Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Профориентационная работа с учащимися - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Профориентационная работа с учащимися


Автор(ы): Филь Иванна Петровна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Я предпочитаю разговаривать с детьми – есть, по крайней мере, надежда, что из них выйдут разумные существа…”
Серен Кьеркегор
детский философ
Сегодня психология представлена во всех областях общественной жизни – экономической, производственной, социальной, в области искусств и спорта, сохранения здоровья и др. Но, пожалуй, в наибольшей степени влияние научно-практической психологии заметно в современной системе образования.
Центром внимания и смыслом деятельности школьного психолога является ребенок, его интересы как растущего человека и развивающейся личности, индивидуальности, оказание помощи, как самим детям, так и их родителям, учителям в решении проблем обучения, поведения, общения, отношений.
Одной из основных проблем, с которой приходится сталкиваться школьному психологу, является социальная адаптация подростков, решение вопросов взросления.
Стремление к зрелости особенность присущая всем людям: и взрослым, и детям, и умным, и не очень, и “трудным”, и благополучным. Эта особенность человека называется личностным ростом и сопровождает процесс взросления. Один из аспектов взросления выделился в проблему социально-психологической адаптации подростков. Речь идет не только о предупреждении детской и подростковой преступности, наркомании и т.д. Гораздо более широкие слои подростков просто плохо адаптированы к реальной жизни, т.е. не могут выбрать цель на определенном этапе жизни, не чувствуют себя уверенно и поэтому внушаемы и зависимы.
Взросление без личностного роста обрекает подростков на серьезные трудности, и здесь неоценима роль школы в решении задач развития личности ученика.
Одним из направлений работы учебного заведения по социальной адаптации детей, по подготовке их к взрослой жизни, а тем более, направленная работа по развитию личности является профориентация учащихся.
Социально-экономическое и геополитическое положение Калининградского региона наиболее остро ставит перед школой задачи профессиональной ориентации учащихся. В силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказывается недостаточно подготовленной к новым требованиям политической, социально-экономической и кадровой ситуации.
Социальные опросы, проведенные в школе, показывают, что более 60% старшеклассников имеют неустойчивые интересы к профессиональной деятельности, при этом более 70% не владеют способами изучения своих индивидуальных возможностей и склонностей, соответствия их избираемой профессии.
Исходя из этой цели, профориентационная работа психологической службы заключается в обучении учащихся продуктивной практической деятельности, направленной на формирование рефлексивных способностей – познание собственной деятельности, умение видеть в ней успехи и ошибки, исправлять их в подготовке к профессиональному самоопределению; содействовать активизации процессов и механизмов профессионального самоопределения учащихся, обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.
Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала.
При проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственных ориентаций.
Мы с вами знаем, что знания, приобретаемые в школе, никогда не станут значимыми для ученика, если он не видит практического применения своим навыкам и умениям, не видит и не понимает, зачем ему это нужно. Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится, тем самым, повышая мотивацию к обучению, к самопознанию и саморазвитию. Таким образом, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах.
Автором статьи был разработан и используется курс профориентационных занятий “Путь к успеху” (Приложение 1).
Курс ориентирован на актуализацию профессионального самоопределения школьников и предполагает включение учащихся в процесс прогнозирования и планирования (построения) своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был интересным и личностно значимым для подростков, а также, чтобы он был обеспечен определенными средствами для самостоятельного и осмысленного действия при решении проблем самоопределения.
При проведении занятий курса используются различные формы и методы работы:
  • Игровые процедуры, которые моделируют определенные ситуации, актуализируют проживание некоторых феноменов внутреннего мира человека и дают возможность наблюдать их “здесь и сейчас”;
  • Работа с научными и публицистическими текстами (самостоятельное чтение и организация понимания через обсуждение в группах);
  • Дискуссии, беседы, групповая работа, интерактивные лекции;
  • Профориентационные игры;
  • Проблемно-игровые и учебно-профессиональные ситуации;
  • Проведение диагностических методик с последующим обсуждением результатов.
Совершенно очевидно, что профориентационное занятие не должно сводиться к передаче готовых знаний и вооружению решениями на все случаи жизни. Обучение должно формировать способности быстро и максимально полно ориентироваться в постоянно меняющихся обстоятельствах, этому, на наш взгляд, способствует внедрение новых педагогических и информационных технологий.
Одной из проблем, с которой приходится сталкиваться школьному психологу при проведении занятий в начале курса является отсутствие учебной мотивации учащихся и, как следствие – непосещение курса, т.к. он является необязательным и безоценочным.
Наиболее эффективный путь развития учебной мотивации мне представляется через активизацию творческого мышления. Ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творческости, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути) – известный способ повышения интереса к учебе. С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности, которые нельзя развить, передавая в готовой форме знания и умения: инициативность, гибкость, уверенность, свобода мышления и суждений, широкую социальную ориентировку в окружающем, непохожесть на других и многое другое. Именно в творческой деятельности между людьми возникают отношения, предполагающие терпимость, уважение к мнению других, готовность посмотреть на ситуацию глазами другого человека. Творчество порождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию, принятию жизни во всей ее полноте. В результате выпускник школы оказывается в состоянии, учитывая личные склонности и предпочтения, самостоятельно сделать ответственный выбор из большого числа возможностей, а не жить по написанному за него сценарию.
Ни объем знаний, приобретаемых в готовом виде, ни умения, освоенные по образцу, не обеспечивают приобретение человеком творческого опыта. Творчеству можно научить, но по-иному, чем учат знаниям и умениям. Кроме того, творческий опыт, приобретаемый ребенком, должен быть составляющей того целостного личного опыта, который он приобретает в образовательном процессе.
Психологией накоплен определенный багаж знаний и научных рекомендаций по развитию способности к творчеству, а педагогика, опираясь на эти рекомендации, разработала множество конкретных приемов и методов: развитие творчества на основе системы творческих и исследовательских заданий, развитие проектного мышления, технологии проблемного обучения, диалоговые методы обучения и т.д. Использование этих методов в профориентационных занятиях, безусловно, способствует развитию интереса учащих...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.08.20 | Просмотров: 1699

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340