Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Школа без агрессии
Автор(ы): Гартман Юлия Юрьевна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
За последние 2-3 года, подростковая агрессия из частной - семейной превратилась едва ли не в важнейшую общественную проблему. В последнее время участились факты проявления насилия среди сверстников. На ситуацию негативно влияют: духовно-нравственный кризис современного российского общества, недостатки семейного воспитания, содержание телевизионных программ, компьютерные игры, видеофильмы, пропагандирующие культ силы. Наша школа не стала исключением, эта проблема затронула нас. В 2006-2007 учебном году была проведена диагностика учащихся по проблеме агрессия в нашей школе, в форме анкетирования по 3-м ступеням (1-6 классы, 7-9 классы, 10-11 классы – всего участвовало 342 учащихся). В 1-6 классах на вопрос, есть ли в вашем классе ребята, к-рые обижают тебя (дразнят, бьют и т.д.), ответили: «да» - 61, «нет» - 39%. На вопрос, что ты чувствуешь при этом, ответили: плохое состояние – 16%, обида – 16%, ничего – 14%, не обращаю внимание – 7% учащихся. Для детей агрессия становится нормой, и они стараются не реагировать на ее проявления. В старшем звене, значимость решения данной проблемы отметили: Важно – 45% уч-ся Крайне важно – 16% Не важно – 26% Совсем не важно – 11% Чаще всего учащиеся сталкиваются: со словесной агрессией – 73%, физической – 25%, косвенной – 10%, материальной – 6% Результаты анкетирования учителей нашей школы На вопрос «Существует ли проблема детской агрессии в классе, где вы преподаете?» учителя ответили: Нет – 5% Да – 67% Не ответили на этот вопрос – 28% Учителя оценили значимость решения данной проблемы: Крайне важна– 67% Важна – 33% Не важна – 0% Совсем не важна - 0% Определили, какие виды агрессии чаще всего встречаются в школе? Словесная – 90,5% Физическая – 57% Материальная- 9,5% Косвенная - 9,5% В каком возрасте проявляется детская агрессия больше всего или ярче? Во всех возрастах проявляется одинаково ярко, только в разных проявлениях. 7 – 9 лет – 47% 10 – 12 лет – 47% 13 – 15 лет – 47% Где больше всего проявляется агрессивное поведение учащихся? На уроке – 19% На перемене – 95% В столовой – 19% В гардеробе – 14% Около школы – 67% На спортплощадке – 9,5% Для решения этой проблемы в нашей школе был разработан проект «Школа без агрессии». Над проектом работали творческая группа, в состав которой входили учителя, социальный педагог, педагог-психолог, заместитель директора по ВР. Я хотела бы поделиться с педагогами-психологами и с теми участниками образовательного процесса в школах, кто работает или заинтересован в снижении уровня агрессивности у детей своими наработками по этой проблеме. Вашему вниманию представлены примеры коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста, рекомендации для учителей и родителей, а также в приложении №1 сделана подборка игр, которые можно использовать на занятиях с детьми и даже в домашних условиях, а также теоретическими знаниями. Основные понятия Агрессивное поведение – это взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому (жертве). Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинения вреда другому живому существу; явно злонамеренное поведение, предполагающее действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. Агрессивность – свойство личности, она является как результат генетической предрасположенности, так и влияния среды. Агрессор – тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерется, портит вещи и т.д. Жертва – человек, которому умышленно наносит вред агрессор. Зрители – группа учеников, свидетелей агрессивного поведения, которые сами не являются инициаторами агрессивных действий, но, наблюдая за действиями агрессоров, не встают на сторону жертвы, а иногда прямо или косвенно даже помогают агрессору. Виды агрессии: Прямая агрессия Вербальная (словесная) – когда насмешничают, иронизируют, обзываются, ругаются матом и т.д.; Физическая – когда дерутся, толкаются, колют друг друга острыми предметами, дергают за волосы и т.д.; Материальная – когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество и т.д. Косвенная агрессия Частичное игнорирование – непринятие в некоторые виды деятельности (игры, разговоры и т.д.); Полное игнорирование – бойкот; Другие виды психологического давления (когда заставляют делать за кого-то домашнее задание, давать списывать, принуждают к каким-то действиям и др.) Причины, порождающие детскую агрессию - Несформированность у детей моральных норм, общественных ценностей
- Недостаточность произвольности в поведении
- Вседозволенность, наличие большого количества свободного времени, несформированность круга интересов
Недостатки семейного воспитания - Неполная семья с нарушенными функциональными связями
- Гиперопека, чрезмерный контроль и нудные поучения, наставления
- Эмоциональная холодность, чрезмерная строгость
- Попустительский стиль воспитания
- Агрессивное отношение родителей к детям (физические наказания, оскорбления и т.п.)
Факторы, провоцирующие агрессивность у ребенка: Наследственно-характерологические - Наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению;
- Психопатоподобное, возбудимое поведение родителей или родственников;
- Наличие выраженной тревожности и гиперактивности у детей.
Резидуально-органические - Травмы головного мозга;
- Минимальная мозговая дисфункция.
