Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Проект открытого урока в 10-м классе по теме: Эпоха Ивана Грозного: противоречия и итоги правления - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Проект открытого урока в 10-м классе по теме: Эпоха Ивана Грозного: противоречия и итоги правления


Автор(ы): Шалянинова Светлана Леонидовна, преподаватель психологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: обобщить знания учащихся, полученные ими в ходе изучения темы “Россия в XVI веке”, и, предложив дать характеристику Ивана IV, сформировать у них представление об исторической эпохе, в которой протекала его деятельность, осознание её противоречивости. Научить учащихся давать собственную оценку неоднозначных исторических эпох, явлений и деятелей; размышлять над различными точками зрения, сравнивать аргументы, подбирать факты для доказательства собственной позиции.
Опережающее задание: выбрать учащихся на роли Ивана Грозного, Андрея Курбского, Малюты Скуратова, секретаря. Остальные, изучив дополнительную литературу и объединившись в группы журналистов исторических газет, журналов, телевизионных программ, готовят вопросы Ивану Грозному и его современникам, факты и аргументы “за” и “против”.
Оборудование: магнитофон с записью позывных ток-шоу и музыкального сопровождения, подборка дополнительных материалов, исторических справок для секретаря, костюмы Ивана Грозного и его современников, декорации телевизионной студии и телеэкрана.
Оформление: на доске – плакаты с надписями: тема урока, “Независимое расследование”, “аргументы “за” и “против”. Кабинет разделен на две части. В одной располагаются исторические деятели (к началу урока они находятся за ширмой-экраном). В другой части – представители прессы со всеми атрибутами: таблички с названием газеты или журнала, фотоаппараты, видеокамеры, два микрофона.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами ещё раз обратимся к эпохе Ивана Грозного, вспомним наиболее яркие и образные события его противоречивого царствования. Перед вами стоит задача оценить личность Ивана IV и высказать собственное отношение к времени его правления.
Урок проводится по типу ток-шоу “Независимое расследование”.
Итак, мы начинаем.
Звучат позывные ток-шоу.
Тема сегодняшнего расследования “Эпоха Ивана Грозного: противоречия и итоги правления”. В студии присутствуют независимые журналисты, представители исторических газет, журналов и телевизионных программ (представить их названия). Помогать вести эту передачу мне будет наш секретарь (представить).
Вам предоставляется уникальная возможность пообщаться с помощью телемоста с гостями из XVI века: царем Иваном Грозным, боярином Андреем Курбским и Малютой Скуратовым, задать интересующие вас вопросы, высказать свое мнение о противоречивости того времени.
Не забывайте о чертах характера наших гостей, поэтому прошу соблюдать правила ведения дискуссии, быть тактичными и вежливыми.
Звучит классическая музыка.
Учитель зачитывает описание Ивана Грозного:
“Он ступал медленно, мелким шагом, как-то размашисто, с громким стуком передвигая посох. В дверях остановился, хмуро и пристально вглядываясь в стоявшую перед ним на коленях толпу простолюдинов, Сам – высокий, слегка сутулый, сухой, с желтым морщинистым лицом. Большой крючковатый заостренный нос и жесткая молчаливость его стиснутых губ вместе со всей мрачной осанкой его фигуры приводили в сильный испуг впервые видевших его. Его взгляд пытлив и проницателен, он как бы пронизывает все насквозь, в глазах читается острый ум и напряженная мысль.
На нем надет опашень из тисненного бархата, украшенный серебряными пуговицами с самоцветными каменьями. Из-под ворота выступает меховой стоячий воротник. На ногах – расшитые сапожки, на голове - круглая шапочка, тафья, которую носили дома. В левой руке царя – разукрашенный посох с набалдашником из слоновой кости и с острым наконечником, в правой – четки”.
Нас почтил своим присутствием царь и великий князь всея Руси Иоанн Васильевич Грозный со своими современниками боярином Андреем Курбским и Малютой Скуратовым. Во время объявления имен раздвигается ширма и появляются учащиеся в костюмах исторических деятелей.
Наши гости милостливо согласились присутствовать на нашем ток-шоу и пообщаться с вами. Прошу задавать интересующие вас вопросы.
Учащиеся от имени журналистов задают вопросы, попутно представляя свои издания. Во время вопросов по усмотрению учителя секретарь зачитывает исторические справки на темы: “Погром в Новгороде”, “Реформы Избранной Рады”, “Причины опричнины” и др. Учащиеся, исполняющие роли царя Ивана IV и его оппонентов отвечают на вопросы от имени исторического деятеля.
Материал для исторических справок:

Новгород
Приехав в Новгород, царь велел отобрать всех знатнейших жителей и торговцев, а также духовных и множество другого народу. Собрав всю эту толпу, Иван приказал раздевать их и терзать “неисповедимыми муками”, как говорит летописец, а потом велел бросать их в Волхов с моста; женщинам связывали назад руки с ногами, привязывали к ним младенцев и в таком виде бросали в Волхов; по реке ездили царские слуги с баграми и топорами и добивали тех, которые всплывали. “Пять недель продолжалась неукротимая ярость царёва”. Когда, наконец, царю надоела такая потеха, он начал ездить по Новгороду, по монастырям и селам и приказывал перед своими глазами истреблять огнем хлеб в скирдах, рубить лошадей, коров и всякий скот, истреблять купеческие товары, разметывать лавки, ломать дворы и хоромы. С Иванова посещения Новгородский край уже окончательно обеднел и обезлюдел. Царь хотел отнять у него силу, “извести из него крамолу”.
Реформы Избранной Рады

Сильвестр и Адашев призвали к себе на помощь весь народ; они собрали именем государя Земский собор или Земскую Думу из выборных людей всей русской земли. Собравшиеся стали совещаться, как водворить правосудие и улучшить правление. Они составили Судебник и Уставные грамоты. Чтобы сохранить народ от царских наместников, новый Судебник давал жителям право выбирать своих земских старост, которые должны были сидеть на суде наместников и наблюдать за ними; для важных уголовных дел судьи выбирались всем уездом...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.08.22 | Просмотров: 2228

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340