Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Профориентационное занятие для старшеклассников Как добиться успеха? - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Профориентационное занятие для старшеклассников Как добиться успеха?


Автор(ы): Квашнина Светлана Александровна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку старшеклассникам в ситуации выбора.
Задачи:
  • обучать планированию карьеры;
  • актуализировать цели ближайшего будущего;
  • формировать умение планирования необходимых шагов для реализации своей цели;
  • предоставить информацию о возможных вариантах построения карьеры;
  • развивать коммуникативные способности учащихся (навыки работы в команде, развитие навыков эмпатического слушания).
Чтобы быть собою, надо быть хоть кем-нибудь.
Станислав Ежи Лец
Сценарий занятия
1. Вступительная часть.
Слово учителя. «Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец», – советовал И. А. Крылов. Вряд ли кто-нибудь не согласится с советом классика. Но как узнать, к чему ты сроден? Ответ на этот вопрос, оценка собственных способностей имеет важный практический результат, напрямую влияет на профессиональную карьеру: человек, высоко оценивающий свои возможности, постоянно «повышает планку», стремится к более высоким достижениям в своем деле. Выбирая профессиональную карьеру, следует руководствоваться следующими критериями:
  • успешность;
  • удовлетворенность работой;
  • затраты здоровья.
2. Проблемная часть.
Работа в группах (2 или более групп) и обсуждение проблемной ситуации.
Ситуация: Родители настойчиво уговаривают свою дочь поступить в государственный вуз «по блату» на техническую специальность, мотивируя это тем, что они сами когда-то закончили этот вуз, что это престижная и востребованная специальность, что у них есть влиятельные приятели среди руководства. Проблема в том, что девушка не чувствует желания обучаться в техническом вузе, да и способностей, как она считает, у неё для этого нет. Она мечтает уехать в столицу и стать актрисой. Реальных шансов поступить в московский вуз и сделать карьеру актрисы мало.
Задание для групп.
1-я группа: Приведите аргументы «за» (в пользу того, чтобы согласиться с родителями и поступить в технический вуз).
2-я группа: Приведите аргументы «против». Есть ли шансы воплотить мечту в жизнь?
Обсуждение:
  • Выскажите своё мнение о сложившейся ситуации.
  • Нужно ли учитывать обстоятельства при выборе профессии? Если да, то какие?
3. Работа над понятием «Личный профессиональный план».
Один из факторов достижения профессионального успеха – личный профессиональный план.
«План» – это не то, что написано на бумаге и озаглавлено «план», а образ, мысленное представление будущего.
Работа в группах. Задание: составить схему построения образа профессионального будущего.
Высказывание представителей от группы и составление общей схемы. Обсуждение.
Схема построения образа профессионального будущего (работа с доской), беседа в ходе построения схемы.
  • Дальняя профессиональная цель (мечта).
  • Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели).
  • Знание себя (знание своих возможностей для достижения дальней и, особенно, ближних целей).
  • Знания путей подготовки к достижению целей (особенно ближних) и способов работы над собой.
  • Реальная подготовка к профессии (практическая реализация планов).
  • Запасные варианты карьеры и их иерархия как способы движения к дальней цели. Возможны случаи, когда резервный вариант не совпадает с дальней целью и рассматривается как самостоятельный путь.
  • В случае явного несоответствия своих возможностей избранным целям – другой профессиональный выбор.
4. Мотивационная часть.
  • Постарайтесь назвать слова-ассоциации, связанные со словом успех; успешный.
  • Определение значения слова успех.
Успех
  • удача в достижении чего-нибудь;
  • общественное признание;
  • хорошие результаты в учёбе, работе.
Успешный– сопровождающийся успехом, удачный.
См.: Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
Вопросы для обсуждения:
  • Что для каждого из вас является успехом?
  • Какого человека можно назвать успешным?
  • Что, по вашему мнению, обеспечивает успех человека?
5. Информационная часть.
Счастье и успех – связанные понятия. Почему одни люди успешнее других? Специалисты в области психологии достижения считают, что для достижения успеха важно научиться управлять собой. А для этого надо, во-первых, знать психологические закономерности, а во-вторых, совершить усилие, чтобы применить эти знания для достижения успеха. Итак, что же необходимо знать?
  • Мы чувствуем себя хорошо в той степени, в которой мы сами контролируем собственную жизнь (психологи называют это внутренним локусом контроля). При внешнем локусе контроля мы чувствуем, что нами управляют обстоятельства, другие люди и т. д.
  • Для каждого события нашей жизни есть своя причина. Если нам не нравится какое-то событие, мы можем выяснить причины и изменить их.
  • Наши убеждения могут создавать ограничения, формировать предрассудки, через призму которых мы воспринимаем мир. Даже если убеждения основаны на ложной информации, они влияют на то, что случается с нами. Вот пример из жизни. Студент при поступлении в университет на вступительных экзаменах получил 99 баллов по результатам теста, о чем ему сообщили в письме. Студент решил, что 99 баллов означает, что его коэффициент интеллекта 0,99, т.е. ниже среднего. Весь первый семестр он учился плохо. Его вызвали и спросили, почему у него такие трудности в учебе. Он сослался на свой коэффициент интеллекта. Тогда ему объяснили, что 99 баллов означает, что результат лучше, чем у 98 % студентов. После осознания своей ошибки студент продемонстрировал блестящие результаты в учебе.
  • Наши успехи в любой области зависят от того, насколько мы нравимся самим себе, принимаем себя такими, какие мы есть. Но не следует путать принятие себя с тщеславием, самомнением. Люди, которые искренне нравятся себе, принимают других в той же степени. А чувство превосходства и чувство неполноценности свойственны людям, которые не нравятся себе и компенсируют их агрессивностью, властностью и т. п.
  • Для достижения успеха очень важно принять полную ответственность за свою жизнь. Это значит, что человек ответствен за любую ситуацию, в том числе и за такую, которой могут сопутствовать несправедливости и неудачи.
Сильнейшее препятствие на пути к успеху – это страх неудачи. Обычно люди боятся неудач, так как не понимают их важности. В жизни нельзя преуспеть, не переживая неудач. Если вспомнить примеры из жизни великих людей, можно убедиться: всем большим успехам предшествова...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.08.20 | Просмотров: 2317

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340