той степени, в которой мы сами контролируем собственную жизнь (психологи называют это внутренним локусом контроля). При внешнем локусе контроля мы чувствуем, что нами управляют обстоятельства, другие люди и т. д.
- Для каждого события нашей жизни есть своя причина. Если нам не нравится какое-то событие, мы можем выяснить причины и изменить их.
- Наши убеждения могут создавать ограничения, формировать предрассудки, через призму которых мы воспринимаем мир. Даже если убеждения основаны на ложной информации, они влияют на то, что случается с нами. Вот пример из жизни. Студент при поступлении в университет на вступительных экзаменах получил 99 баллов по результатам теста, о чем ему сообщили в письме. Студент решил, что 99 баллов означает, что его коэффициент интеллекта 0,99, т.е. ниже среднего. Весь первый семестр он учился плохо. Его вызвали и спросили, почему у него такие трудности в учебе. Он сослался на свой коэффициент интеллекта. Тогда ему объяснили, что 99 баллов означает, что результат лучше, чем у 98 % студентов. После осознания своей ошибки студент продемонстрировал блестящие результаты в учебе.
- Наши успехи в любой области зависят от того, насколько мы нравимся самим себе, принимаем себя такими, какие мы есть. Но не следует путать принятие себя с тщеславием, самомнением. Люди, которые искренне нравятся себе, принимают других в той же степени. А чувство превосходства и чувство неполноценности свойственны людям, которые не нравятся себе и компенсируют их агрессивностью, властностью и т. п.
- Для достижения успеха очень важно принять полную ответственность за свою жизнь. Это значит, что человек ответствен за любую ситуацию, в том числе и за такую, которой могут сопутствовать несправедливости и неудачи.
Сильнейшее препятствие на пути к успеху – это страх неудачи. Обычно люди боятся неудач, так как не понимают их важности. В жизни нельзя преуспеть, не переживая неудач. Если вспомнить примеры из жизни великих людей, можно убедиться: всем большим успехам предшествова...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.08.20 | Просмотров: 2317
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|