Социально-бытовые - Неблагоприятные условия воспитания в семье, в школе;
- Неадекватно-жесткий родительский контроль;
- Враждебное или оскорбительное отношение к ребенку;
- Ситуация налаживания совместной деятельности;
- Необходимость соблюдения социальных норм поведения и взаимоотношений.
Ситуационные - Ответная агрессивность, на присутствие новых взрослых или сверстников;
- Чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
- Введение ограничений в поведение ребенка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности выполнения заданий ребенком);
- Новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;
- Нарастание утомления и пресыщение у ребенка и др.
Типы агрессии у детей Тип агрессии | Характеристика | Рекомендации родителям и учителям | Гиперактивный ребенок | Двигательно-расторможенные дети. Чаще всего воспитываются в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности | Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе игровые ситуации с правилами | Обидчивый и истощаемый | Свойственна повышенная чувствительность, обидчивость, раздражительность, ранимость. Причины: недостатки воспитания, трудности обучения, особенности созревания Н.С. | Помогите ребенку разрядить психическое напряжение (шумная игра, поколотите что-нибудь). Стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок всегда агрессивен. | Ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением | Часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям (эти люди уже не образец для подражания). Он переносит свое настроение, проблемы на этих людей. | Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него. | Агрессивно-боязливый ребенок | Враждебность, подозрительность – средство защиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения» | Работайте со страхами, моделируйте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее. | Агрессивно-безчувственный ребенок | Способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. | Нужно стимулировать гуманные чувства. Приучайте ребенка нести ответственность за свои поступки | Рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения детей Особое место следует уделять формированию круга интересов детей, учитывая особенности его характера и способностей. Привлечение к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т.д. (младший школьный возраст) Развитие ребенка осуществляется в деятельности. Необходимо создать возможность подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых (средний школьный возраст). Это различные виды социально признаваемой деятельности – трудовая, спортивная, художественная, организаторская и т.д. Избегайте применения силы в ответ на агрессивное поведение детей. Важно признать необходимость поиска путей решения. «Я вижу, это действительно важно для тебя. Когда ты успокоишься, мы вместе все обсудим. Я тебе помогу». Старайтесь отмечать положительные и интересные стороны своего ребенка, не концентрируйте свое внимание только на отрицательных моментах. Прислушивайтесь к чувствам детей, поощряя их откровенность. Но потом не используйте эту информацию для наказания или для упреков. Важно, чтобы и сам взрослый умел описать и выразить свое эмоциональное состояние. Для детей важно, что их чувства уважают и они естественны: злиться может любой человек. Агрессия - это процесс, который сопровождается выбросом большого количества энергии. Ваша задача – направить эту энергию в другое русло. Это может быть какая-либо работа или возможность порвать бумагу, сломать палку, побаловаться подушками. Коррекционно-развивающие занятия с младшими школьниками. Занятие №1 Тема: «Дом дружбы» Цель занятия – профилактика агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста в школе. Упражнение №1. «Сказки о добре и зле» Вспомни сказки, где добро побеждает зло. Например: «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», Чебурашка и крокодил Гена и другие (Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»). Назовите хороших, положительных героев, какими качествами они обладают? А теперь назовите отрицательных героев сказок, и какими качествами они обладают? Положительные герои | Отрицательны герои | | | | | Упражнение №2 «Разукрась шары» Цель: научить детей разнообразным способом выражения агрессии Содержание: Задание: нарисуйте и разукрасьте шары. Каким цветом могут быть злые шары? Каким цветом будут добрые шары? Раздаются индивидуальные листы с изображением мячей (злые и добрые мячи), необходимо подобрать цвета и объяснить почему. Упражнение №3 «Считалочка» Цель: установление телесного контакта, снижение агрессивности. Все дети встали в круг, взялись за руки и приговаривают считалку: Мирись, мирись, мирись, И больше не дерись, А если будешь драться, то я буду кусаться! А кусаться не причем, буду драться кирпичом. А кирпич ломается – Дружба начинается! Упражнение №4 «Бумажка» Цель: Учить выплескивать гнев в приемлемой форме. Нужно со всей силы, со всей злости скомкать бумажку. Выплеснуть всю свою агрессию на лист бумаги и посмотреть, что с ним будет. Упражнение: №5 «Бумажный волейбол» Цель: учить детей выплескивать гнев в приемлемой форме. Сделанные бумажные шары используются в этом упражнении. Площадка делится пополам и дети на 2 команды, у каждого свой бумажный шар. Задание перебросить все свои шары на поле противника. По сигналу игра прекращается, и подсчитываются шары. У кого меньше шаров, тот выиграл. Упражнение №6 «Крестики-нолики» Цель: переключить с агрессивного состояния на иное. Ведущий: «Я крестик буду на бумаге рисовать и злом, обидой его назову! А ты быстрее этот крестик в кружочек заключи, забором обведи. Чем больше крестиков обведем, тем быстрее хорошее настроение вернем». Занятие №2. Наш дружный класс. Цель: формирование дружного коллектива. Задачи: - Учить умению договариваться, обсуждать замысел р...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3339
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|